Основной целью поездки в Египет была, конечно, нырялка в Дахабе. Но ведь ей одной сыт не будешь. Хочется и каких-то наземных развлечений. Не просто ежедневный променад по набережной с посещением кафе и магазинчиков, а так чтобы интересно и познавательно. Можно купить обыкновенный тур у любого из многочисленных продавцов на улицах города, но это скучно. Это совсем стандартные туры: катание на верблюдах и квадроциклах, поездки в каньоны. Как выглядят увлекательные поездки на верблюдах,
я уже описывал. Там же можно попытаться купить тур в монастырь Святой Екатерины, но что это будет за тур - неизвестно. Из-за ковидных ограничений в начале декабря 2021 года он был закрыт для посещения. Знали ли об этом продавцы туров или нет? А если знали, то предупреждали ли туристов? А ведь тогда вся поездка могла свестись к подъему на гору Синай для встречи рассвета. Тоже неплохо, наверное, но уж больно далеко за рассветом ехать. Тут на море он ничуть не хуже. В день своего прилета в Египет мы как раз к нему успели. Хотелось большего.
Перед поездкой в Дахаб я долго штудировал интернет в поисках каких-то нетривиальных поездок, в том числе и здесь, в ЖЖ, но почти все что находил, наводило на меня тоску. Уже почти смирившись с тем, что мы поедем в какой-нибудь обыкновенный тур, наткнулся на информацию о некой Светлане, которая живет в Дахабе и организует нестандартные туры. Среди предлагаемых очень интересной обещала быть поездка в пустыню на целый день. Описание маршрута вкупе с удачными фотографиями (я же тоже фотограф 🙂), найденными в сети, склонили наш выбор именно к нему. Оставалось надеяться, что мы сможем туда поехать.
Но до отъезда я не смог с ней связаться, не там искал. Оказывается, всего-то нужно было в Фейсбуке найти русскоязычную группу экспатов, живущих в Дахабе. Но вовремя не нашел, оставалось надеяться на существование реальной «русской» диаспоры в Дахабе. Поскольку руководитель дайв-клуба, с которым мы планировали нырять - тоже наша соотечественница, то, может быть, у нее есть контакты Светланы. И я не ошибся в своих ожиданиях.
Получив заветный номер телефона, я связался со Светланой, но она немного нас расстроила: именно эта поездка в пустыню должна была случиться на следующий день, а мы никак не могли присоединиться, поскольку еще не завершили программу подводных погружений. Но договорились быть на связи, и если у нее образуется еще одна группа, то она даст нам знать. Через пару дней она нас позвала в однодневный тур в монастырь Святой Екатерины и встречу заката на горе Синай. Два в одном: знакомство с христианской святыней и
фитнес-трекинг. Не пустыня, конечно, но почему бы и нет?
Поездка состоялась накануне дня почитания Святой Екатерины у православных, 6 декабря. По этому поводу монастырь должны были открыть на несколько часов для верующих. Ну и мы, атеисты, тоже рассчитывали туда зайти. Святые мощи, к которым могут приложиться верующие, нас интересовали в меньшей степени. А вот увидеть Сокровищницу монастыря было интересно. Монастырь за свою историю ни разу не подвергался разорению, в его коллекции хранится большое количество икон и редких рукописей. По историческому значению коллекция уступает только Ватиканской апостольской библиотеке. Этим шансом нужно было воспользоваться. Уникальные экспонаты, о которых тебе с интересом рассказывает увлеченный и знающий человек - что может быть лучше!
Вся группа, 12 человек, среди которых были граждане России, Беларуси, Украины и даже Израиля, была сформирована из отдыхающих в Дахабе. Возраст участников от 25 до 55 лет.
Дорога от Дахаба до монастыря очень простая - пустое шоссе, идущее вглубь Синайского полуострова. По дороге было несколько кордонов, на которых проверяли паспорта. В эти моменты водитель-бедуин, который считался официальным гидом (так положено по местным правилам), сообщал военным, что везет группу русских паломников, среди которых есть один еврей, в монастырь. Те что-то между собой говорили, куда-то уходили, потом возвращались, и мы продолжали движение. Никакому досмотру мы не подвергались, и сопровождающего, как, видимо, иногда бывает, нам не дали. Из окон автомобиля открывался, может быть, чуть однообразный, но тем не менее очень красивый пейзаж: Синайские горы в утренних лучах солнца переливались множеством оттенков. Эти краски меня завораживали, и я понимал, что очень хочу сюда приехать когда-нибудь на целый день, увиденные ранее фотографии не обманывали.
