тратить время нельзя пройти мимо - чему учат несчастных детей в "культурной столице"

Dec 25, 2014 11:48

Позорный столб:


-------------------------
В Георгиевском зале Кремля, где недавно со страшной помпой и при страшном стечении "фигур" читались мантры на тему культуры, об этом, естественно, не говорили... Скорее всего, там даже и не все подозревают, что такое культура. Впрочем, и культура, как термин, теперь определяется по-ра-а-а-азному... Так что са депенд это зависит от!

Времени жа-а-алко, но и пройти мимо нельзя...

Поскольку я теперь в некотором смысле писательница, приходится мне кое-что иногда и читать - это часто бывает ужа-а-а-асно!!!!!!
Но беда с терминологией заставляет брать в руки разные издания и почти каждый раз ужасаться - люди, которые используют вышивальную терминологию, друг друга чаще всего не читают из принципа... А мне-то как быть? Как эти термины использовать, если уже написавшие книги люди одни и те же термины использовали в совершенно разных смыслах??? Ну им-то мож и хорошо, что они друг друга не читали, мож это у них функция самосохранения так срабатывает, а мне как-то неудобно - как-то элементарная гигиена писанины обязывает обозревать то, что написано было до. Как-то этому в новорситетах нас учили, уж так в новорситетах было когда-то принято, так нас воспитывали, уж извините.
И вот в тщетном стремлении выяснить, куда идёт практика терминоприменения в современном мире, я купила на днях книжечку, которая вышла в этом году. И сразу скажу: по ней можно учиться, как тыкать иголкой - обычная такая рукодельная книжка - не бог весть что, одно из многих очень похожих рукодельных руководств, довольно краткое, обрывочное.
Но несмотря на вышеозначенный "позитив" эта книжка останется в истории как несмываемый позор автора, её написавшего, и издательства (не хухры-мухры - "Союз художников"! ) и всех граждан и организаций, которые этот опус продвигали и финансировали. Обоснование этого резкого (для кого-то мож резкого, а по мне - так мягкого) тезиса будет ниже, а пока обложка:



И чтобы сразу уж было понятно, из-за чего сыр-бор, вот несколько сканов. Это страницы 2-7 (со страницы 8 начинается вполне конкретная часть - "Нитки, материалы. инструменты" и так далее...):













То, что название по всей видимости компилятивного раздела "Краткая история народной вышивки" не соответствует содержимому - это слишком мелкая блоха по нынешним временам, чтобы по клаве бить. Никакой истории там нет. "История" означает, что там есть что-то про события и изменения, происходившие во времени. Конечно, ни про какую историю там нет и слова. Естественно. А про эту историю почти никто и почти ничего не знает. Но клише! А раз клише, то оно едет уже без спросу, как важный барин! Кто же будет клише воспринимать как слова, которые имеют какой-то смысл? Это было про блоху.

Не могу долго останавливаться на обзоре и более крупных животных, которые тоже вольготно разгуливают по тексту, невиданно расширяя детский кругозор нешуточными по глубине и, главное, - силе выражения мыслями("Хвост льва указывает на его связь с образом плодородия" - ну просто, недетское чтение). Одно только чудесное "наблюдение" чего стоит: оказывается, на севере в основном использовали белые нитки (и далее сверхсомнительная чушь о символике белого цвета), а в южных районах - цветные ( дескать там тепло и всё цветёт и пахнет...). Ну, и весь стандартный набор беллетристической ахинеи, которая от частого повторения почитается уж за правду...

Теперь перехожу к главному- это я уже про слона. Ну зачем я стала читать вводную часть, если потратила 800р на то, чтобы прочитать ещё одну версию вышивальных терминов, а?

А вот зачем, вернеее, почему. Мне стало интересно, как можно на 4-х страничках крупного шрифта написать вводную часть про народную вышивку так, чтобы детям было понятно, о чём речь и так, чтобы не грешить против истины? Ведь такие тексты очень и очень нужны! И задача эта не такая уж и простая! Совсем не простая!

Но она оказывается изумительно простой для автора, который и сам-то этого не понимает! Но исполнился такой неописуемой наглости, что на первых двух страничках для иллюстрации того, о чём пойдёт речь, поместил .... ну я не знаю, как это определить - ну слов нет, срам один. Возможно, это работы самой Няйми Хайрулловны. Возможно, они были выполнены в коллективе, который она возглавляет ( или обезглавливает?). Смотрите сами. Это позорные страницы 4 и 5 (на следующих страницах, по-видимому, тоже полукопии-полутворения, но хотя бы иконография птички и барсика традиционная...).
Это ж надо! Первые изображения НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ (РУССКИЕ ТРАДИЦИИ!!!), которые увидят несчастные оболваненные дети, - это будут вещи, которые вообще никак не относятся ни к народной вышивке (никакой!), ни к русским традициям. А дети-то верят! Это ж им их дипломированный и титулованный учитель говорит и даже в книжках пишет!!!

