Журнал будет посвящён разным темам, связанным главным образом с народной вышивкой, несколько в меньшей степени с народным костюмом, но также и с традиционным текстилем вообще, и с народным искусством вообще. Моё кредо и цели я изложу несколько позже.
Пока же, стараясь как можно быстрее перейти к конкретному делу, я попытаюсь представить здесь фотографии предметов, имеющихся в моей маленькой текстильной коллекции. Естественно, с некоторыми комментариями. Думаю, что позже эти записи будут мной редактироваться.
ТАМБОВСКАЯ "ПОЛОСОЧКА".
Это великолепная старая (думаю, что ей не менее 90 лет) вышивка, превосходный и редкий образец одного из тамбовских канонов народной вышивки. Это самый ценный предмет моей коллекции, несколько позже я поведаю занятную историю о том, как я получила такой подарок.
К какому предмету относилась полосочка мне неизвестно, как не было это известно и моей щедрой дарительнице. Думаю, скорее всего она украшала головное полотенце. Знающих людей прошу откликнуться.
Полотно скорее всего льняное, вышивальные нитки - шёлк (коричневого - не тёмного и не светлого, чёрного и тёплого светло-зеленоватого цвета) и "серебряная" нить.
Основная техника вышивки - традиционный для Тамбова тамбовский крест. Шов описан во многих руководствах по вышивке, в частности в отличной книге Т.Ерёменко "Вышивка". Эта техника вышивки двухсторонняя (то есть дающая одинаковую картинку и по лицу, и по изнанке). Исполнение виртуозное, поражающее своей аккуратностью, правильностью и малой величиной стежков. Грубо говоря 1 крестик имеет размер в 1мм х 1мм. Лицо от изнанки мне отличить не удаётся. Каждый раз, когда я склоняюсь к какому-то решению этого вопроса, я переворачиваю полосочку ещё раз - и опять сомневаюсь.
Применена также и двухсторонняя гладь - с помощью этой техники серебряной нитью вышиты S-образные символы и другие мелкие элементы. Впрочем, именно по этим элементам мне кажется, можно определить лицевую сторону. Если присмотреться, то можно заметить, что на одной стороне эти стежки немного длиннее ( и это указывает на ЛИЦО), а на другой стороне несколько короче ( и стало быть это ИЗНАНКА), что естественно для этого приёма вышивки. На этом я и остановлюсь в определении лица и изнанки. Любопытно, что элементы серебряной нитью вышиты после того, как была закончена вышивка шёлком. Причём мастерица не пыталась вести нить от одного серебряного элемента к другому, продевая и пряча её под стежками шёлковой вышивки, вероятно потому, что шёлковая вышивка очень плотная, нитки затянуты очень хорошо. Причём моя попытка определить лицо и изнанку по наличию таких серебряных перемычек благополучно провалилась. Я-то думала, что перемычки будут только на одной стороне - на изнанке, так вот и нет - перемычки пожалуй в равной мере идут по обеим сторонам вышивки. На подробных фотографиях хорошо видна структура "серебряной" нити. Видно, что это обычные возможно хлопчатобумажные нити, обвитые серебряной "проволокой".
Полосочка моя - лишь фрагмент когда-то изготовленной вышивки. С трёх сторон она обработана вариантом петельного шва, с четвёртой стороны (с короткой) она была когда-то кем-то разрезана. Обработанные края по длинной стороне выглядят рельефными валиками, потому что обрабатывался не просто отрезанный край, а подвёрнутый, причём два раза подвёрнутый, что можно рассмотреть на ребре срезанной короткой стороны. Любопытно, что подворачились края как раз на ту сторону, которую я решила считать лицевой. Сначала была выполнена вышивка петельным швом салатовыми нитками ( группами по два стежка с промежутками между группами), а поверх уже такая же обработка края проводилась коричневой ниткой - на ребре видно, что поверх ребра непрерывно идёт коричневая нитка. В промежутках салатовой вышивки делались два стежка петельным швом коричневой ниткой, а промежуток коричневой вышивки приходился на два салатовых стежка. Короткий край полосочки обшивался петельным швом без подворачивания.
Необычайно интересен основной орнамент. Он строго симметричен относительно горизонтальной оси, идущей посредине вдоль длинных сторон, и имеет также вертикальные оси симметрии. Имеется квадратный раппорт, повторяющийся по длинной стороне. Раппорт имеет также центральную симметрию. Очевидно также, что орнамент может быть продолжен как вверх так и вниз зеркальным отражением относительно "верхней" и "нижней" границ неограниченно ( в силу симметрии этот орнамент не имеет верха и низа). Причём будучи продолженным этот орнамент выглядит точно также, если его рассматривать, повернув на 90 градусов. Но самое интересное заключается конечно в его архаической символике. Первое, что бросилось мне в глаза - это S-образные элементы, заключённые в равносторонние шестиугольники ( правда эти шестиугольники не равноугольные, а слегка приплюснутые). Конечно само наличие S-образного элемента указывает на архаический характер орнамента. Не случайны там и кресты, и восьмивершинные фигуры. Часто муссируемая в вольных текстах о народной вышивке мысль о том, как мастерицы свободно придумывали орнаменты своих вышивок, проявляя свои недюжинные творческие способности, несколько уводит нас от осознания того, что творческая энергия проявлялась чаще всего внутри строгого канона, передававшегося из поколения в поколение. И самое главное, канон закреплял не просто красивую картинку, а прежде всего наполненное символами обращение человека к божествам. И процесс воспроизведения канона имел причину иного порядка, нежели простое копирование промышленным типографским способом тиражировавшихся в конце 19 - начале 20 века орнаментов - одинаковых на необозримых пространствах от Будапешта до Иркутска. Это время гибели мощнейшего крестьянского искусства, воспоследовавшего за гибелью векового строя крестьянской жизни.
Интересно также, что я встретила точно такой же (!!!) орнамент на другой тамбовской вещи, только не мне принадлежащей! Об этом чуть позже. Здесь скажу однако, что нигде более не встречала я ни в натуральном виде, ни в полиграфическом воспроизведении такой мелкой и изысканной тамбовской вышивки. И если кто-нибудь поможет мне увидеть такое, я буду кланяться до земли.
И наконец - фактура и механические свойства. Мелкая, плотная и слегка выпуклая вышивка шёлком превратила кусочек простого крестьянского домотканого полотна в сущую драгоценность - она не сминается, не заламывается, а остаётся живой, искривляясь красивой упругой гладкой геометрически правильной волной, когда вы держите её в своих руках.
Размер вещи - 8.6см х 20.6см.