Dec 21, 2016 13:07
Закончилась Ладья-2016. Ладья - великолепнейшая из всех ярмарок. Настоящая ярмарка. Изобилие, коловерчение, буйство красок, гигантский улей - жужжит и постоянно в движении. Надо обязательно на Ладью сходить, побродить, полюбоваться на то и на сё, восхититься, какую-нить мелочь купить, порадоваться.
А ещё ужаснуться. И даже немножко повоевать - за правое дело.
Везёт мне на вандалов. Вот и в это раз - свезло, так свезло! Однако ж, думаю, что аномальное "везение" это может быть объяснено без привлечения всякой мистики. Всё просто. До ужаса. Неизбывного ужаса. Просто там, где антиквариат, там и вандалы снуют.
Откуда взялись эти монстры, кажется, один чёрт знает. Но не убывает эта тёмная сила...
Ну а теперь диалоги из антикварной текстильной лавки. Свежие диалоги с Ладьи-2016. Разнообразные. Привожу, естессно, по памяти, могут быть незначительные неточности.
Диалог первый. Ни к монстрам, ни к гадам никакого отношения не имеющий. Но показательный. Информация к размышлению.
Висят воронежские понёвы. Идёт мимо женщина довольно-таки и весьма зрелого возраста, которую я обозначу как "Дама 1". Остановилась. Смотрит на эти понёвы и говорит: "Это что же такое красивое? Наверное, покрывала на диван...".
Я: "Это понёвы!"
Дама 1: "А что такое понёвы? Я не знаю просто."
Я: "А ничего страшного нет, что не знаете. Все мы когда-то не знали. Понёва - это.... (ну и далее по енциклолпедиям...)"
Дама 1 меня поблагодарила, поудивлялась ещё красоте и в благостном состоянии духа продолжила свой путь по Ладье.
Что из того? А вот что. Дама эта и по облику, и по речи - никак не похожа на людей, которые знать ничего не хотят и учиться не желают. Как раз наоборот. Живая, любознательная и, очевидно, не без образования. Вопрос в том, почему у нас "культурные" люди имеют такой существенный пробел в общем образовании? Это вопрос не к даме 1. Это вопрос к "культурным" властям. А вернее констатация факта - культурой заправляют некультурные люди!
Диалог второй. Жанровый. Трагикомический.
Дама 2 (примерно того же возраста, что и дама 1) остановилась перед витриной, где справа - украинские рубахи, а слева - воронежские. Хозяйка лавки общается с народом где-то за поворотом.
Дама 2: "И они хотят сказать, что это всё старинное?"
Я: "При чём тут "хотят сказать"? Оно и есть старинное"
Дама 2, уже энергично удаляясь: "Оно такое же старинное, как я - Волочкова!".
Бедная Волочкова, ну не даёт покоя людям её цветущая красота :)))
Дама 2 напомнила мне одного родственника моего родственника. Будучи как-то у меня в доме именно в этом статусе (потому как никакими другими причинами присутствие в моём доме этого гражданина не могло быть обусловлено) он увидел одну из вышивок, которую я незадоло до того купила, а потому она висела на видном месте и не была ещё убрана. Спросивши, что это, зачем и откуда, он с большим сожалением на меня посмотрел и начал меня уверять, что я ошибаюсь, что вещь не старая, а только что сделанная и состарена она умелыми и знающими в этом деле людьми, которые обвели меня вокруг пальца...
Диалог третий. Опупеоз полный. Эх, это надо было снимать скрытой камерой - мизансцена того стоила!
Дама 3 была намного моложе дам 1 и 2, но и далеко не девочка. Это возраст, когда нельзя списать тараканов (мягко сказано) на младенческую или старческую специфику. Это возраст ответственности, полной ответственности.
Дама 3, которая одновременно со мной знакомилась с ассортиментом известной антикварной лавки, нагнулась к моей сумке, стоявшей на полу и взяла в руки лежавший на ней антикварный воронежский фартук музейного значения, который я отобрала и отложила к приобретению. Вещь была не первого калибра экспонат, но и не последнего - место таким вещам именно в музеях. Я сообщила даме 3, что фартук я отобрала к покупке, но она может его посмотреть. Лучше бы она смотрела его молча! Потому что вместо того, чтобы держать своих тараканов на привязи, дама 3 взорвала бомбу:
Дама 3 (мило-дружелюбно-улыбаясь-"щебеча"): "А вы это на вставочку взяли?"
Эта тварь, стало быть, считала совершенно нормальным делом кромсать ножницами антиквариат музейного значения. Ну что тут ещё, казалось бы, сказать, но она сказала...
Я (без улыбок и щебетания): "Нет, я вандализмом не занимаюсь. И вы имейте в виду - за такие вещи на том свете придётся тяжко отвечать."
