Мои путешествия -2004-Тамбов

Aug 25, 2007 15:26


Ещё летом 2003года, приехав из поездки по Поволжью ( http://tradtextil.livejournal.com/9962.html,
http://tradtextil.livejournal.com/13011.html ,
http://tradtextil.livejournal.com/14809.html ,
http://tradtextil.livejournal.com/16556.html ,
http://tradtextil.livejournal.com/18444.html ), распираемая многочисленными впечатлениями я показала фотографии финно-угорских вышивок моей подруге Татьяне, с которой мы знакомы с 1962 года. В то время работа над рушником шла полным ходом ( http://tradtextil.livejournal.com/7589.html ), и Татьяна была в курсе дела. Через некоторое время в гости к Татьяне и её мужу приехала из Тамбова родственница её мужа Ольга Сергеевна. Между прочим Татьяна показала ей фотографии поволжских вышивок, которые мы скинули в татьянин компьютер, чтобы она могла ими время от времени любоваться. Татьяна стала рассказывать Ольге Сергеевне о моём увлечении вышивкой и о работе над рушником. Ознакомившись со всеми этими делами Ольга Сергеевна сказала, что у них в тамбовских музеях есть куча всего ещё круче ( этот термин - не Ольги Сергеевны, которая привыкла выражаться исключительно правильным русским языком), и что мы могли бы приехать в Тамбов, где она могла обеспечить нам протекцию. Поскольку в тамбовских музеях у неё имеются некоторые связи. Это предложение Татьяна мне передала, но мы как-то не рассматривали его сначала как повод к быстрым ответным действиям.
Где-то в это же время я начала пилить своего мужа, чтобы он наконец завёл дома Интернет. Дело упиралось в то, что компьютер наш был староват для Интернета, и сначала надо было купить новый компьютер. Через некоторое время это было сделано, докуплен модем, и началась эра Интернета в одной отдельно взятой квартире. Устроена я таким образом, что панически боюсь всяческих кнопок и любой автоматики. Мне всегда кажется, что, не имея исчерпывающих инструкций на все случаи, я сделаю по незнанию что-нибудь не так и всё необратимо испорчу, после чего меня арестуют и никогда больше не выпустят. Поэтому поначалу сеансы вылезания в Интернет были возможны только через необходимого медиума - моего мужа, которому поиски по интересующим меня темам никакого удовольствия не приносили. К тому же очень быстро он понял, что имеет в своих руках мощный рычаг, посредством которого он может манипулировать мной в достаточно широком диапазоне, поэтому доступ в бескрайние степи Интернета строго им дозировался и осуществлялся как правило в результате длительного и крайне невыгодного для меня торга. Даже чересчур невыгодного. Следствием этого был бунт на корабле. После чего мне пришлось мобилизоваться, преодолеть природное отвращение к кнопкам и пуститься в плавание без страховки. От собственной же решимости меня обуял ужас, который однако ж очень быстро прошёл, и пусть не совсем оптимально, но я начала плавать на далёкие расстояния довольно уверенно и можно даже сказать смело, изредка призывая на помощь то мужа, а если муж не справлялся, то и племянника, если случались какие-либо непонятные бяки.
Использовав различные поисковые системы я начала собирать информацию по вышивке ( исключая естественно коммерческую ширпотребную продукцию, от обилия которой тошнило). Улов оказался очень интересным, хотя сказать, что он исчерпывал предмет было нельзя, очень далеко не исчерпывал. Рассказывать об этом можно очень много, но кратко скажу об этих поисках так. Я не нашла того, что искала, я нашла в изобилии то, о чём даже и не подозревала, я сильно расширила свой кругозор по этой теме и уяснила две очень простые вещи, а именно - что при всех своих воистину величайших перспективах Интернет настолько же нищ и безобразен, насколько мог бы быть и богат и прекрасен, и что нельзя найти в Интернете то, что туда не положили.
Рассказываю же я здесь об эпохальном для меня приобщении к этому потрясающему средству только лишь для того, чтобы сообщить об одной небольшой находке - это была малюсенькая фотография прямо скажем поганенького качества на сайте Российского Этнографического Музея в Питере ( далее РЭМ).




