Тысячу раз уж писала, что была воспитана в глубочайшем уважении к науке. И потому, наверное, некоторые гуманитарные "науки" не перестают меня изумлять (да как же это возможно такое...), хотя давно уж пора перестать бы изумляться.
В связи с тем, что а Валька-то у нас в испанки подалася стала я, некоторым образом, писательницей, приходится теперь ЧИТАТЬ то, что написано другими. Раньше-то я всё больше картинки смотрела, инстинктивно откладывая прочитывание многих текстов "на потом". Ангел меня хранил. Но всё таки наступает момент, когда читать всё-таки приходится - ведь в конце концов надо ж знать, что другие писали и пишут по теме, которой я так неосторожно занялась. Ноблесс-то вроде как оближ!
Вот купила я в букинистическом книжечку, в которой есть некоторые статьи, на которые я видела в своё время ссылки:
Издана в 1968 году издательством "Советский художник".
И вот среди прочих начинаю читать статью Л.А.Кожевниковой "Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера".
Сначала идёт, как водится, введение общего характера. Буквально третье предложение: "Материалы богатейших коллекций Москвы, Ленинграда и народов Севера нигде не публиковались и никем не пропагандировались."
Это было напечатано в 1968 году - полвека назад. И это можно переписывать с чистой душой и сегодня... Распался Союз, Украина самосжигается в братоубийственной войне, мир с любопытсвом смотрит очередную серию внезапного "революционного" триллера, действие которого оформлено в зонтичной эстетике в экстерьерах Гон-Конга. Сюр, чистый сюр! Но есть в мире и нечто незыблемое! Ничего не меняется под заскорузлым колпаком музейных централов - туда нельзя проникнуть и наружу ничего не пробулькивает. И никакого сюра. Всё то же самое. Прочнейший сплав заскорузлости и тщательно скрываемого невежества ( впрочем невежество иногда обнажается торжественным и неприличным образом, но такие "праздники" бывают редко -
http://tradtextil.livejournal.com/156469.html ). А ведь мы так нуждаемся в том, чтобы наконец несметные наши сокровища были, наконец, опубликованы - да хоть в электронном виде - это ж почти совсем незатратно, если делать это по уму, а не по-министерски.
Ну да ладно... Это так уж, как обычно, по ходу пьесы...
Поскольку о ткачестве многих районов, которые там последовательно обсуждаются, я знаю слишком мало, то читать "слепой", не привязанный к редким картинкам текст мне практически бесполезно. Но вот я оживилась - ага, думаю, районы мне в какой-то степени знакомые, вот интересно, что пишут! Вот эти две странички:
Читаю заголовок ... Пудожь... А-а-а, думаю, это наверное, опечатка - последнюю букву "е" пропустили. Понятное дело, должно быть "Пудожье"... читаю дальше..."встречается в Пудожи"... Хм-м-м... Это как же понимать? В советское время всё-таки как-то оглушительные орловские "чупкики" и "оканты" (
http://tradtextil.livejournal.com/142084.html ) не были обычным делом - в издательствах на твёрдых ставках сидели квалифицированные советские корректоры, которые этим "чупкикам" и "окантам" ещё на дальних подступах давали крепко прикурить. Но и на старушку бывает прорушка. Корректоры - тоже люди. Правила русского языка они знали хорошо, а с географией могла быть уже заминка...
Тут закрались в мою слабую голову сомнения - а вдруг действовала такая норма в какое-то время, а? Я адресовалась к моей "соавторке", которая там постоянно проживает не скажу уж сколько лет и к ещё одной даме, которая занимается фольклором в тех местах уже 50 годков подряд и как раз недавно выпустила об этом фольклоре толстенный талмуд. И обе они в один голос заверили меня, что официально такого названия в зафиксированном прошлом не было, и народ в женском роде город Пудож на их памяти не трактовал. Соавторка моя вспомнила, что как-то встречался ей человек, который утверждал, что писать-говорить и трактовать Пудож надо в женском роде с мягким знаком на конце и при этом ссылался на какого-то учёного на букву Ф, вспомнить фамилию которого было уже невозможно. Но почему-то ни официальные лица, ни народ этим трансгендерным путём упрямо следовать не желали, называя Пудож - Пудожем...
Возможно автор разговаривала с адептом этого альтернативного знания, а в атлас заглянуть ей не привелось... Так и появилась на свет Пудожь...Но это так - филология с географией. А вот ткачество - впереди.
Наконец, дошла я и до ткачества. Увидев объединёнными под одним заголовком такие разные в отношении народного ткачества районы, я была заинтригована - как же это удастся вывести какой-то общий их знаменатель, который объединял бы их в оппозиции к другим районам нашего Севера? Ну как всё равно начать читать статью "Особенности питания комаров, коров и медведей в отличие от стрекоз, антилоп и львов". ИМХО - народное ткачество в этих последовательно соседствующих друг с другом районах ну очень разное!
