S-образный элемент. Z-образный элемент. Яша, яшка.

Mar 13, 2010 16:30

В комментарии к одному из сообщений о зубово-полянской рубашке номер1 ( http://tradtextil.livejournal.com/82393.html ) мне был задан вопрос о том, что означает S-образный мотив.
Я не знаю! Говорят, что это змеиный знак.
И вот вместо того, чтобы этим и ограничиться, я написала уже два сообщения и пишу ещё и это - S-бразный знак, наверное, своими крючками всё это зацепил...
Прежде чем перейти к текстилю, я хотела бы упомянуть про наши русские наличники, в которых S-образный знак встречается ОЧЕНЬ часто.
Вот такие узоры в навершии встречаются во многих губерниях, часто довольно далёких друг от друга:



(Мамонтовка, Московская область)
Два симметричных S-образных элемента. Вернее один - S-образный, а другой - Z-образный, посколько завёрнут в другую сторону. И здесь беда с терминами - ох как они громоздки для нас, вынужденных переключать алфавит.
А вот наличник с дракончиками-змеями:



(Запрудня, Талдомский район Московской области)
В моём втором журнале дракончиков-ящеров в наличниках можно найти очень много ( ещё больше у меня в архивах).
Интересно здесь именно сопоставление. ОЧЕНЬ похоже на то, что оно подводит нас к разгадке тайны S-образного элемента. Как известно, расположение "говорящих" элементов на разных местах наличника закреплено канонами. Так что есть основания заключать о взаимозаменяемости этих элементов - дракона, змея, ящера, Яши с одной стороны и S-образного символа - с другой.
А теперь переходим к текстилю.
S-образный элемент встречается в изобилии в народной вышивке, ткачестве и коврах у очень многих народов Евразии.

Я рассказывала о тамбовской полосочке:



Только что опубликовала вышивку мяо :



Это для обозначения огромности территории, которая этими знаками просто наводнена.
Поскольку всегда хочется найти какое-нибудь авторитетное мнение о таких зыбких материях, обратилась я к книгам по коврам. Поскольку именно в коврах Азии этих S-образных знаков просто невообразимое количество.
Откроем первую книжечку, книжечка уважаемого автора:



Именно S-образному знаку там уделено 4 страницы. S-образный знак встречается повсюду от кельтов до китайцев - в металле и текстиле. Трактуется как двуглавый дракон:



Джеймс Опи отмечает, что формы передачи этого персонажа в текстиле - упрощённые, поэтому, как правило, у них нет даже намёка на глаза - а это было бы кстати для большей убедительности трактовки. Но всё-таки, он нашёл среди ковровых изделий иранских кочевых племён такое, которое проливает свет на этот вопрос:



У S-образных дракончиков, заполняющих вертикальную полосу посередине есть глазки и есть даже какие-то хохолки на голове. Скажу от себя, что эти хохолки, которые мы часто видим на персонажах иранских и туркменских ковров, напоминают мне султанчики на шлемах воинов-кочевников. Они колышутся при ветре как ковыль.

Сложные рассуждения о том, откуда пошли эти драконы, и кто у кого мог их заимствовать*), я пересказывать не буду. Тем более, что автор сам замечает в них некоторые противоречия, которые он не может объяснить:



Наконец, автор приводит поразительный анатолийский ковёр (тип "Дракон и Феникс") 15 века - его бордюр составлен из S-образных знаков:



Откроем другую книжку. Уже обложка представляет собой умопомрачительное собрание архаических мотивов:



S-образный элемент обсуждается кратко и только в связи с бордюрами восточно-анатолийских ковров:



Автор сам ничего не утверждает, а лишь отстранённо сообщает нам, что некоторые исследователи полагают-предполагают, что S- и Z-образные мотивы символизируют дракона или змею(змея), и низводят происхождение этих мотив от китайского дракона, что иллюстрируется цепочкой изображений с последовательными(якобы) изменениями.
Ещё один пример - в восьмиугольных медальонах ковров белуджей:



Потрясающее сходство с композицией тамбовской полосочки!

Почему именно змей оказался столь важным персонажем архаических сюжетов можно почитать хотя бы у Афанасьева в "Поэтических воззрениях славян на природу". Там приводится очень убедительное объяснение, почему змей считается покровителем домашнего очага, и приведено большое количество примеров поверий, примет, пословиц, связанных со змеем.
(Молния, её сходство со змеёй. Огненная змея. Огнедышащие змеи. Небесный огонь некогда был низведён с небес на домашний очаг. В домашнем очаге огонь приручённый - его охраняет уж-господарик.)

P.S. Как хорошо понятны нам чувства, переданные Джеймсом Опи :
"Сомнительно, чтобы ткачи племени Luri 1930-е годы продолжали выполнять бордюры в столь чётком стиле без какого-либо знания об их смысле. Однако, насколько мне известно, никто и никогда не спрашивал ткачей-кочевников об этом в те времена, когда традиция была ещё жива."
Как про русских написано! Судьба любого народа без элиты - терять великое наследие.
______________________

*) С некоторых пор к любым рассуждениям о том, кто, что и у кого заимствовал, я отношусь с априорным утомлением. Все у всех заимствовали, заимствовали, заимствовали... Примерно, как сейчас в новостях - все кому-то должны, у всех долги, всех на помойку.
Я просто отмечаю сходство. Сходство лишь косвенно говорит о родстве, и лишь при прочих и неопровержимых к тому однозначных данных - о заимствованиях.
А есть ли кто-то, кто никому не должен?

архаические сюжеты, S-бразный знак

Previous post Next post
Up