Поводом к написанию предыдущих сообщений послужил вопрос, который задала мне уважаемая
p_u_m_ :
"Нет ли у вас фотографий Ведновской вышивки? Я так понимаю, она похожа на ивановскую строчку, но фоторафий в интернете найти не могу.
...решила выянить к какому району относится село Ведное. ... яндекс возьми да и расскажи мне про ведновскую вышивку.Рассказать рассказал - картинки не кажет. То есть на словах про нее что-то сказано, а фотографий в интернете практически нет. ... Вышивка строчная, по сетке. Орнаменты по идее должны быть геметрическими и архаичными..."
Я была в цейтноте, потом уезжала, по приезде приходится разгребать кучу содержательных вопросов, на которые не ответишь за 2 секунды. Я почти ничего не знаю о ведновской строчке. Мне следовало бы быстренько рассказать об этом "почти" но я пошла кружным путём, по пути несколько завязла.
Собственно источников всего два.
1.
Как-то уважаемая
pudoga прислала мне из Олонецкой губернии вот такую газетную вырезку:
Материал сбивчивый, по-журналистски(пусть простят меня настоящие профессионалы-журналисты!) поверхностный, и, как это очень часто бывает в подобного рода статьях, с искажающими смысл вещей ошибками.
Вот пожалуйста:
"Обычно русская вышивка яркая, многоцветная, как радуга, а тут чисто белая нить по чисто белой ткани..."
Вот такой мутью и наполнятся головы людей, с предметом не сталкивавшихся. А таковых много, потому что сталкиваться особенно-то и негде.
То, что белая строчка - один из популярнейших видов русской народной вышивки, широко распространённых очень много где, автор не слышал. Астроном, увидевший Луну на небе, и очень удивившийся её присутствию.
Многоцветная вышивка, конечно, есть. Но кроме огромного количества вышивки белым по белому, есть также большое количество вышивок красным по белому и белым по красному(более поздние), которые на радугу совершенно не похожи. Да и многоцветными их тоже не назовёшь - разве что популярную систему счёта "один, два, много" не заменить на ещё более краткую: "один, много".
Но и на том спасибо.
Чтобы глаза не ломать, даю этот же скан по частям:
И ещё раз отдельно - фотография полотенца. Жаль, что целиком оно не отснято:
2.
Вторым источником является первая из книг Новожиловой. Вот и пришлось эти обзоры тут прописывать, чтобы показать степень доверия, которое можно испытывать к определениям, данным этим автором. Это трудоёмко. Но вот обзоры сделаны и теперь можно со спокойной совестью цитировать.
Это сканы фотографий её собственных работ, данные в книге о СТАРИННОЙ тверской вышивке, в подписях к которым она обозначает их как ведновскую строчку(или ведновская строчка стоит в списке применяемых техник наряду с другими техниками):
Думаю, что уважаемая
p_u_m_ правильно всё подумала по предварительным данным, но конечно хотелось бы нам всё-таки увидеть какие-либо изображения СТАРЫХ вещей и понять, а какая же там была специфика, отличающая этот промысел от прочих строчевых промыслов?
Может быть, кто-нибудь нам что-нибудь расскажет и покажет?