Сараево

Feb 01, 2015 16:17

13 июня 2014 года мы с приятелями отправились в путешествие, в котором предполагалось на велосипедах добраться из Сараево в Белград. И вот мы здесь, в Сараево, целых три дня. Погода переменчивая, то ветер, то солнце, то дождь. Такая же переменчивая, как и сам город. За три дня мы узнали про город очень много, потому что с нами был местный молодой человек по имени Мирза.  Это такой орёл-босниец, айтишник и по совместительству пивовар-экспериментатор, самый крутой каучсерфер Боснии и Герцеговины, который в свои неполные 34 года живет сейчас один в трёшке на первом этаже типовой советской пятиэтажки.



У него еще есть садик, в котором он косит траву один раз в год.
А ещё у него висит на стене портрет Иосипа Броза Тито.
И он любит слушать песни Звонко Богдана.



Если бы не разговоры с Мирзой, не получилось бы того письма, которое я отправил тогда любимой:

«Мы полночи сидели с ребятами-боснийцами, общались на разные темы, шутили друг над другом, они очень интересовались идеей велопробега, и поддержали нас, предостерегли от ошибок в пути, рассказывали много интересного о культуре, истории, религии. Спрашивали про нашу жизнь в России. Мы спрашивали про их жизнь. Знаешь, у нас не так уж и плохо.



Я мысленно переношусь в тот момент, когда я прилечу домой. Я горжусь тем, что народы в России в пределах наших границ пока ещё живут в мире, в отличие от того, что происходит здесь. Войны в Боснии теперь нет, конечно. Но это место полно противоположных ценностей, здесь пересекаются три главных религии, страной правит совет из трёх президентов.



Мирза верит, что можно и нужно жить в мире, ведь он сам в наш первый вечер собрал компанию людей различных религиозных и жизненных принципов.



Ему было приятно нам показать город на следующий день, рассказать его историю и посоветовать много всего полезного. Несмотря на проливной дождь.





Мы с ним много гуляли под дождем по улицам, торговым лавкам, невероятно уютным и дешевым кафешкам, где варят отличный кофе в турках. Тему войны он не стал обходить. Мирза прожил в Сараеве всю жизнь и помнит детали, понимает бессмысленность и трагизм произошедшего. И, что интересно, относится к сербам с уважением. Я больше всего это оценил, наверное.



Обсуждали Эмира Кустурицу. Он сказал, что боснийцы им гордятся, конечно, но многие на него обиделись и считают его даже в некоторой степени предателем. За то, что он покинул Сараево, за то, что он не хотел независимости Боснии и за то, что он презирает Тито - лидера Югославии в прошлом. Мы заметили, что боснийцы очень любят Тито. Повсюду его портеты, книги. Но что еще мы заметили - для боснийцев не существует Сербии.



Они хорошо дружат с Хорватией, Турция их поддерживает. Сербия - а что это? Мы даже карту бумажную не можем купить, чтобы ориентироваться по маршруту, если приборы откажут. Здесь нет дорожных карт Сербии. Ни в одном магазине!



Мирза между делом сказал, что Россия будет целой страной, при условии, что религия народов не будет пересекаться с политикой. Именно поэтому сейчас нет на карте Югославии. В нашей стране намешано столько разных культур и общностей, что никакой Югославии и не снилось.
А как же всё-таки Сараево прекрасен! Когда едешь из пригорода в центр, ты будто путешествуешь во времени.



40 лет назад - советская эпоха.



200 лет назад - Австро-Венгрия



500 лет назад - Османская империя.



И все это четко разделено на одной плоскости. Десять шагов - и ты в другой стране, в другом городе, в другом времени. Плюс эти следы от обстрелов на домах, огромное количество зелени и горы вокруг."

Перед поездкой на Балканы, я прочёл биографию Эмира Кустурицы.
Приведу небольшой отрывок его размышлений про Сараево:

«Мой родной город стал единственным в мире местом, переставшим предоставлять необходимые условия для выполнения важного ритуала, основной социальной привычки в моей жизни, связанной с моим восточным грехом. Моя единственная серьёзная зависимость носит название «консенсуальный кофе». Это кофе, который пьется вместе с людьми, разделяющими ваши взгляды. Беседа вас пробуждает, и при этом ваши собеседники не принимаются доказывать своё мнение. Ситуация могла бы оставаться под контролем только в том случае, если бы мы вели беседу как гуманисты. В стиле «я люблю все народы, ни питаю ни к кому ненависти, отличаю добро от зла и т. п.» Если бы я рискнул, потягивая свой кофе, завести разговор о взаимном количестве жертв, консенсус бы мигом провалился, да и кофе вместе с ним».

К чему привела та война, к чему привели 20 000 убитых в одном только Сараеве?
Ведь как жили вместе все на одной территории, так и живут. Босния и Герцеговина формально состоит из 2-х республик - Республики Сербской и Республикой Боснийской. Но в реальной жизни это два разных государства. Когда ты оказываешься в Республике Сербской, ты ни за что не догадаешься, что ты в Боснии. Ни одного боснийского флага, даже на административных зданиях! Даже асфальт на дорогах хуже, чем в Республике Боснийской. За что же кровь проливали?

Я потом посмотрел на города и деревни уже главной Сербии. И на Белград. В Боснии сейчас намного лучше.
Босния и Герцеговина богаче Сербии, это заметно, когда едешь по маленьким городам и деревням.

Босния и Герцеговина, Сербия, Фото, Кустурица

Previous post Next post
Up