Народное искусство творит народ? И как именно он его творит...

Feb 23, 2014 13:20

Это большой вопрос!

Однако в этом сообщении я порассуждаю лишь об одном аспекте.
Поводом для написания этого сообщения послужили опять же выбранные места из переписки с друзьями.
Я получила очередное письмо от адресата, который по какой-то причине любит обсуждать концептуальные вопросы именно в приватной переписке. А я считаю такой способ слишком расточительным и концептуальное предпочитаю обсуждать публично в журнале - ведь в таком случае отклик можно получить не только от одного адресата.

Возможно, я поняла мысль не так и дальнейшее - мои домыслы. Возможно и то, что мой адресат несколько туманно выразился. Но то, что было написано, заставило меня задуматься.
В самом деле, неявно, но от этого не менее определённо, и не раз высказывалась мысль, что искусство, распространённое в народе (в простом народе, в массах), следует считать искусством народным.

То, что распространённость в народе есть необходимый признак народного искусства, - с этим я не спорю. Это действительно так. И вот пример - в браном ткачество северных губерний мы очень часто видим классический орнамент из ромбов с продолженными сторонами и перечёркнутых ромбов. Это было народное искусство - в каждом доме владели навыками браного ткачества и практиковали его регулярно. И тот же орнамент мы встречаем на германском вышитом кошельке 14(? 15)в. Мож, конечно, и на германской земле такой вышивкой тогда владели все до последней простолюдинки. Но сохранился до наших дней только один такой кошелёк(ну ещё один есть, на него похожий) и есть некоторые основания полагать, что кошелёк этот принадлежал человеку небедному. Позже никакого заметного распространения такая вышивка в германском народе следов не оставила. Разве что сейчас все кинулись в реконструкцию :) То есть в этом случае кошелёк этот нет оснований считать произведением народного искусства - по той причине, что нет данных о повсеместном распространении этого жанра в народе.
Для тех, кто прочно забыл школьную программу математики, напомню. Следующие два предложения равнозначны, равносильны:
1. Распространённость в народе (все знают, умеют и практикуют) есть необходимый признак народного искусства.
2. Если это народное искусство, то оно распространено в народе - все знают, умеют и практикуют.

Если бы только это и имелось в виду, то, конечно, да, это так.
Но имеется в виду другое - а именно то, что распространённость в простом народе есть достаточный признак народного искусства.
Для тех, кто прочно забыл школьную программу математики, напомню. Следующие два предложения равнозначны, равносильны:
1. Распространённость в народе (все знают, умеют и практикуют) есть достаточный признак народного искусства.
2. Если оно распространено в народе (все знают, умеют и практикуют), значит, это - народное искусство.

Оргвыводы очень простые, прометеевские, природопреобразовательные. Давайте всех обучим, организуем, направим - и будет нам народное искусство! Ещё лучше, чем было когда-то в грязных избах...
Прометеевский природпреобразовательский дух в нашем народе очень силён. Хлебом не корми, дай всё разрушить, а потом... Потом известно, что бывает...

И поскольку как-то хочется вернуть на подобающее место граждан, взобравшихся на прометеевские табуретки, имеет смысл рассмотреть тезис о достаточности признака распространённости.
И тут оказывается, конечно, что утверждение о достаточности признака распространённости попросту неверно.
И повальное распространение в народе какого-то искусства (пусть простенького, немудрёного, бытового) совершенно не означает, что искусство это можно возвести в ранг народного искусства.
Как известно, для доказательства такого факта достаточно привести контрпример.
Ну что ж, контпример, так контрпример. Думаю, можно и другие легко найти, но мне хочется привести пример юмористический - уж лучше посмеяться, чем всё время плакать!

Изготовление художественного "мыла ручной работы" - современное народное искусство!

P.S. А я наивная такая... Когда как-то начали доходить слухи об этих чудесах, я задумалась... А что же, думаю, они дохлых кошек вручную переваривают, что ли? Потом, правда, я начала подозревать, что не всё так технологически сложно, и что все субстанции покупаются готовыми у коммерческих организаций, созданных ушлыми людьми специально для такого способа извлечения прибыли...

народное искусство, фундаменталисты шутят, народное искусство и мы

Previous post Next post
Up