И чем дальше я читала, тем больше изумлялась - практически всё было "поперёк". Соавторка моя отметила ровно те же тезисы, что и я, споткнувшись ровно в тех же самых местах.
"В северо-западных районах узорное ткачество в значительной мере уступает своё место вышивке". Ну-у-у... Что касается Пудожа, то такое утверждение делать ну никак нельзя. В Пудоже ткачество никому своё место не уступает, оно там ну очень крутое! Кому нужны такие "обобщения", которые от такой обощённости становятся попросту неверными!
"Его место в танях для костюма и в декоративных изделиях занимала вышивка..." Ну неправда! Пудожское ткачество совершенно уникально и никакая вышивка его заменить не могла и не заменяла. Его было много и было оно очень крутое!
"Браные узоры, которые в небольшом количестве встречаются в Пудожи..." Да никак не в небольшом, а очень даже в большом - только в нашей книжке(которая, между прочим, не про ткачество) впихнуто более 30 предметов - а у нас не было никакой почти информации о собраниях трёх петрозаводских музеев, ничего мы знали про ГРМ, РЭМ , ГИМ и ВМДПНИ. И всё это было браное ткачество с дополнительным утком красным по белому. А подзоры какие! Закат души! И покажите мне, пожалуйста, где, в каком регионе есть что-нибудь подобное! Мне не стыдно, что я не знаю, есть ещё где-нибудь такое, или нет - это музеям должно быть стыдно, что они объективно держимордами "тащить-не пущать" являются. Нам просто неоткуда такие вещи знать!
"Наиболее распространённми являются ткачество на малом количестве дощечек, белым по белому, и пестрядь". Тут видно и филологичекий корректор заснул, лишняя запятая нагло пролезла... Сейчас нападут на меня ткацкие производственники-экстремисты, но я не понимаю... Ткачество на малом количестве дощечек - это что? Ну да ладно, положим смутно почти догадалась что, но тут же другой вопрос встаёт - а оно каким было по цвету? Вообще цвет с количеством дощечек связан? Почему на малом количестве дощечек и белым по белому идут через запятую? И вообще, если сказать, что на малом количестве дощечек, то это уже исчерпывающее определение? А уж белым по белому - точно никакое не исчерпывающее определение вида ткачества. И в Пудожье, кстати, ни разу я такового не видела. В Заонежье - да. В Каргополе - сомневаюсь...
Опять же вопрос ребром - а где же тут браное ткачество с дополнительным красным утком по белому фону? Все 30 примеров в нашей книжке - именно такое ткачество. А тут ему и места не нашлось. Ну и ну...
Читаем дальше: "Рисунки скатертей, тканых на малом количестве дощечек, почти ничем не отличаются от тех фактурных узоров, которыми украшались скатерти других народов Севера..." Ну тут я гордо почувствовала себя почти шерлокой-холмсой, я кажется догадалась, что речь идёт как раз о том ткачестве, устоявшееся и приемлемое название я не так уж давно безуспешно пыталась найти. Вероятно, именно такой образец изображён на другой страничке той же статьи ближе к её началу:
Вдаваться в комментарии по поводу текста на этой страничке не будем. Вот разве что отметим, что хвалёные советские филологические редакторы иногда не только засыпали на работе, но, по-видимому, уходили в тяжёлый запой, если пропускали такое:
"Другой вид браного тканья, на малом количестве дощечек - (одноуточный)."
А говорят, нынче грамотность катастрофически упала, дескать минимальный балл по ЕГЭ пришлось снижать до плинтуса. Так откуда же она упала, отсюда што ль? Если профессиональные корректоры центральных нехилых издательств были такие грамотные и ответственные, так почему нынешним школьникам, которые, страшно сказать, подвергаются нынешнему образованию, нельзя быть безграмотными? Так нельзя, это несправедливо. Было и есть. Выходит, никуда ничего не падало.
С мифами расставаться как-то жалко - мы так долго жили под их надёжной убаюкивающей защитой... Такой красивый миф о том, как высоко находилась планка советской издательской системы в части качества корректорсской работы. Центральное издательство, столицы... Стыдоба-то какая... Так что вот так вот. Барахтайся тут, своими слабыми единоличными лапками масло сбивай...
