Nov 08, 2016 11:40
По материалам моей частной переписки.
Мне тут после обсуждения некоторых интересных, но весьма частных и тонких вопросов вышивальной техники, одна очень молодая дама задала вопрос. Ну, понятно, молодая - стало быть горячая, дотошная и наивная. Ну сущая я в молодости. Поэтому и горячность, и дотошность, и наивность мне понятны. Вопрос этот я и себе тоже задавала. Долго задавала. А ответа так и не нашла. Вернее нашла, но об этом чуть позже.
Речь шла о всё том же - почему так ужасающе невежественны технические описания (если их можно так назвать) вышивальных техник в книгах, которые издаются музеями??? Ведь... ведь... как-то это неловко произносить, но ведь если такие книжки выходят и их кто-то выпускает, так что ж это получается... у нас что... оказывается... нет науки??? Ой-ой-ой... что это такое мы произнесли... ой, как же это??? И как же с этим жить?
А вот так и жить. Нет науки - это клинический факт. Потому что, если наука была бы, то её институты (факультеты, кафедры, лаборатории, семинары, учёные советы, учебные курсы, научные журналы с рецензентами...) такие книжки не пропустили бы, а если бы вдруг и как-то какое-то злоупотребление,то авторы на следующий же день после выхода книжки сгорели бы со стыда, на них бы показывали пальцем школьники! Но книжки вышли, а авторы стыда не чувствуют. Потому что они просто не понимают, ЧТО они пишут, и некому объяснить им всю глубину их самонадеянного невежества! И поэтому даже не всегда они в этом виноваты - вот ведь в чём правда-то!
Действительно, почему? Чтобы не обсуждать "ваще" - можно хотя бы обсуждавшиеся у меня примеры иметь в виду. Что эрмитажное "Искусство вышивальщика", что каталог пермской галереи - оба словарика в них равно шедевральны и позорны, но самое печальное - не в этих двух и подобных им словариках, а в том ужасном выводе, который неизбежно вытекает из факта их выхода в свет - если бы была институциональная наука, так товарищей поправили бы и наставили бы до выхода в свет этих книжек.
Вопрос молодой дотошной горячей и наивной дамы заключался вот в чём:
как такое может быть? Причина в чём? Почему у нас так всё плохо? Не конспирология ли тут примешана? Ведь яление-то ... того... системное, однако!
Дурное словечко "конспирология" придумано известного пошиба публикой, чтобы весело шикать, хихикать и перемигиваться, когда им надо топить инакомыслящих всеми способами - особенно тогда, когда доводов нет.
Почему невежды распространяют своё невежество из стен прославленных легендарных музейных централов? Это заговор?
Это не заговор, это негативная селекция.
А почему негативная селекция? Откуда она? Это заговор? Увы, частично - заговор, потому что теперь уже пришли не просто невежды, а откровенные бесы. О бесах см. предыдущее сообщение, сейчас не о них.
Но что же ещё кроме негативной селекции и войны против нас?
Да то, что вот ведь ужас какой - ведь и в "просвещённой" Европе тоже самое! Ну, или почти то же.
Впрочем, кто сказал, что там нет негативной селекции и войны против традиции как таковой?
Европа! Для нас всегда это было мерило и планка. О да, просвещение, наука, технологии... Как же Европу не любить? Нешто могут быть на солнце пятна?
Да, увы, и на любимой Европе есть пятна. Страшноватые мерзкие пятна.
Теории вышивки там почти нет( во всяком случае, в количестве, которое соответствовало бы масштабу культурных феноменов и объёму материала), есть отдельные авторы, которые где-то чуть-чуть что-то сказали. Буду очень благодарна за ссылки на достойные исследования техники традиционной и исторической вышивки - уровня Лобачевской и Покусинских.
А. Не надо мне пёстрых книжек про то, какие швы есть и какие можно выдумать.
Б. Не надо мне дамских практических руководств по вышивке.