Вышивала бы тётя себе тихо, писала бы книжки по рукоделию - ну какое бы нам было дело до неё и до этих жалких опусов савецкого бытового дизайна! Как говорится - не любо - не слушай смотри, а врать творить не мешай! Я бы и не мешала, я не любительница этого савецкого жанра, пусть бы себе резвились на своей поляне - мне-то что. Но вот только это наглое враньё и представление этого ничтожества как РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ меня просто переворачивает! Вы только подумайте - в "культурной столице" дети, пришедшие в Изостудию народной вышивки, находящейся в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, будут теперь пол-жизни думать, что это ... - это и есть русская народная вышивка!!! Кто-то мож и раньше встретится со знающими людьми, прозреет, а кто-то всю жизнь проживёт в этом убеждении...

Так что тупая и тщеславная тётя - это не просто тупая и тщеславная тётя - это идеологическая бомба! Это просто война! А в войне, как мы уже знаем, часто и не нужно бомб, а нужно просто действенное идеологическое оружие. И оружие будет более действенным, если его применять к объектам воздействия с младых ногтей.

Тупость сама по себе не так уж опасна. Ну да, туповат человек, трудно даётся ему учение, ну не создан он для мысли, но у него могут быть другие дарования. Свою профессию, возможно, не очень для постижения сложную, он как-нибудь освоит и много хорошего в своей жизни для других людей сделает, и будет ими и уважаем, и любим. Но вот тщеславный тупица, которому предоставлена не его роль, - это страшное оружие!

Помню, как давным-давно одна молодая дама в нашем институте мне рассказывала, что малолетний сын ей очень мешает диссертацию писать - он всё время хочет рисовать, но именно на той странице с формулами, над которой работает в данный момент его учёная мама :))) Вот такое желание творить, но не просто творить, а ещё и соучаствовать в хорошем и важном деле!
Но то, что вызывает улыбку умиления, когда мы видим эту сценку с малым ребёнком учёной мамы, вызывает чувство омерзения, когда в роли ребёнка выступает умудрённая жизнью тётя, "примазавшаяся" к народной вышивке. Объявившая свои "творения" русской народной вышивкой, нагло заперев саму эту вышивку в дальнем тёмном чулане и выбросив ключ в глубокий колодец.
Невежество, тщеславие, самозванство и обман детей... Тут уж не до умиления.

Журнал мой иногда читают люди не в теме. Поэтому отдельно для них ещё и ещё раз:
творить можно, творить можно почти что угодно. Как, помню, одна бабушка народ в автобусе просвещала : "Волю свою твори, а заповеди соблюдай!".
Но уж если творишь, так и называй это своим творчеством, ссылайся на источники, которые использовал, и будь уважаем. Кому-то это творчество понравится, кому-то нет. Но вот не надо натянивать на себя красную шапочку! Надо вещи называть своими именами! Так чтот вопрос не в том, насколько хороша вышитая Няймёй Хайрулловной рубашка, а в том, как она позиционируется этой самой Няймёй Хайрулловной. Пусть эта рубашка хоть всеми мыслимыми премиями и грамотами будет обвешана, пусть её немыслимо растиражируют и во всех магазинах продают со страшной прибылью в 10 раз выше себестоимости, пусть целые города носят эту модель, пусть её на сотбисах хоть за мульён у.е. купят. Она по-прежнему не будет иметь никакого отношения к русской народной вышивке. Дело именно в этом. И это надо бы зарубить на носу всем тщеславным и недоучившимся няймям хайрулловнам. Подобно малому ребёнку они хотят рисовать свои каракули на важном тексте учёной мамы, который они понять и разобрать не в состоянии. Но вот только это не дети...

Тень, знай своё место!

P.S.1. Термины... Увы, наука о вышивке пока ещё не может ни осознать себя, ни выбарахтаться из топкого болота бессмысленных терминов, оставленных предыдущим своим предразвитием. Но появляются новые термины, которые, увы, относятся не к только намечающейся науке, а к ужасающей реальности.
Появился термин "качаевщина" - по фамилии известнейшего автора. Означает он крайнюю степень псведоязыческого творчества на ниве семантики, игнорирующего не только науку в любых её проявлениях, но и простой здравый смысл.
А теперь, возможно, появятся термины "батаршинник" ("батаршинница") и "батаршина"- для обозначения соответственно
- самозванцев (самозванок), которые исключительно по своему произволу натягивают на себя чужую тогу,
- и их творчества, не относящегося к народной вышивке, но позиционируемого именно как народная вышивка.
Ну да, а чем это лучше матершинников и матерщины?

P.S.2. 2014-12-28. Что же это я сразу забыла написать...
Няймя Хайрулловна жжёт!




И, если не видно (теперь, после многочисленных "улучшений" живого журнала, большие картинки режутся в выбранном мною когда-то стиле. Стиль не хочется менять, ну их к чертям...):




Господа лингвисты, диалектологи и просто русские жители наших северных губерний, - ваш выход! Мож и в самом деле??? Но как-то аж дроссели замыкают и горят с чёрным дымом от такой филологии... Успокойте, мож надо только привыкнуть и всё будет нормально, и дым прекратится?

ужасы, осторожно - есть ужасы

Previous post Next post
Up