Давеча огорчалась я по поводу бескультурья в вопросе толкования архаических изображений в народном искусстве:
http://tradtextil.livejournal.com/92728.htmlА примеров не привела.
Привожу.
Купила я на какой-то очередной большой книжной ярмарке на ВВЦ вот такой "плакатик"( размер примерно А3 ):
Эти листки продавало какое-то марийское издательство.
Внизу в уголочке плохо видно - там указаны адреса магазинов сувениров. Конечно, ЧТО спрашивать с торговли? Но дело не в торгующих гражданах и их менталитете. Запросто такой плакатик мог бы быть выпущен и в "образовательных" целях каким-нибудь более связанным с такими целями учреждением.
Поначалу я всякую информацию ловила, поскольку её просто очень мало. А теперь, изловивши вот такую порцию, чувствую большое раздражение. Потому как совершенно бескультурный листок. Фига.
Текст - анонимный. И никаких ссылок на то, что могло бы вопрос авторства прояснить. Просто как с небес нам вещают - не представившись. Ну а раз с небес - так понятно, что истина в последней инстанции.
Терпеть не могу анонимные тексты. Автор или источник ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть как-то обозначен, лучше всего - исчерпывающим образом. Считаю это обязательным признаком нравственной чистоплотности. Не указывать источник - непристойно.
Конечно, это относится к вот таким публичным проявлениям, как печатное слово. В рабочем режиме, в процессе обсуждения, конечно, форма может быть более вольная. Ну так на то и рабочий процесс. А тут - результат. Непристойный результат.
В силу краткости избранной формы длинных разборов и пояснений не предполагается. А потому вопрос ссылки на источник встаёт особенно остро. Потому что мы никак не можем понять - а откуда все эти утверждения неизвестный нам автор вывел?
И особенно раздражает, что смешано нечто, имеющее отношение к изображённым рисункам, и нечто ПОТУСТОРОННЕЕ. Потустороннее в отношении здравого смысла.
Мы видим тут много очень широко распространённых у многих народов Евразии символов, орнаментов и сюжетов, толкованию которых посвятили свои усилия многие достойные умы.
Но когда я читаю про что-нибудь, вроде "задерживающих воронок", то вспоминаю о почившем Главлите. Ведь какая штука получается интересная. Главлит, ведь, получается, не абсолютное зло. Ей-богу, ЭТОГО Главлит бы не пропустил!
Он бы задержал это в своих мощных воронках!
Но Главлита нет. Это хорошо.
Граждане, обзаведитесь своими задерживающими воронками!
------------------------------
P.S.1.
Скромно осмелюсь от своего имени ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что, прости господи, "задерживающая воронка" - это изображение-обозначение женской фигуры-древа. А предполагаю сие потому, что имеется очень много ОЧЕНЬ похожих конструкций, где это сходство с древом или с женской фигурой проявляется в степени, позволяющей делать такие выводы более определённо. Родственных примеров много в текстильных видах народного искусства народов Евразии.
P.S.2. Поскольку в мой журнал приходят часто люди молодые, о Главлите ничего, возможно, и не слыхавшие, то вот ссылочка на чудесный текст про Главлит и его задерживающие воронки:
http://slovari.yandex.ru/dict/litenc/article/le2/le2-5432.htmСтатья эта из "Литературной энциклопедии" :
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/Информация взята с полезного ресурса :
http://feb-web.ru/ P.S.3. Главлит, как идея, как инструмент, сам по себе - не может быть плох или хорош. Весь вопрос, в чьих руках он находится.