Почему почти все музеи мира ( исключения есть) позволяют себе размещать на своих сайтах столь безобразные по качеству фотографии, оскорбляющие человеческое достоинство тех, кто на них смотрит, - величайшая загадка современности. Никакими соображениями экономического или технически-технологического порядка эта скверность в наше время объяснена быть не может, ибо для того, кто в наше время действительно желает сделать хорошее дело ознакомления народа с художественными сокровищами культурного наследия это не стоит ни копейки! Учитывая свой небольшой, но горький опыт столкновений с этими постыдными явлениями действительности, я могу предложить только одно объяснение - жаба их душит. Глупая пошлая жаба. И боюсь, что дело обстоит именно так. Увы. Но да не будем о печальном. Лучше я расскажу, что же это была за фотография такая.
Это была фотография хантыйской рубахи. Далее я подобные рубахи буду называть ханты-мансийскими, ибо и у хантов и у манси такого рода рубахи имеются, а достать достаточное количество информации, чтобы отличать их друг от друга, для меня не представляется в данный момент возможным ( может быть это и в самом деле невозможно по причине отсутствия таковой). Таких рубах, представляющих собой непревзойдённую вершину народного искусства, осталось в наше время считанные единицы, разбросанные всего лишь по нескольким музеям мира - в Питере (РЭМ), в Будапеште, в городах Сибири ( Омск, …), вероятно ещё где-то. Чудо это представляет собой рубаху, сшитую в соответствии с канонами архаического кроя из крапивного ( да , не льняного и не конопляного !!!) полотна, в безумном изобилии покрытую вышитыми тёмно-красной (типа марены) и тёмно-синей (типа индиго) шерстью изощрённейшими финно-угорскими орнаментами ( как известно, хотя и кажется несведущим людям вроде меня довольно странным , ханты и манси, именуемые обобщённо обскими уграми, принадлежат к финно-угорской группе народов). Позже при дальнейших изысканиях я нашла в книге Калашниковой и Плужниковой «Одежда народов СССР (Москва, 1990) ту же фотографию, вполне хорошего для обзорного снимка качества




