Dec 07, 2020 11:41
Возродим-возродим-возродим!!! Из какого утюга вы этого ещё не слышали? Шум - большой, намерения - благие ...
А вот если посмотреть и попытаться спокойно обсудить, что именно и как именно вы собираетесь возрождать, господа-возрождатели?
Знаю-знаю, даже сама постановка этого вопроса порой некоторых таких господ вводит в неописуемый гнев и тут же меня клеймят как врага народа. Достучаться до разума таких дискутёров невозможно, поэтому я и пытаться не буду. И пишу я этот текст для людей разумных, которые среди тех, кто разделяет некоторые возрожденческие иллюзии, думаю, могут составлять немалую долю. Я и сама поначалу эти возрожденческие иллюзии разделяла. Да, думаю, у тех, кто эти иллюзии никогда не питал, просто нет ни сердца, ни чувства прекрасного.
И мне всё равно, казнят ли меня виртуально господа-возрождатели, или виртуальной анафеме предадут - положения дел это не изменит. Иллюзия не перестанет быть иллюзией, заблуждение - заблуждением, а ложь - ложью.
Тема эта очень большая и нужная, даже и начать трудно - столько тут пришлось бы сложных вопросов затронуть и интересных примеров привести. Времени у меня на это нет. Поэтому попробую начать с мелких частных случаев.
Очными встречами с читателями я не избалована, а уж обсуждениями интересующих меня вопросов - тем более. Но некоторые диалоги мне запомнились.
Диалог 1. На встрече с читателями под названием "Народное искусство и мы" после некоторого уже времени моей пламенной речи, мне был задан вопрос, который меня поразил. Я сейчас уж не помню дословно, какими словами было сказано, но смысл примерно такой: "Вот вы всё говорите то да сё, а почему нельзя вышивать какие-то небольшие вещицы - очешники, закладочки для книг, чехольчики для телефонов?" Точно одно - там было слово "нельзя". Я очень удивилась, что так меня поняли. Ничего такого я не говорила и даже не поняла, как это можно было вывести из того, что я сказала. Но кто-то это так воспринял. Я отвечала, отреагировав на слово "нельзя", что все мы свободные люди и можем вышивать что угодно, никого не спросясь и ни на кого не оглядываясь, лишь бы это не противоречило законам РФ, это единственное, что нам нельзя, хотя в законах РФ есть весьмаа-а-а странные порой ограничения, но пока такие законы являются законами РФ, а мы живём в РФ, то законы РФ практичнее соблюдать, нежели нарушать. Так что всё, что не запрещено, то можно. И на том, как говорится, большое спасибо.
Мне остаётся только догадываться, что человек, которому хочется вышивать "народными узорами" вышеперечисленные бытовые вещицы, по умолчанию полагает, что тем самым, он(а) возрождает традиции. Просто мне встречались люди, которые именно так и считают. Думаю, что к "возрождению традиций" такой вид деятельности имеет такое седьмая-вода-на-киселе отношение, что и говорить об этом, не сказавши главного, как-то неудобно, стыдновато даже как-то. Снявши голову, по волосам не плачут...
Диалог 2. Это из частной переписки дамой N. Я привожу здесь наш диалог, естественно, опуская некоторые частные детали, которые ничего не добавляют к описанию этой идеологической коллизии, которая достойна публичного обсуждения. Должны же мы, наконец, понять, что же именно мы хотим возродить!
Итак, дама N вышивает полотенце, взяв за некий образец старинное аутентичное полотенце.
N- Я немного изменила рисунок. Мне так кажется чисто с современной эстетической точки зрения. Сильно ли погрешу?
Я- Хотелось бы уточнить - каких грехов Вы боитесь? Современной эстетике понятие греха неведомо :)
N- Я вышиваю на полотенце антикварными нитками на крестьянской домоткани. То есть должна была бы следовать этнографическому образцу. А я тут влезаю с собственным видением ))
Я- По-моему, тут дилемма вроде очень нынче популярной: "Вы или крестик снимите, или трусики наденьте".