В. Не надо мне глянцевых книжечек про салфеточки - хардангером или чем ещё...
Г. Не надо мне обзорных "культурных" книжек ваще про всё сразу с мелкими картинками некоторых уникальных вещей, где не видно ни зги...
Д. Не надо мне книжек, где много букафф, а точного анализа техник с необходимым изобразительным рядом нет как класса.
Не кидайте в меня всеми этими жанрами, я и сама ими кидаться умею.
Описания техник и в забугорных книжках и на сайтах забугорных музеев увы, не блещут не полнотой, ни точностью. Прилично опубликованные в бумаге коллекции искать надо днём с огнём. Вот и выходит, что старинные книжки эпохи Терезы Дильмон остаются непревзойдёнными. А ведь это - практические руководства, не лишённые недостатков даже в своём качестве...
Так что надо признать, что науки такой (о традиционной вышивке, ветвь искусствоведения) нет в природе и исходить из этого.
Нет в "просвещённой" Европе и понимания значения и величия традиционного искусства, из которого в узкую мозговую щель "культурного" европейца проникла лишь очень малая часть. Мезкое пятно на солнечном диске европы - это культурный дальтонизм (далеко не безобидное явление - тут инстинктивный европейский расизм расцвёл всей своей радугой), который всеми фибрами своей холопской душонки воспринял наш "культурный" класс. Есть огромные пласты культуры и искусства, которые "просвещёння европа" не видит в упор. Народное искусство, в частности (но не только). Так что же вы хотите от наших культурных властей - добровольных холопов европейских культурных дальтоников? Они всегда внутри себя будут стоять перед ними на коленях - по-рабски, по-холопски, а перед нами выпендриваться, нас гнобить и нами помыкать. Но - рабы не мы, а они. Мы - не рабы!
Это ужас-ужас. Но, граждане, погодите-погодите, не ужасом единым... есть же и проблески какие-то!
Вот иногда кое-какие книжечки выходят получше, чем прежде делали. И вот ещё свет в конце туннеля появился, спасибо американцам! Сейчас непопулярно, но давайте американцам спасибо скажем и поклонимся им - МЕТу, Купер-Хьюитту. Выкладывают сокровища в открытый дроступ и даже мерзкими крохоборскими водяными знаками изображения не портят. Ну да, медленно. Ну так они ж работают, как немцы воюют - если обеденный перерыв, то бомбардировка прекращается ровно на час. Но надо ж понимать их, снисходительно относиться к их мелким слабостям. Зато посмотрите, я тут недавно очень порадовалась - вот Купер-Хьюитт стал в хорошем разрешении выкладывать те вещи, которые раньше были со старыми доцарягороховскими фотографиями. Караван-то идёт, люди дело своё продвигают, совершенствуют! Обеспечивают нам, граждане, всем нам - равное священное право свободного доступа к великой культуре прошлого всех народов! Ну да, в меру своих слабых сил, но работают - для нас, для всех, для человечества!
Эй вы там, обожравшиеся московские да питерские музейноцентральные чуньки *), да проснитесь вы - вы что, не видите, как в лучших домах нью-йорка и филадельфии чай через ситечко теперь разливают? А ну скорей, задрав штаны, бежать за комсомолом!
И они задерут штаны и побегут, как только им дадут отмашку бежать за комсомолом. Своего чувства, своей воли, своего достоинства у них нет, и посему эти холопы сидят тихо, вращают своими тупыми глазелками на экранах и тупо жрут, жрут, жрут - в том числе и время, наше время.
Итак, поскольку, оказывается, не только у нас этой науки нет (уж теперь и неважно по какой причине), то её только предстоит создать - шаг за шагом. Идти, петляя и спотыкаясь, но идти...
Так что идите, граждане, и я пошла, а то не успеем совершить всех своих ошибок...
__________________
*) Вроде бы и из контекста должно быть понятно, но на всякий случай:
имеются в виду лица, облечённые правом принимать решения в соответствующей области.
ужасы "науки",
ужасы науки