но это было уже позже, а в тот момент на постыдной фотографии с рэмовского сайта мало что можно понять. Впрочем, даже в таком экзотическом отображении эта рубаха всё равно была прекрасной! Не могли испортить её величественной архаической красоты действия бездушных циничных глухих к красоте и искусству людей, обрекшие этот шедевр на прозябание в Интернете в таком извращённом виде. Ибо истинно великое поругаемо не бывает (последнее изречение не моего производства, естественно). Оставив пока фрагмент текста о хантыйской рубахе не соединённым с тканью моего повествования, я перехожу к дальнейшим событиям.
В самом начале лета 2004 года Татьяна сообщила мне, что собирается съездить в Тамбов и решительно предложила мне присоединиться к ней, повторив приглашение Ольги Сергеевны. Договорившись с мужем, я решилась на путешествие в Тамбов, и вскорости мы с Татьяной запланировали отъезд.
До отъезда я поспешила в Росс гос библиотеку по искусству на Большой Дмитровке, где решила подковаться по теме «Тамбовская вышивка». Нашлось три источника.
1) в большой сборной книге о русской вышивке (Ефимова, Белогорская. «Русская вышивка и кружево».Москва. Изд-во «Изобразительное искусство» 1982г.) я нашла изображение трёх очень изящных вышитых полосочек с геометрическим орнаментом непонятного и непояснённого назначения - «Образцы вышивки, Тамбовская губерния»
http://tradtextil.livejournal.com/3202.html
2) небольшая книжечка Работновой «Тамбовская вышивка» годов где-то 60-х ( время выпуска книжки в свет объясняло крайнюю бедность изобразительного ряда). Из неё можно было узнать о неких специфически тамбовских вышивках небольшого размера, сделанных в технике так называемого тамбовского креста , причём как правило с применением шёлковых ниток чёрного и коричневого цветов и серебряных нитей.
http://tradtextil.livejournal.com/2204.html
http://igor-tambov.narod.ru/library/pattern/patt_plus.htm
3) Переплетённые вместе несколько листов из дореволюционного альбома, содержащего рисунки собранных княжной Шаховской тамбовских вышивок с крайне любопытным вступительным текстом.
http://tradtextil.livejournal.com/2437.html
Конечно, не слишком густо, но удивляться не приходится, мы ведь не в России, а в Австралии наверное живём!
Пролистав всё это по диагонали за недостатком времени, я была готова отбыть с Татьяной в Тамбов.
Фирменный губернский поезд удобно прибыл в Тамбов утром ( где-то часов в 8 или 9). Мы быстро добрались до дома Екатерины Александровны -дочери Ольги Сергеевны, где нас было запланировано разместить. Пока Екатерина Александровна угощала нас завтраком, подошла и Ольга Сергеевна. «Я поведу вас в музей» -сказала нам Ольга Сергеевна(«Я поведу тебя в музей, сказала мне сестра»). Мы охотно подчинились. Поскольку Ольга Сергеевна, известный в городе педагог с огромным стажем , - человек очень активный, то вполне естественно, что в культурных учреждениях города у неё было много хороших знакомых, а главный хранитель Краеведческого Музея, куда мы направились первым делом, и вовсе был ещё не так уж давно её учеником. По прибытии в музей, Ольга Сергеевна зашла к руководству, а вскоре подошёл и главный хранитель. Объяснив цель нашего прибытия - посмотреть на народную вышивку Тамбовской губернии, мы узнали, что к большому сожалению хранительница именно интересующего нас отдела находилась то ли в отпуске, то ли болела, а без неё залезть в соответствующие закрома не представлялось возможным. Тем не менее главный хранитель извлёк для нас несколько любопытных тамбовских рубах вероятно из каких-то других закромов, так что кое- что интересное кроме экспозиции мы всё-таки увидели, хотя конечно чувство досады из-за неблагоприятного стечения обстоятельств осталось. Впрочем сама этнографическая часть экспозиции была очень хороша, и мы с превеликим удовольствием обошли её дважды - сами и ещё раз - сопровождаемые главным хранителем, имея возможность прослушать его пояснения, что конечно же было весьма интересно и приятно. Не увидев в экспозиции образцов вышивки, о которых я читала ещё в Москве, я задала соответствующий вопрос главному хранителю. Его ответ меня изумил, я долго не могла найти ему правдоподобного объяснения, и, кажется, поняла в чём дело только спустя года два, когда показавшийся мне чрезвычайно странным ответ очередной раз всплыл в моём сознании, но об этом позже. А сказано мне было буквально следующее: «Я тысячу раз слышал о вышивках такого рода, но ни разу их нигде не видел - ни в музее, ни в экспедициях!», и сказано было в сердцах и с некоторым раздражением, дескать, понапишут эти московские, которые и в Тамбове-то не бывали, неизвестно что, а мы тут за них отвечай!

Но вернёмся в музейную экспозицию. В зале хороших пропорций со вкусом было представлено несколько комплексов народного костюма, а также отдельные предметы, в частности и вышитые. По экспозиции можно было чётко уяснить специфику народного костюма Тамбовской губернии, и экспозиция оставляла весьма приятное цельное впечатление. Одна из дверей зала вела в соседний зрительный(актовый?) зал ( музей размещался кажется в здании бывшего дворянского собрания, или присутственных мест, или в чём-то подобном), по периметру которого также были размещены экспонаты музея. И вот тут-то в одном из углов зала мы увидели манекен, одетый в рубаху архаического покроя, покрытую богатейшими геометрическими орнаментами ( буквально усеянными многочисленными свастиками), вышитыми шерстью тёмно-красного и тёмно-синего цвета…
(Вы можете увидеть изображение этого фантастически прекрасного предмета на сайте Тамбовского областного краеведческого музея:
http://www.tstu.ru/win/kultur/museum/museum/museum.htm

Вот оно:




Не наводите мышь напрасно и не кликайте(может быть, кличьте? :) ), это - всё, что вам положили видеть. Большего не заслужили! Хотите большего - идите на вокзал и поездом до Тамбова, от Москвы это совсем близко!