Примерно на середине пути мы сделали небольшую остановку возле огромного валуна, на котором сохранились древние письмена. Конечно, среди совсем старинных, относящихся к периоду набатейского царства текстов и рисунков, там нашлось место и традиционной у всех народов и во все времена: «Киса и Ося были здесь» (я немного утрирую, но смысл такой) - только написанной на иврите (о чем нам сообщил израильский товарищ).
Где-то здесь притаилась популярная во все времена надпись, смысл которой соответствует бессмертному выражению Остапа Бендера: "Киса и Ося были здесь"
Вообще, он оказался очень интересным и образованным собеседником, особенно в части ортодоксальной трактовки библейских сюжетов. Во время пути, когда Светлана рассказывала нам об истории монастыря, о горе Синай, на которой Бог передал Моисею 10 заповедей, он часто вступал с ней в дискуссию. Свои доводы он уверенно подкреплял соответствующими цитатами из Ветхого завета и Пятикнижия. Не знаю, как другие, но я с интересом следил за их диалогом, пытаясь для себя прояснить определенные библейские сюжеты, о которых шла речь. И мне это удалось, то есть диспут лично для меня не прошел бесследно. Не думаю, что гид ожидала оппонента среди туристов. Он не отрицал и не ставил под сомнение рассказанное Светланой, лишь в некоторых вопросах довольно упорно отстаивал свою точку зрения. Интересно, где он получил эти знания? В школе, от родителей, или перед нами был просто увлеченный религиозными вопросами человек, кстати, довольно молодой, лет 25-30. Такая необычная дискуссия способствовала тому, что вторая часть пути пролетела незаметно.
Перед входом на территорию монастыря нас ждал наконец-то полный досмотр. У всех военные, полицейские тщательно проверяли документы, личные вещи. Но воду не отбирали, в отличие от аэропортов.
Внутри было довольно многолюдно. Приехавшие в ночь туристы, успевшие встретить рассвет и спуститься с горы Синай вниз, шли поклониться мощам в главный храм. Сделать это можно было левом нефе базилики, который в обычное время всегда открыт для паломников, но в тот день туда пускали только православных из России, ну или тех, кто таковыми назвался.
Главной художественной достопримечательностью базилики является мозаика Преображение Господне, выполненная придворными мастерами императора Юстиниана I в VI веке. Из основного нефа базилики эту мозаику видно не очень хорошо, потому что мешают многочисленные свисающие сверху светильники и деревянный резной иконостас, правый неф в тот день был недоступен для посещения, а левый - занят верующими, которых туда пускали на очень непродолжительное время и только для того, чтобы оставить записки и помолиться. Внутри строго следят, чтобы никто не снимал интерьеры, особенно фотоаппаратом, поэтому я даже не предпринимал никаких попыток сделать это.
Мозаика Преображение Господне в базилике
Посмотрели на Неопалимую купину, пересаженную на новое место на несколько метров в сторону от ее исконного места для того, чтобы можно было построить одноименную часовню, и поместить престол над ее корнями. Во многих источниках это библейское растение называют терновым кустом, но существует мнение, что это ежевичный куст. Я ни разу не ботаник, поэтому мне, в принципе, все равно. Но на иконах он выглядит загадочнее, чем в жизни.
Но основной целью нашего визита была Сокровищница с ее богатой коллекцией. В ее собрании есть уникальные иконы, написанные еще в VI веке восковыми красками. На человека, который ни разу не видел подобных икон (вроде меня), они производят очень сильное впечатление. Стоит один раз увидеть - на всю жизнь запомнишь.
Стараясь не привлекать излишнего внимания, Светлана рассказывала о наиболее известных и интересных экспонатах. Но тут ее слушала лишь часть группы, если так можно выразиться, те, кто постарше. Остальные предпочли общество молодого израильтянина, который увлеченно делился своими познаниями о тех же предметах из коллекции. В общем, группа временно разбилась по интересам. В Сокровищнице выставлены подарки от царствовавших в разное время особ, в том числе от дома Романовых и от Рюриковичей. Но времени на детальный осмотр всех экспонатов, конечно, не хватило, для вдумчивого неторопливого посещения нужно пару часов, которых попросту не было.
