Храмы и монастыри, монахи-скитальцы, грибы в спирту и еще несколько фактов о селе Дунилово

Apr 15, 2022 21:07








Расположенное на противоположном от Гориц берегу Тезы село Дунилово значительно крупнее и богаче на достопримечательности. Лучше приехать сюда на целый день, особенно если хочется сделать хорошие фотографии. Потому что выбрать удачное место для них с наскоку не получится. Наша ночная прогулка была некоторой прелюдией к внимательному изучению села уже при свете дня.

Дунилово, как и Горицы, первый раз упоминается в связи с представителями княжеского рода Горбатых-Шуйских, которые принадлежали к младшей ветви удельных князей Шуйских. Первым владельцем села Дунилово был Михаил Горбатый.







Первого владельца Дунилова, Михаила Васильевича Горбатого (Кислого), можно отыскать на родовом древе князей Шуйских на самой правой ветви (само древо висит в Литературно-краеведческом музее Константина Бальмонта)

Мы начали знакомиться с памятниками села с церкви Покрова Пресвятой Богородицы, стоящей в южной части бывшей торговой площади. Первый раз мы попали туда накануне вечером: в соседнем доме Саша забирал свежепойманного судака у местного рыбака, и она произвела какое-то таинственное, магическое впечатление своими жемчужно-белыми куполами, светящимися в свете уличных фонарей в окружении полуразвалившейся ограды. В темноте она выглядела настолько эффектно, что я даже не заметил стоящую рядом с ней небольшую церковь во имя Всех Святых.






Холодная Покровская церковь построена в 1685-1704 гг. Специалисты относят этот памятник к стилю нарышкинского барокко. Этот храм в дальнейшем послужил образцом для целого ряда культовых сооружений бывшего Шуйского уезда.






Зайти внутрь и рассмотреть остатки интерьера может любой желающий, что мы и сделали. Судя по отсутствию следов на снегу вокруг нее, мы были первыми посетителями за последние дни. Правда, кроме плохо сохранившихся фрагментов клеевой росписи первой половины XIX века, смотреть там особо не на что. О ее истории, как и об истории ее соседки, зимней церкви во имя Всех Святых, построенной в 1742-1743 гг., можно прочитать Своде памятников архитектуры Ивановской области тут и тут.





Остатки клеевой росписи внутри Покровской церкви





Одинокая фигура священника в ожидании автобуса

Наш дальнейший путь лежал вверх по реке к Успенскому женскому монастырю. После ночного похода мы уже знали, что он закрыт для посещения из-за ковидных ограничений, но, тем не менее, решили еще раз прогуляться и по дороге поснимать пейзажи.





Вдалеке виднеется конечная цель нашей прогулки - Успенский женский монастырь

Возле моста через Тезу в северной части бывшей торговой площади стоит Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1821 году на месте часовни, позже в конце 60-х годов XIX века к ней была пристроена колокольня, да и сама церковь тоже была перестроена. Работы по перестройке выполнялись на средства известного южского купца Асигкрита Балина, который был уроженцем Дунилова. Его усадьба находилась возле самого моста через Тезу. «Главный дом усадьбы выделялся своим «городским» видом в эклектически переосмысленных формах позднего классицизма» (полное описание тут). С полной историей Крестовоздвиженской церкви можно ознакомиться тут.

Напротив нее в каменном доме, построенном в начале XX века, разместилась пекарня. Кирпичное приземистое здание, в котором со времен Николая II всегда выпекали свежий хлеб. Говорят, весь секрет в старой дровяной печи, в которой готовят выпечку, и особом рецепте, взятом из кулинарной книги XIX века (источник). Так это или нет, не знаю, дальше прилавка мы не заходили. Мы прикупили пару буханок, и хлеб действительно оказался очень вкусным, но еще больше мне понравились свежеиспеченные кренделя и плюшки. Но было и нечто весьма неожиданное: возле прилавка в холодильнике вместе с консервами, которыми торговали наряду с хлебом, стояла явно самопальная банка грибов (к стеклянной банке была приклеена рукописная этикетка «Грибы в спирту»). Что это и к чему, осталось для нас загадкой, было неудобно расспрашивать продавщицу, потому что собралась очередь из любителей свежей выпечки.

Дальше дорога идет мимо бывшего женского Благовещенского монастыря, основанного в начале XVII века. На его территории стоит самая ранняя каменная церковь, построенная в Дунилово. Здание холодной Благовещенской церкви возвели 1675 году на месте деревянной церкви. Сам монастырь прекратил свое существование после известного указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 году, церковь стала приходской. Храм расписывался в два периода. Живопись на столбах выполнена сразу после строительства, в последней четверти XVII века, и является единственным произведением этого периода, сохранившимся до наших дней на территории Ивановской области. Стены и своды расписаны клеевыми красками в 1-й трети XIX века. Подробнее можно прочитать здесь. В конце XVII века была построена высокая шатровая колокольня, к которой в конце XIX века была пристроена теплая церковь Казанской иконы Божией Матери. Все эти постройки окружены высокой и глухой кирпичной оградой, которая с дороги выглядит довольно неприступно, поэтому у нас даже не возникло желание зайти на территорию (к тому же из-за ковидных ограничений, наверное, вход туда ограничен). Сейчас этот комплекс является Благовещенско-Казанским подворьем Успенского Дуниловского женского монастыря, к которому мы, собственно, и направлялись.