Оплативши съёмку я сделала некоторое количество снимков, с превеликим удовольствием я их иногда пересматриваю. Но к сожалению, в силу уже объяснённых мною и не зависящих от меня причин, я не могу выложить здесь эту потрясающую красоту для всеобщего обозрения - это ПРОТИВОЗАКОННО. Растлевать народ дебилизирующим ТВ - законно, а показывать народу то, что было создано сильными духом предками - ПРОТИВОЗАКОННО. Так что вот так вот.
А я ещё раз скажу, закон - не священная корова. Растлевать народ - ПРЕСТУПНО. Показывать народу красоту, созданную сильными духом предками - ДОЛЖНО, а закон, который мешает это делать - ПРЕСТУПНЫЙ! Возвращаюсь, однако, к своему рассказу.

Вот тут-то и связались ниточки с информацией о ханты-мансийских рубахах! Однако ж приэкспонатная табличка бесстрастно сообщала: «Мордовская рубаха, 17 век». Сразу же возникли больши-и-ие сомнения по поводу таблички.
1) - мордовская ли? Ибо по всему, что я видела в Саранске и Йошкар-Оле (это немного) и в основополагающей и обобщающей книге по мордовским чудесам ( Крюкова. «Мордовское народное изобразительное искусство».Саранск 1968г.), а это уже более убедительно, ничего подобного не наблюдалось. Покрой мордовских рубах как правило другой, общая композиция расположения декорирующих полос имеет очень мало общего, орнаментальные мотивы, хотя и обнаруживают общеродовую финно-угорскую схожесть, но никак не имеют видовой общности, не говоря уж о фактическом совпадении ( что часто встречается в предметах, принадлежащих к одному виду). К тому же тамбовская рубаха была вышита исключительно одним швом набор, который хотя и встечается в вышивке мордовских рубах, но в другом масштабе ( величина стежков и интервалов и толщина ниток другая) и только в сочетании с другими специфически-мордовскими швами и приёмами и в совершенно другом виде! А техника вышивки очевидно всегда является «говорящим» признаком в вопросах атрибуции. Выходит, она мордовская, хотя не выуживается никаких данных, о том, что такие ещё где-то имеются, и вместе с тем известно о ханты-мансийских, которые похожи с ней как родные сёстры. Явное противоречие.
2) - 17 век? Первая реакция - ну уж круто загнули! Подозреваю, что известные ханты-мансийские рубахи датируются где-то рубежом 19-20 веков, или 19 веком. Несколько мордовских рубах 18 века в РЭМе имеется. Но чтобы 17 век, для этого утверждения надо иметь очень серьёзные основания. Конечно, кто их знает, атрибьюторов, может быть эти основания у них и были, да мы о них не знаем, мало ли чего мы не знаем.
Быстренько пораскинувши мозгами, я робко обратилась к главному хранителю за пояснениями по поводу моих сомнений. Только далеко в описании своих соображений я зайти не успела, потому как сразу же услышала и вовсе загадочную и совсем не проясняющую ничего фразу, произнесённую главным хранителем весьма эмоционально: «Умоляю вас, не смотрите на таблички!». После чего и вовсе выпучивши глаза свои, я стала натужно соображать: «Помилуйте, а куда же теперь и смотреть-то?», однако ж продолжать обсуждение теперь ещё и этой загадки не стала.
Пригласили нас также и в библиотеку музея, где не порадовали новыми сведениями. Нам предложили всё ту же книгу Ефимовой и Белогорской и книгу Работновой. Об альбоме княжны Шаховской даже и упоминаний не было. Похоже местных научных сотрудников эти вопросы никогда не интересовали, поскольку никаких следов таких интересов в библиотеке не было.
Побродивши вдоволь по другим отделам музея ( музей в целом весьма хорош) и налюбовавшись всем вплоть до китайских ваз, мы перешли улицу к Картинной галерее, где осмотрели как саму экспозицию галереи, так и проходившую там выставку то ли промыслов, то ли народного творчества, уж не помню каково было название. Тамбовская культурная программа была выполнена. Ольга Сергеевна с явно выражаемой гордостью за весь тамбовский край спросила нас : «Ну как?» приблизительно таким образом, как спрашивала царица у зеркальца в сказке Пушкина: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» с той правда весьма существенной разницей, что царица в сказке имела ввиду свою собственную персону, а для Ольги Сергеевны «я» означало не её лично, а весь тамбовский край, отражённый в музеях Тамбова. И ровно в соответствии с продолжением текста сказки я отвечала: «Ты ( в смысле тамбовские музеи) прекрасна, спору нет, НО …». А далее я отвечала, что известны весьма интригующие и исключительно изящные образцы специфически тамбовской вышивки, не