Посетили мы и еще одно место, куда отводят не всех туристов, это оссуарий, в православии - костница. Он находится в нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Пока мы ждали монаха с ключами, Светлана продолжала свой интересный рассказ об истории монастыря.
Наш гид, Светлана
Пришедший монах отпер дверь, сопроводил нас вниз, желающие могли поставить там свечки, помолиться. Может, кому-то это покажется странным, но ничего необычного в костницах нет, исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ. В этом монастыре всего несколько могил, которые используются по мере надобности. Чтобы они были свободны в урочный час, по прошествии определённого времени кости и черепа извлекают из могилы и помещают в этот самый оссуарий. Единственным полным скелетом в нем являются мощи Святого Стефана, облачённые в монашеские одежды. Они хранятся в стеклянном киоте.
Оссуарий в монастыре Святой Екатерины
На территории России есть, по крайней мере, два таких места. Одно из них находится на нижнем этаже Введенской церкви Старицкого Свято-Успенского монастыря, в котором мы побывали в марте прошлого года. В ней похоронены останки монахов монастыря и жителей города, обнаруженные во время реставрационных работ на монастырском кладбище, которое к моменту начала этих работ было разрушено. Кости похороненных и покоившихся здесь столетиями людей в течение многих лет валялись под открытым небом, перемешанные со строительным мусором и обломками надгробных памятников. А вторая костница находится на территории Спасского мужского монастыря в Муроме, который мы посетили годом ранее. Причина ее возникновения та же, что и в Свято-Успенском монастыре Старицы: при благоустройстве монастыря были найдены многочисленные останки людей.
Время неумолимо бежало, и служители монастыря Святой Екатерины вежливо, но настойчиво просили всех выйти за пределы крепостной стены. Наша группа оставалась последней, но, не смотря на близкое личное знакомство нашего гида с настоятелем и монахами монастыря, нам тоже не дали надолго задержаться. Возле выхода местные жители активно торгуют различными сушеными травками-снадобьями и мелкими и недорогими сувенирами. Избежать общения с ними практически невозможно, но они и не особенно себя навязывают.
Служитель монастыря Святой Екатерины
Помимо богатой коллекции Сокровищницы монастыря можно полюбоваться памятниками искусства, созданными природной стихией на склонах Синайских гор, окружающих монастырь. Если дать волю фантазии и полету мысли, то можно представить, будто в камне вырублены многочисленные лица людей. Глядя на них, ощущаешь себя в галерее современного искусства. Но возможно, я все еще находился под влиянием раннехристианского искусства.
После окончания экскурсии нас ждал комплексный обед в одном из небольших кафе городка Сан-Катрин. Традиционный набор небольших, но очень сытных бедуинских блюд: тахина с лепешкой, салат, суп, курица и чай. Во время краткого ничегонеделания можно было понаблюдать за местным житием-бытием. Школьники возвращались домой после занятий. Небольшая группа мужчин расположилась прямо на улице и вела оживленную беседу. Очень хотелось встать и пойти поснимать эту обыденную жизнь, но не было времени (нас ждал микроавтобус, чтобы отвезти обратно к монастырю для
восхождения на гору Синай), и наверняка надо было спрашивать согласия на подобную съемку, чтобы не оказаться невежливым и не нарушить чьих-то личных границ.
Мы сидели за одним столом со Светланой и не могли не расспросить ее о других туристических маршрутах, которые она организует из Дахаба. Самой интересной нам показалась увлекательная многодневная поездка по пустыне с ночевками под звездами. Когда можно, не торопясь, бродить по каменистой пустыне, спускаться и заходить в многочисленные каньоны, о существовании которых туристы и не подозревают. Где можно случайно столкнуться с бедуинской семьей, которая частным образом добывает бирюзу (эти редкие встречи скорее исключение). В общем, настоящее романтическое приключение. Единственный его недостаток - группа 8 человек. Нужно найти довольно много желающих провести пять дней вдали от цивилизации без особых удобств. И за это еще надо заплатить… Лучший вариант привезти всех с собой, чтобы был свой проверенный во всех смыслах коллектив. Когда соберемся в следующий раз в Дахаб, обязательно кинем клич!
#остаёмсязимовать
#10точекнакарте
#10лонгридов