Последнее время всё больше убеждаюсь я в том, что опасность, происходящая от старой доброй советской научной традиции, возможно, сравнима с той, которая исходит от полчищ "альтернативщиков".
Что касается "альтернативщиков" - с ними всё ясно, несмотря на то, что их почитают ещё более впечатляющие своей численностью полчища адептов. Ну да, социальная болезнь такая. А что, в первый раз в истории што ль? Хотя, когда наблюдаешь это в конкретном каком-нибудь случае, помимо воли возникает первобытное изумление перед этим феноменом...
Но теперь вернёмся к старой доброй советской традиции. Как известно, она хотя бы "умеренная". И вот когда к ней обращаешься, то с ещё большим ужасом видишь, что единичные благородные работы не изменяют общей картины, а она безрадостна. И очень напоминает альтернативную поляну по своей сути.
Ведь вот чего стоят только растиражированныеи в своё время заявления типа: "Бибикова уверенно доказала, что ромбические орнаменты с крючками произошли из рисунка на срезах мамонтовой кости". Ой... Правда сейчас об этом почти никто не вспоминает. Я этого пастернака не читала ( я бы почитала, ежели б не надо было тратить время на поиски), но помилуйте, какие тут могут быть доказательства? Да никаких, кроме гадания на кофейной гуще - а что, ведь похоже? Ну и облака, проплывающие мимо вашего окна в разное время бывают тоже на что-то или кого-то похожи, и что с того? А ведь это воспринималось всерьёз! Собственно, альтернативщики-то наши доблестные чем хуже? А ничем...
Тут много разных примеров таких можно приводить. Но сейчас не о том...
Просто маленький вопрос. Очень наглядный и в своей наглядности весёлый такой.
Раскроем-ка мы основополагающую книжку (Богуславская. Русская народная вышивка. М., изд-во Искусство, 1972)
Под номером 18 великолепный подзор:
А под номером 21 прекрасная дама крупно:
Удивительная причёска - явно вылита на голову банка лака, чтобы добиться этого сногсшибательного панк-эффекта...
Удивительно прописан наряд дамы...
На голове обруч или горизонтальная повязка, что отчётливо видно в верхней части лба.
Дама в сарафане - то есть в платье без рукавов. Расцветка - в крупный горох, жесть! Пикантная деталь - американская пройма - и это повторено во всех фигурах. Тонкая талия стянута досточно широким жёстким поясом, ну просто модель 1950-х... тогда в очень большой моде были тонкие талии, до физиологических ужасов доходило (физиологически оно конечно ужас, но как красиво!).
(
http://feefeern.wordpress.com/2009/05/29/jean-patchett-2/ http://www.pinterest.com/pin/502292164664100419/)
Кстати у второго платьица пройма как раз американская.
Но самое удивительно - из-под сарафана видны шароварчики. Ну или, скорее, балаки. Позвольте-позвольте! Это как же балаки-то? Это ж у нас Катерина Матвевна незабвенная! Катерина Матвевна, говорите? А может быть, Гюльчатай? Да нет же, это Катерина Матвевна, а балаки ей привёз после войны с басмачами товарищ Сухов в качестве презента к свадьбе!
Мне так сочетание непышного прямого платья с такими шароварчиками напоминает народный женский костюм туркменок (и у йомудов, и у текинцев и у прочих групп - у всех балаки). Хотя ведь и тут нестыковочка - туркменки своё традиционное платье койнек (прямое и не пышное) не подпоясывают... Што нам, в поисках аналогий на Кавказ отправляться или в Персию с Турцией?
Вот такой у меня вопрос возник, в самом общем виде сформулированный:
Почему в классическом обряде встречи весны участвуют представители не таких уж близких к нам географически соседних народов из огромной индоевропейской нашей семьи?
Ну или совсем скромно и смиренно:
Что нам думать о костюме богини, чтобы крыша не поехала, а все визуальные данные улеглись бы в стройную картину мира?