Я закончила публикацию моей тамбовской полосочки:
Я разместила по-моему вполне исчерпывающий набор фотографий ( конечно в LJ они даны в усечённом варианте, но я пыталась этот факт учитывать, давая детали соответствующим образом), и я рассказала обо всём, что мне известно об этих материях. Я была бы рада, если бы смогла получить новую информацию или соображения. Пока мой журнал почти не посещается, а в ЖЖ я не нашла пока журналов со схожим содержанием и целями, но ситуация всё-таки должна меняться, и, не взирая на почти безответный характер моей деятельности я её продолжу.
Пользуясь благодатной возможностью ЖЖ редактировать ранее сделанные записи я приклеиваю в конец этой записи ту информацию, которая поступила позже, если она невелика, чтобы не распылять это повествование по куче мелких фрагментов.
27.04.2007. Сегодня случайно выудила из интернета ( станешь искать - нипочём не найдёшь!) фотографию с подписью:
"Кичка и сорока
женский головной убор
Тамбовской губернии 19 века"
Великолепная находка, вот только бы пошевелить этот предмет и при этом сделать ещё несколько фотографий в разных ракурсах! Сами собой отпали бы вопросы.
Рассмотрим. Две свободно свисающие зелёные полосы - есть обрамлённая полосочка внизу каждой. Здесь она из фабричной парчовой тесьмы. А могла бы быть и вышитая полосочка наверно. Это похоже на правду.
Вот только непонятно про более широкую деталь, отчасти лежащую горизонтально - она единая, или их тоже две парных, как и зелёных? Две или одна, а ясно, что этот предмет аналогичен по функции и структуре декора тому, который я зарисовала в ВМДПНИ! И то, как он расчленён полосами, и бахрома на конце, размеры - всё так. И квадратики вставленные в эти "лопасти" - именно на этих местах были наши квадратики из собр Далматова и из ВМДПНИ! Я в этом на 95 процентов уверена! Оставим долю здорового скепсиса до окончательного прояснения вопроса.
17.05.2007. В книге "Костюм в России 15-н.20в." издательства АРТ-РОДНИК дана другая фотография осмелюсь предположить что этого же предмета:
Но рассмотрение оной новых деталей не добавляет:
остаётся неясным - сколько лент-лопастей, каковы их относительные размеры и каково их расположение-крепление друг относительно друга, и соответственно сколько там интересующих нас вышитых деталей -квадратиков или прямоугольников.
29.04.2007. Наткнулась на ещё одну чёрно-белую, но неплохую фотографию классического тамбовского квадратика из книги И.П.Работновой и В.Я Яковлевой "Русская народная вышивка" (Москва, КОИЗ, 1957)
Надпись к фотографии:
"Часть головного убора. Вышивка по холсту чёрными шёлковыми и серебряными нитками двусторонним крестом и гладью.
Тамбовская губ. Первая пол 19в
Музей народного искусства. Москва"
Это близкий к моей тамбовской полосочке вышивальный канон. И центральная восьмивершинная фигура здесь проработана весьма подробно.
30.04.2007. Ещё одна иллюстрация по теме - из книги:
В.А.Фалеева, Е.И.Кокуина. "Пособие по вышивке". Госуд изд-во "Искусство", Москва-1954
Подпись под фотографией такая:
"Полотенце.Мотивы золотого шитья.
Тамбовская обл. Середина 19 века"
Во-первых, отсюда можно выудить нечто интересное.
Две полосочки-прошвы вставленные в полотенце несколько напоминают нижнюю полосочку с фотографии из книги Моисеенко - похоже это одного поля ягода. Есть подозрение, что и моисеенковские полосочки когда-то были прошвами в полотенце. Может быть это было обычное полотенце как здесь, а может быть и головное, как в книжке по РЭМу.
Во-вторых, определение вышивки двух нижних прямоугольных фрагментов как золотого шитья вызывает недоумение - не так мы себе представляем золотое шитьё. Ну ещё в левом фрагменте вышивка, вероятно, серебряной нитью ( на золотую что-то непохоже):
А во втором фрагменте разглядеть хоть слабые следы присутствия золота мне не удалось вовсе.
Конечно, фотография 1954 года не способствует тому.
В-третьих, новая загадка. С полосочками и квадратиками только начали разгребать вопросы, а теперь ещё и прямоугольники того же семейства. А они где помещались? И где бы это увидеть?