А какой красивый миф о науке! Граждане, не давайте себя остановить бесстыжими окриками наших угнетателей, что не профессионалы мы. Пусть нам покажут профессионалов! Где ж они прячутся-то??? Или профессионализм - это уже обсуждавшееся здесь, страшно сказать, эрмитажное му-му (
http://tradtextil.livejournal.com/156469.html) ??? Граждане, действуйте! Публикуйте, рассказывайте, что вы узнали, какие крохи собрали! Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
"Интересным видом узорного тканья в этих районах была пестрядь, имевшая широкое распространение и отличавшаяся необыкновенной красотой и гармоничностью колорита..." Продолжаю я не понимать, как так высоко вознеслась пестрядь над уникальным браным ткачеством Пудожья...
""Особенно красивы по колориту и ритму полос юбки Каргополья и Заонежья. Каргопольские юбки делались в мягкой цветовой гамме, состоящей из сочетания холодных тонов... Сужающиеся кверху полосы, сходящие почти на нет в верхней части юбки, своим спокойным уравновешенным ритмом ассоциируются с широкой водной гладью и ритмом движения волн...".
Да, язык - страшное дело... Когда первый раз прочла и силилась себе представить что-то по описанию, поняла я это дело так, что полосы были ВЕРТИКАЛЬНЫЕ и сужались кверху. Вопрос о том, в каком направлении ткали полотнища юбки и как полосы можно было сузить, сейчас во внимание не берём. Просто читаем и пытаемся себе представить, о чём таки речь... А представляется что-то вроде вязания укороченными рядами или равномерное убавление петель, смотря по направлению ВЯЗАНИЯ :))) И лишь поутру, на свежую голову, пришло мне в голову соображение, что выражение "сужающиеся кверху полосы, сходящие на нет в верхней части юбки" могло означать, что ширина ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ полос в верхней части юбки меньше, чем в нижней, и чем выше, тем меньше... Вот она, эврика!
И здесь встаёт ещё один грозный вопрос - а где были не менее хвалёные советские теперь уже редакторы? Вероятно, в ту пору в издательстве сильно отмечали какой-то большой праздник, не иначе, и работать с автором было некогда...
Ну ладно, предположим, этот пассаж относится именнно к горизонтальным полосам. Но и тут не легче... Батюшки-светы, так цветные каргопольские юбки, про которые пишет автор статьи, стало быть, не те, которые яркие разноцветные с ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ рядами браного ткачества??? (
http://www.perunica.ru/uploads/posts/2011-11/1321897985_73.jpg, из кн. Дурасова "Каргополье. Художественные сокровища"). Ну да, если очень прищуриться, то ясно видно, что цветовая гамма мягкая и состоит из сочетания холодных тонов...
Так яркие разноцветные с горизонтальными рядами, они, стало быть, и упоминания недостойны? И уж, конечно, менее интересны, чем пестрядь и половики, удостоившиеся лирико-эпических абзацев??? Ах ну да, они же (яркие узорные юбки) у нас в каждом уезде ткались, не то, что пестрядь и половики...
А "волновые ассоциации"??? Ну чистое фэнтэзи. Чистый жанр, беспримесный. В советское время поощрялся и взращивался на "научных" плантациях. Вот думаю я - все знать хотят, откуда у нас таким махровым цветом псведоязычество расцвело? Откуда армии шарлатанов понавылазили? Как откуда? Отсюда и расцвело, отсюда и понавылазили. Когда вместо науки - чистое фэнтэзи, жди беды. Если "науке" безбрежно фантазировать можно, то почему "народу" нельзя?
Возвышенная лирика по поводу банальных, хоть и милых сердцу половиков меня окончательно добила:
"Очень большой интерес представляет тканьё половиков...". Прям не просто большой, а очень большой... Ну и ну... Какие-то половики... Причём что в этих половиках такого, чтоб уж очень большой интерес..., - этого нам так и не объяснили, даже и не намекнули, в чём тут фишка вдруг сыскалась...
"... поражают глубиной и силой сочетания чёрно-коричневых тонов с красно-розовым и ...." Ну уж божий дар с яичницей-то путать не надо!
И апофеоз искусствоведческой беллетристики: "Культура цвета в тканях сев-зап р-нов русского Севера могла развиваться только в связи с общим высоким уровнем художественной культуры этого края, проявившемся и в замечательных "северных письмах", и в росписи по дереву, и в удивительных миниатюрах поморских рукописей" То есть, бабки без окончания искусствоведческого отделения никак бы свои половики из изношенного тряпья соткать бы не сумели - культуры цвета не хватило бы. Куда им чай пить! А развитие-то какое! Что там язычники-то - всё красным по белому, да белым по белому. Никакой культуры цвета. Никакого развития. Это уж потом бабки, книжек начитавшись да икон шедевральных насмотревшись, начали половики ткать - хоть посмотреть есть на что, тут уж невиданное развитие культуры цвета пошло, гаммы всякие...
Хм-м-м... культура цвета...
В сухом остатке - глубокое недоверие. Значит, возможно, и о ткачестве других районов написано с таким же знанием предмета? Ай...