встречающиеся нигде более, описанные и частично изображённые в литературе, которые я всё же не увидела вживую вовсе, и что это обстоятельство никак не позволяет мне считать себя вполне удовлетворённой, хотя конечно это никак не может умалить достоинства отличных тамбовских музеев. Сходство Ольги Сергеевны с пушкинской царицей продолжилось в непримиримости её реакции на это «НО». Никаких «НО» Ольга Сергеевна терпеть была не намерена! Поэтому Ольга Сергеевна как шахматист, получивший шах, мгновенно мобилизовалась, перегруппировывая свои силы для нового контрнаступления на непонятливых пришельцев, не капитулировавших ещё перед бастионами тамбовских достоинств! Набрасывая в уме планы возможных походов ( какие-то школьные и вузовские то ли музеи, то ли методические кабинеты), Ольга Сергеевна выдвинула план на следующий день - ехать в село Черняное, на родину певицы Мордасовой. Там и музей есть и дом культуры - там что-нибудь должно быть, там и хор известный имеется. Так и было решено - завтра с утра в Черняное!
И вот мы отправились на автовокзал, забрав туеса с шикарными бутербродами, которые "наскирдовала"(выражение Е.А.) туда своими заботливыми руками Екатерина Александровна(Е.А.). Штурм автобуса напоминал погрузку белогвардейцев на последний пароход из Крыма перед приходом красных. Страсти нешуточные, крайняя степень выражения нелюбви к ближнему в сочетании с весьма энергическими физическими действиями людей даже и средне-старшего поколения, которым вероятно в детстве не был объяснён смысл простого русского слова «очередь», дали пищу для 40-минутного неутешительного размышления о несовершенстве человеческой природы, поскольку именно через 40 минут мы с чувством облегчения вылезли наконец из автобуса в самом центре села Черняное. Направились к музею. Однако ж дверь его была заперта. Ольга Сергеевна смиряться с этим банальным фактом не желала и скоро нашла какую-то приветливую женщину, которая охая и ахая ( музей сейчас не в лучшем виде!) отперла нам дверь. Мы увидели печальную картину. Вероятно до нас это помещение посетил то ли Мамай, то ли Тохтамыш. Сорванные со стен и валявшиеся почему-то на полу в каком-то татаро-монгольском беспорядке витрины, битое стекло под ногами, не за один день скопившаяся всюду пыль, запустение… Однако ж каким-то непостижимым образом среди свидетельств разгрома в одной из полууцелевших витрин мы увидели небольшой образец ручного ткачества, да ещё нашлось добротное, но довольно-таки типовое полотенце вышитое крестом по готовым рисункам времён рубежа 19 и 20 веков. Эти экспонаты были сфотографированы, мы поблагодарили женщину с ключами и вышли на улицу. Кажется тогда Ольга Сергеевна похвалила полотенце, которое мы только что видели в музее, а я с ней согласилась в том, что оно было милое, но заметила, что к сожалению такие полотенца, вышитые по типографски растиражированным рисункам, не несут на себе ни печати индивидуальности исполнителя, ни специфических черт искусства именно этого края, и встретить подобные образцы можно в весьма широкой полосе от Будапешта до Иркутска, а может быть и ещё шире. Ольга Сергеевна чуть не взорвалась, но тут мы уже подходили к зданию дома культуры. Скоро была найдена женщина, вхожая в костюмерную известного в крае хора. Костюмерную для нас открыли и показали эстрадно-сценические костюмы хора. Они были исполнены профессионально и некоторые костюмы были весьма эффектны, но это была совсем другая история. И опять повторился диалог царицы и зеркальца. И опять царица гневалась и допытывалась, так если опять не то мы нашли, то что же всё-таки нам надо? И я опять повторила свой рассказ о неких изящных вышитых полосочках непонятного назначения…
Подошла маршрутка до Тамбова, мы погрузились в неё, Ольга Сергеевна чуть ближе к водителю, а мы с Татьяной нашли два местечка позади. Маршрутка тронулась, перебросившись парой фраз, мы стали смотреть в окошки на тамбовские пейзажи, и только Ольга Сергеевна проворчала себе под нос: «Полосочки, полосочки, какие ещё полосочки?». Меня уже терзала совесть, ну зачем я мучаю благороднейшую женщину какими-то полосочками? Ну нет никаких полосочек, чего людей-то изводить? Трудно что ли сказать: «Всё хорошо прекрасная маркиза!»? Ну как маленькая!
Приехали в Тамбов, без особой радости побрели - Ольга Сергеевна - домой, а мы куда-то там ещё без особого плана по городу. Мимобрёдом щёлкнули пару домиков да наличники в стиле совершенно очаровывающего провинциального модерна.