Дама 3 (с иронией): "Даже так?"
Я: "Да, именно так."
Дама 3 (вся из себя тонко чувствующая, как бе вспыхнув и оскорблённо, с укором, с пафосом, стыдя меня-нехорошую, некомильфотную): "Сколько у вас агрессии! И здесь! Где столько такой красоты!"
Я, которая должна была бы затрепетать при одной только возможности приписывания мне СТРАШНОГО "греха агрессии", без сантиментов, сухо, с винтовкой на плече, уходя в туман: "А я не люблю, когда красоту уничтожают."
Дама 3 показала себя опытным киллером, вот только пули у неё были фальшивые. Ах, агрессия! Всё - контрольный выстрел. Для такой дамы "агрессия" - это всё. Ах, меня обвинили в агрессии! Ах, теперь только удавиться и уползти после удавления, потому что не отмыться же теперь никогда, всё кончено!
Во-первых. Агрессия была не моя. Я ничьи фартуки ножницами кромсать не собираюсь. И никого в песочнице не трогала и ни к кому с ножницами не приставала. Я фотографировала - молча.
Во-вторых. Само отождествление активной негативной нравственной оценки с агрессией - это финт ушами известной нашей-ненашей тусовочки. Используется как оружие в дискуссиях в тот момент, когда сказать нечего. И, как видим, финт этот пошёл в народ. У нас можно стукнуть, обмануть, украсть, даже и убить - можно всё. Нельзя "быть агрессивным" - это признак "неполноценности", нельзя даже быть обвинённым в агрессивности - это крах :)))
Поехали дальше.
Дама 3, естессно, лишённая некомильфотной агрессивности, захотела дискуссию продолжить в менее эмоциональном русле:"Ну а вы? Зачем вы всё это покупаете? Полюбоваться дома и положить в коробку?"
Признаюсь честно. Я начала покупать эти вещи безо всяких намерений делать с ними чего-то там не знаю что. А просто потому, что хотелось иметь возможность рассматривать это всё непосредственно. Так сказать, совершенно праздный интерес (вспомните про музейную поучалку, для которой праздный=криминальный). Я знаю двух дам-коллекционерок, которые обе независимо друг от друга рассказывали мне, что стали покупать просто от изумления великого, что это ПРОДАЁТСЯ - по их разумению ( и по моему тоже) это должно было бы быть в музеях. Но всего этого я этому вандальному монстрику говорить не стала, дабы бесполезно времени не тратить. А сказало просто: "Я книжки пишу".
Дама 3 несколько смягчилась (но не для того, чтобы простить мне мою к ней неприязнь и моё неприятие её вандальной сущности): "А-а-а, ну да, книжки - конечно. Но вот люди, которые в этих костюмах поют и танцуют, пропагандируют - они что, типа плохо делают?"
Я: "Лучше бы эти люди пели и танцевали во вновь созданных костюмах. Чтобы вышивали и ткали в соответствии с канонами. Вот тогда это ждействительно вызывало бы уважение. А так - это просто потребительство. Они эти вещи попросту ТРАТЯТ *). Это надо чтить, а не потреблять.
И я не понимаю, как можно рядиться в вещи умерших людей **)
Дама 3: "Претензии к миру? Вы не правы! Они пропагандируют! И это гораздо важнее, чем книжки писать!"
В этом месте мой муж, который редко слушает мои байки, засмеялся по-младенчески заразительно: "Ну уязви-и-ила!".
Я же, не желая более тратить время на законченную и убеждённую монстру с претензиями, для которой мир - это и есть вандалы, сказала ей просто с ударением на первом слове: "Вы правы." И продолжила фотографирование. Полагаю, что дама 3 правильно перевела мою реплику, которую безусловно нельзя было ни по каким соображениям произносить в том месте, в тех обстоятельствах и в то время - это действительно некомильфо. А перевод-то, конечно, простой: "Ну и что с дураками разговаривать!".
Пишу же я это для того, чтобы в меру своих слабых сил перед превосходящим по численности и агрессивности полчищем вандального войска, помочь разобраться в этом людям, которые не знают пока, что такое понёва, но, может быть, случайно заглянули в мой журнал.
Люди! Не дайте этим монстрам себя убаюкать и оплести паутиной лжи! Уберите ножницы и китайскую бижутерию на место! Не ТРАТЬТЕ бесценные аутентичные предметы, относитесь к ним самым почтительным образом. Изучайте их подробно, делайте новое сами - по канонам, проверенным временем!
______________________
*) Ну как моль - тратят. Говорят, же - вещи, траченные молью.
**) Кстати, если это ансамбль какого-то села и выходят люди в костюмах своих бабушек - это одно. А шнырять по антикварным лавкам, а потом напяливать на себя разное там надёрганное - это совсем другая история.
ужасы вандализма,
ужасы