Чтобы его запечатлеть, нужно либо спуститься вниз к реке, которая в этом месте изгибается, либо, наоборот, обойти его и отойти подальше в поле. Поскольку были высокие сугробы, я предпочел первый вариант. Пока я выбирал место получше, супруга от дороги мне сообщила, что в полынье позади меня плавала выдра.





Бывший Благовещенский монастырь (справа вдалеке виднеется церковь Рождества Богородицы в Горицах

С этого места открывается неплохой вид на церковь Покрова Богородицы в Горицах.

Успенский монастырь, к которому мы продолжали идти по сельской дороге, стал женским лишь 1991 году. На его месте уже в конце XVII века существовал мужской Успенский монастырь, который в народе прозвали Воробьевой пустынью. Основал его, по одной версии, стольник Илларион Абрамович Лопухин еще до того, как он выдал свою дочь Евдокию за Петра I (источник). По другой версии, он основал монастырь уже после того как ему было пожаловано Дунилово по случаю бракосочетания, а ему самому боярство (после чего он изменил имя и стал Федором) (источник).

Пустынь впервые упразднили в 1724 г. по причине малообеспеченности и приписали к Николаевскому Шартомскому монастырю, куда и перешли монахи Воробьевской пустыни в количестве семи человек, и была свезена вся утварь и наличный хлеб. 7-го января 1725 года получен был новый указ из Суздаля, изменявший предыдущее распоряжение. Этим указом Воробьевская пустынь приписывалась к Юрьевскому Архангельскому монастырю. Соответственно, монахи и утварь были доставлены в Юрьев-Польский. Но на этом их скитания не закончились. Через два года, в 1727 году, Воробьевская пустынь была восстановлена в своем значении и монахи, взяв с собой утварь (куда уж без нее 🙂), перешли на место своего прежнего обитания, в Дунилово. Но к 1730 году обитель опять приходит в сильное запустение, в дальнейшем в ней очень часто меняются настоятели. И в 1764 году указом Екатерины II Успенский мужской монастырь, как и соседний Благовещенский женский, был упразднен.

Дальнейшая история оставшихся без непосредственного призора церквей была такой же, как и в других упраздненных обителях. Церкви ветшали, разваливались, и возможно, что бревна и доски, из которых были сложены церкви, использовались в каком-нибудь другом строительстве. Существует и другая версия, что их «по обыкновению того времени сожгли» (Описанiе города Шуи и его окрестностей. Составлено Владимiромъ Борисовымъ, Москва, 1851 г., с.161). Сам документ можно скачать по ссылке. Но эту версию считают личным предположением автора (источник).

Как бы то ни было, в начале XIX века была выстроена каменная летняя Успенская церковь, позже в камне же была построена теплая Покровская церковь. В конце XIX века на деньги купцов Балиных и Дудиных были построены хозяйственные постройки, богадельня, школа грамоты. Но уже в 30-х и 40-х годах XX века все храмы Дунилова были закрыты. На территории Успенского монастыря до 1991 года располагался психоневрологический интернат. Ну, а с 1991 года на месте бывшей Воробьевской пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.

Вот такая, на мой взгляд, интересная история этого монастыря. А мы тем временем добрались до шлагбаума, который перегораживает подъездную дорогу на его территорию. Чтобы сделать пару фотографий пришлось идти по тропинке в сторону реки. Очень долго пробираться по сугробам, честно скажу, было лениво, поэтому, я сделал «дежурные» фотографии, и повернул назад. Почему дежурные? Не всегда могу себя сдержать, чтобы не делать бессмысленные с моей точки зрения снимки. Вроде и знаешь, что ничего хорошего не получится, а все равно фотографируешь, потому что понимаешь, что неизвестно, когда окажешься в этих местах в следующий раз. Ну и для этого поста пригодились, надо же как-то проиллюстрировать столь длинный рассказ об истории этой обители.





Успенский женский монастырь. Церковь Успения с колокольней

На этом наше знакомство с Дуниловым и Горицами почти завершилось. Мы оказались здесь еще раз ближе к вечеру, когда ехали проездом из Введенья в Парское. От реки в этот момент поднимался туман, и не воспользоваться таким моментом было нельзя.





Открыточный вид на Покровскую церковь

Еще немного фотографий, которым не нашлось места в рассказе, можно посмотреть по ссылке.

#моявесна

#10точекнакарте

#10прогулок

#уголкиРоссии

#10прогулок, #10точекнакарте, Ивановская область, Дунилово, фотографии, путешествия, #моявесна, монастыри, церкви, #уголкиРоссии

Previous post Next post
Up