(По хорошему там можно было бы снимков понаделать на шикарный фотоальбом под названием «Тамбовский модерн», но в тот момент это в наши планы не входило, а на месте областной администрации я бы о таких вещах подумала бы и на такое дело деньги бы отпустила. Но что называется - им бы мои проблемы! А зря.) Дела закончились. Я сказала Татьяне: « А не вернуться ли нам в Москву на денёк пораньше, там меня ждут, а я здесь просто так буду ещё день болтаться без особой цели?» Татьяна согласилась, мы поехали на вокзал, обменяли билеты, потом вернулись в дом Екатерины Александровны и сообщили о том, что все планы мы выполнили и перенесли отъезд. Екатерина Александровна тут же позвонила Ольге Сергеевне и было решено, что Ольга Сергеевна придёт на прощальный обед. И вот приходит Ольга Сергеевна вместе со своей внучкой , тоже Ольгой Сергеевной - девушкой лет 20. Разговор идёт о том, о сём. И вдруг Ольга Сергеевна-старшая говорит Ольге Сергеевне-младшей: «Подай-ка мне сумочку мою, пожалуйста!» Она что-то достаёт из сумки и подаёт мне это что-то с победным видом полководца, выигравшего Ватерлоо, говоря при этом: «То?».
Ещё бы не то! Пол-взгляда достаточно было бросить на эту необыкновенно-
благородную вещицу, чтобы стало ясно - это как раз и есть то самое, что мы хотели
увидеть в Тамбове! В своих руках я держала полосочку полотна размером примерно
25 на 7 см почти сплошь покрытую виртуозно исполненной двусторонней вышивкой
шёлковыми нитями разных цветов, главным из которых был коричневый,
встречались также чёрный, зеленоватый и розоватый цвета нежных оттенков и
серебряные нити.
Мгновенно спрашиваю, естественно, можно ли сфотографировать сокровище? И тут Ольга Сергеевна-старшая делает поистине царский жест: «Это тебе!». Обомлевши от столь внезапных милостей судьбы я начинаю говорить Ольге Сергеевне-старшей о том, что я не могу принять столь дорогой раритет в подарок. Попутно пытаюсь донести мысль о том, что хотя нынешняя цена, за которую реально продать-купить подобный предмет мне неизвестна и возможно и не столь неподъёмна, но в дальнейшем, по мере освобождения сознания народа, одурманенного либеральным дебилизмом импортного производства, эта цена будет очень существенно возрастать. Не говоря уже о том, что истинная ценность таких вещей не может быть выражена в презренных дензнаках никогда. Но тамбовская царица была непреклонна - «Тебе!». Окончание обеда проходило под мои непрерывные междометия и восклицания, которые я, естественно, постоянно посылала с седьмого неба, где находилась, а все присутствующие их снисходительно терпели. По окончании обеда Екатерина Александровна вдруг полезла на какие-то антресоли и извлекла оттуда свои полосочки - бережно споротые вероятно с износившейся украинской сорочки милые орнаментальные вышивки крестом, которые она также пожелала добавить в мою коллекцию. Из ворот дома Екатерины Александровны я выходила непрерывно шаркая ножкой, не зная как и благодарить хозяев за столь щедрые дары.
