Осенняя поездка. Подвязье

Nov 30, 2020 17:50

Назад
Вперед
Содержание




Наконец-то мы добрались до усадьбы Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье. Дорога от Богородска вполне приличного качества. Ямы отсутствуют, небольшие неровности присутствуют. А где их нет? Твердое покрытие заканчивается за пару километров до села. Дальше надо ехать по довольно глинистой дороге, которая ведёт через поля. После затяжных дождей преодолеть этот участок будет не очень просто. Местами на дороге появляются глубокие колеи, в которые машина легко может соскользнуть, несмотря на все мастерство водителя, и дальше придется идти за трактором.

Припарковав машину на въезде в деревню - отчаяный призыв местных жителей к сохранению исторической дороги оформлен в виде большой таблички - мы направились по мощеной булыжником дороге ко входу в усадьбу.

Еще во время поиска и сбора информации об этом месте, мы пытались понять режим работы усадьбы, но так в этом вопросе не разобрались. Поэтому не были уверены, что сможем попасть в нее. Это частное владение, в которое можно приехать и погулять. Имение огорожено забором, просто так от главного входа во внурь не попасть. Возле ворот надо позвонить в звонок три раза☺. Через пару минут кто-нибудь выйдет и пустит вас на территорию. Кто-то из хозяев, либо, как в нашем случае - работник, который участвует в реставрации. Во время краткой прогулки до главного дома усадьбы он рассказал нам о правилах посещения, о том, как идут реставрационные работы. Из диалога с молодым человеком мы уяснили, что денег на полноценную реставрацию нет. На данном этапе они пытаются провести консервацию зданий, чтобы избежать дальнейшего разрушения. На краю села возле усадьбы, возвышается выполненная в форме ротонды церковь, в настоящее время окруженная строительными лесами. Это единственное здание, в котором, по-видимому, проводятся активные реставрационные работы. Большинство же хозяйственных построек почти разрушились и непонятно, как и зачем их реставрировать. Они уже прошли ту стадию, когда затраты на восстановление исторического облика выглядели бы оправданными. Часть этих построек используется: где-то организовали хлев, где-то выращивают овощи, которые без всяких теплиц бурно плодоносят несмотря на стоящий на дворе октябрь.






Чтобы каким-нибудь образом компенсировать затраты, нынешние владельцы планируют предоставлять на коммерческих условиях свою усадьбу для организации свадеб, деловых встреч, копроративных вечеринок. Для организованных групп существует возможность заказать экскурсию. Мы же, туристы-одиночки, просто гуляли и совали свой нос везде, где это было не запрещено.

Хозяева усадьбы полны энтузиазма, и как у всех увлекающихся людей, планы у них наполеоновские. Например, они надеются разбить фруктовый сад, похожий на тот , что был в далеком прошлом, планируют поучаствовать в возрождении знаменитой красной горбатовской породы коров. Несколько телок уже пасутся на огороженной территории неподалеку от входа в усадьбу. Пастбищем это назвать сложно, поскольку там растет в основном небезызвестный борщевик Сосновского. Такого его изобилия мы за время нашего путешествии не встретили нигде. Ни в Гороховце, ни в Ворсме, ни в Муроме, ни вдоль дорог, по которым мы проезжали, в общем, нигде он нам на глаза не попадался.




На территории имения сохранился главный дом, в плане повторяющий букву П, в одном крыле которого живут нынешние хозяева. Когда-то величественная лестница вела, вероятно, в бывший зал приемов, расположенный в центральной части дома на втором этаже. Ныне лестница, как и весь дом целиком, требуют капитального ремонта.




В конце XIX века, наверное, было модно использовать керамическую плитку в качестве напольного покрытия в хозяйственных постройках и на лестницах. И в Лазарево, и в Подвязье мы встретили многочисленные фрагменты таких плиток в хозяйственных постройках. Благодаря любознательности и настойчивости супруги, которой удалось найти отчетливый отпечаток клейма плитки на ступенях разрушенной лестницы, мы сумели идентифицировать изготовителя. Им оказалась фирма Villeroy&Boch.




Территорию усадьбы постепенно расчищают от поваленных деревьев. Неспешно прогуливаясь по главной аллее приусадебного парка, мы с помощью полученных ранее инструкций от молодого человека отыскали тропинку, ведущую вниз, и спустились к нижним воротам усадьбы. Сейчас они выглядят не лучше остальных построек. Когда-то это были главные парадные ворота, через которые хозяева и гости по вымощенной булыжником дороге в каретах и экипажах поднимались наверх к главному дому. Свою карету мы оставили далеко, поэтому обратно наверх пришлось идти пешком.

Возле ворот я случайно уловил какое-то движение в ветвях деревьев, растущих вдоль дороги. Метрах в пятидесяти от нас на ветке сидела крупная хищная птица. Я не мог пройти мимо такой удачи и потихоньку полез в рюкзак за фотоаппаратом с телеобъективом. Похоже, птица не замечала нашего присутствия. Незаметно, стараясь не вспугнуть ее, я подошел поближе и сделал несколько кадров. К сожалению, все портила ветка, за которой прятался хищник. Удовлетворив свое фотолюбопытство, уже не таясь, мы направились наверх.




Примерно посередине пути дорога обрывалась. Причиной этого был недавний оползень. Аккуратно, чтобы не упасть, вдоль самой стенки обрыва мы перебрались через провал и продолжили неторопливую прогулку. Минут через десять мы вышли обратно к полуразрушенным постройкам усадьбы.






Конечно, не меньше самой усадьбы нас поразили бескрайние просторы. Открывающиеся с высокого берега панорамные виды на Оку могут загипнотизирать любого. Очень тяжело оторвать взгляд от бесконечности, которая открывается перед тобой.




В тот день, вероятно, где-то далеко проходили военные учения, в течение многих часов до нас доносились разрывы снарядов. И стоя с закрытыми глазами на краю обрыва над Окой, можно было представить себе, что где-то там происходит сражение.




Мне кажется, что для для ярких впечатлений от неспешной прогулки по имению Приклонских-Рукавишниковых сложились воедино и время года, и погода, и наше настроение, и воодушевление, с которым мы приехали сюда.




Пора было завершать наше знакоство с усадьбой, и, напоследок, мы еще раз прошлись вдоль края обрыва, чтобы повнимательнее рассмотреть рельсы, торчащие из земли, которые мы давно заприметили. Наше предположение о том, что они изготовлены на Демидовских заводах, оказалось верным. Вообще, нам показалось, что рельсы имели широкое примение при благоустройстве усадьбы. Их использовали в качестве арматуры при постройке зданий, в качестве направляющих и окаймляющих элементов при мощении дорожек усадьбы. Наверное, прогулка со знающим экскурсоводом дополнила бы наши знания многими мелкими, не самыми очевидными подробностями строительства усадьбы. Но это уже в следующий раз.




Вернувшись к калитке, уже самостоятельно (напомню, чтобы попасть во внурь надо звонить три раза☺) мы покинули территорию усадьбы. Путь наш лежал в Горбатов, самый малонаселенный город Нижегородской области.




Назад
Вперед
Содержание

развалины, усадьба, villeroy, Приклонские, путешествия, boch, Рукавишниковы, Ока, Подвязье, Нижегородская область

Previous post Next post
Up