И теперь - что я думаю непосредственно об этих случаях.
Надо очень определённо провести черту между традицией и собственным творчеством.
Если новое произведение позиционируется его создателем, как научно достоверная копия, то вносить изменения в рисунок категорически нельзя, иначе получаются враки. А враки - это бяки.
Если новое произведение позиционируется его создателем, как собственная свободная фантазия на темы и по поводу народной вышивки, то здесь нет и не может быть никаких ограничений, кроме законов РФ. Автор не обязан ни перед кем отчитываться, почему он то или сё сделал так или сяк - это его исключительное и неоспоримое право. "Гордись - таков и ты, поэт, и для тебя законов нет!" Ну тут известный товарисч несколько погорячился, впрочем ему простительно, ибо тогда ещё не было законов РФ.
И ещё одно обстоятельство: традиция - вещь синтетическая, то бишь, это синтез, ну или сплав. Вытягивая из этой многокомпонентной системы какой-то элемент, заменяя его чем-то другим, мы разрушаем традицию. И часто, ОЧЕНЬ часто получается БОЛЬШАЯ и НЕПРИЯТНАЯ ФАЛЬШЬ. Усидеть на двух стульях как-то до сих пор ни у кого не получилось. Конечно, пробовать не грешно, но надо бы как-то и призадуматься, а почему ни у кого это до сих пор не получилось, хотя попытки бывали иногда вовсе нехилые. Сразу так быстро бежать к тем же граблям, которые лежат всё на том же месте, не надо бы.
В таких случаях, мне всегда хочется спросить, а почему вы то или сё решили поменять? Значит, вы народную вышивку так любите, так любите, что даже терпеть не можете её такой, какая она есть? Можно ответить, что конкретные вышивки часто бывают несовершенны и содержат очевидные ошибки исполнителя. И да, это так. Но вот только исправления не всегда бывают очевидны и здесь вляпаться легче лёгкого. Будьте осторожны. А в остальном - мы свободны. Свободны изучать традицию и постигать её глубины, не всегда очевидные. Свободны и творить - так, как мы хотим. Вот только натворили уже так много всего эдакого, что пора бы разобраться, что получилось...
И уж про тему РАЗВИТИЯ традиции можно говорить бесконечно.
Традиция так или иначе может присутствовать в искусстве новопришедшего времени. И присутствует, и присутствовала в разные времена и в разных местах земного шара - за исключением революционных хунвэйбинских переломов, когда просто всем ломали шею, а все ценности, созданные гением человечества, бросали в адскую топку тлена и забвения. И отечество наше всем этим гадством уж захлебнулось...
Когда традиция присутствует - есть преемственность, это важно. Важно, когда традиция - это часть нас. Беда, когда человек превращается в голое перекати-поле без памяти. Но вот РАЗВИТИЕ традиции - это нонсенс.
Вот привозят "монализу". Приходят молодые вестернизированные девушки из художественного учебного заведения на модную выставку, про которую им все уши прожужжали. Посмотрели. "Хорошо", говорит одна, "допустим, это прекрасно. Но вот бровей-то у неё почти не видно." И в графическом редакторе ей наводит такие же брови, как вчера ей в салоне красоты навели. А другая говорит: "Щёки кругловаты..." И тут же берёт "скульптор для лица" (это, ежели вдруг вы так отстали от современной эстетики, что не знаете, - такой модный нынче косметический набор тональных субстанций, который, затеняя одни участки кожи лица и осветляя другие, позволяет изменять зрительное восприятие формы лица и объёмов разных частей лица). Там-сям пара штрихов и вот уж у "монализы" появились наскульптурированные впавшие скулы - просто очаровашка! Да и как тут без этого - уж извините, а современная эстетика этого требует! Это развитие традиции! Как сказала мне однажды одна молодая дама, руководящая клубом с гордым названием "Традиция": "Мы же современные лю-ю-ю-юди!" и быстро побежала в этот самый клуб давать очередное занятие ... по скрапбукингу.
возрожденческие иллюзии