Так я неожиданно для себя превратилась в коллекционера текстиль-арта. И хотя до сих пор коллекция моя совсем маленькая, хотя в ней нет предметов, приближающихся к тамбовской полосочке по значению и ценности, и все мои приобретения можно сосчитать по пальцам, собрание моё тем не менее состоялось, ибо наличие такого раритета делает простую картонную коробочку с несколькими текстильными фрагментами частным собранием!
Как нам было рассказано во время обеда, Ольга Сергеевна-старшая, приехав из неутешительной поездки в Черняное, не прекратила своих усилий по решению проблемы «найти, показать и ошеломить наповал!». Решение по невероятному стечению обстоятельств лежало на поверхности, то есть не совсем на поверхности - на самом деле оно лежало в вазочке, стоявшей на комоде! Оказавшись в патовой ситуации, Ольга Сергеевна-старшая решила начать новый этап решения проблемы с просмотра и анализа информации, находившейся в её стратегической голове. При этом она присела на диван для спокойного обдумывания подходов к проблеме, и тут её взгляд упал на упомянутую вазочку, в которую Ольга Сергеевна-младшая, занимавшаяся в студенческом ансамбле фольклорно-песенными делами, положила подаренный ей какой-то женщиной небольшой текстильный фрагмент, который в будущем должен был стать частью обдумывавшегося в то время сценического костюма Ольги Сергеевны-младшей. Последовавшие переговоры двух Ольг Сергеевн о дальнейшей судьбе фрагмента не заняли много времени, и вот они уже шли на обед к Екатерине Александровне, неся в сумочке бесценный раритет. Воспоследовавшее уже изложено.
В поезде, вспоминая и обсуждая впечатления только что закончившейся поездки, мы с Татьяной всё изумлялись, как такое могло быть, что главный хранитель музея, местный житель, по долгу службы и по призванию занимающийся историей края, не видел до сих пор таких вещей ни разу, хотя и многократно слышал о них, а нам, совершенно посторонним людям, приехавших в город на два дня раритет свалился прямо в руки, да что там в руки - даром и в собственность! Это было непостижимо, и до сих пор мне кажется непостижимым, хотя некоторое материальное, хотя и не исчерпывающее объяснение этой загадки я нашла позже. Как-то, просматривая свои библиотечные заметки, я наткнулась на зарисовки из альбома княжны Шаховской. Вышивки были собраны ею в Шацком уезде Тамбовской губернии. Я подумала, а почему же мы не видели никаких названий с таким же корнем на автовокзале в Тамбове, когда покупали билеты на автобус в Черняное? Полезла в географический атлас и обнаружила, что Шацк входит теперь в состав соседней Рязанской области! Вот так чисто административно-территориальные решения властителей советского периода влияют на культурную жизнь современную.

С публикации бесценной тамбовской полосочки, полученной мной в дар от Ольг Сергеевн, я начала этот журнал. Смотрите и наслаждайтесь красотой:

http://tradtextil.livejournal.com/1646.html



тамбовская полосочка, тамбовская вышивка, рубахи обских угров, мои путешествия

Previous post Next post
Up