Ужасы нашененашего телевидения. Вокруг вологодского кружева.

Dec 02, 2011 14:24



Это брюссельское кружево - для заставочки.

Не хотела отвлекаться, но отвлекусь.
На злобу дня.

Телевизор у нас за вечерней трапезой включён.
Идёт передача на одном из основных каналов. Посвящена чему-то около малого бизнеса. Показывают сюжетец - вот, дескать, администрация Вологодской области решила поддержать промыслы. Картинка: крупно - несчастные эти примитивные куклы-самокрутки, которые, кажется, и стали столь популярны, что массовое делание их не предполагает уж очень долгого и вдумчивого труда, сопряжённого с исследованиями аутентики и приобретением серьёзной исполнительской квалификации. Это вам не бранина во всю ширину холста. Вполне в духе времени - за 15 минут и не прикладывая усилий. Очень продажеспособно, особенно если добавить в этот суп побольше магического антуража.
Ведущий передачи - из тех, на ком клейма уже ставить негде. Однако ж в этом случае благостен - ну просто травоядный. Но речь не об этом ...
Показывают далее помещение типа класса. Почти как на уроке сидят там кружевницы перед своими валиками и сосредоточенно и смиренно звенят коклюшками. Голос за кадром - сколько было кружевниц в советское время(что-то о десяти тысячах шла речь или десятках тысяч - ой, не запомнила), и сколько сейчас (тоже не запомнила, но ясно, что падение во многие разы). И опять - как организовать промыслы( малый бизнес), как им помочь выжить и так далее.
А поводом к написанию этого сообщения послужило вот что. Среди "экспертов" был один гражданин, фамилию которого я не запомнила, и за точное воспроизведение его статуса тоже не ручаюсь. Но то, что я запомнила точно, наберу большими буквами:
ПРОФЕССОР МЕЖДУНАРОДНого института РЕКЛАМЫ. И вот что посоветовало это вестернизированное чудище. Ну естественно, реклама нужна. С этим спорить нечего. А ещё гражданин сказал, что цену снижать надо. А для этого надо снижать налоги.
Налоги, может быть, и нужно снижать - с разного по-разному, конечно. Но если даже представить себе, что налога на их продукцию вовсе нет - нешто сразу бы проблема решилась и настоящие вологодские кружева пусть даже и советского образца стали бы дёшевы?
Мне как-то смешно было смотреть на то, что кружевницы сидели все в одном помещении(пусть светлом, просторном и чистом) как школьники в классе. Собственно, зачем им сидеть вот так? Ведь всё оборудование - валик на маленькой подставке и коклюшки. Произведённая продукция учитывается легче некуда - вот оно кружево, она его сплела или не сплела. Ведь этим можно заниматься и дома - тогда и столько, сколько возможно и надо. А они сидят вот так 8 часов подряд под чьим-то, вероятно, надсмотрщическим приглядом, как в цеху советской фабрики с её советской же жёсткой фабричной дисциплиной - а вдруг голову от барабана своего поднимет и в окно посмотрит? Конечно, иногда удобней работать и не дома. Но вот всё время, наверное, это уж очень тяжко, конвейера нет, а его дух витает. Но речь не об этом.
Вологодское промысловое кружево, что советское, что постсоветское - это вам не куклы самокрутки, это надо делать технично и ДОЛГО. И с этим НИЧЕГО поделать нельзя. Даже если никаких налогов вообще нет. Даже если мастерица - фрилансерица. Такое кружево не может быть дёшево, каких бы дураков на телевидение не приглашали в качестве "экспертов". Разве что производство перенести в таиланд-камбоджу, чтобы там уж совсем нетребовательные к условиям жизни безмозглые и всемупокорные умпу-лумпу всё это производили. Казалось бы и наши вологодские мастерицы не роскошествуют, но их труд дороже, нежели труд умпу-лумпу. Так как же можно снизить цену на продукцию их высококвалифицированного труда? А никак! Платить им надо - вот и всё. Но речь опять не об этом.
Рекламное чудище вот ещё что сказало по поводу рекламы и брендов(не могу воспроизвести текстуально точно):
" Вот брюссельские кружева - их все знают. Вот их и покупают и стремятся купить..."
И вот тут-то вестернизированное чудо село в торжественную лужу. Но ему по своему амплуа так полагается - поучать на западном примере. Это ж понятно, что на "цивилизованном" Западе всё делается правильно и самым лучшим образом, и тут надо учиться, учиться и учиться... Учиться-то надо, факт, однако ж сам этот дядька, видать, несмотря на свой шибко учёный статус, учился наверное, понемногу, чему-нибудь и как-нибудь. А потому судит о том, чего не знает.
Поговорим немножко о брюссельских кружевах.
Стала я писать про ужасы нашего телевидения только лишь потому, что мне есть чем сдобрить этот печальный рассказ о гражданине, который говорит о том, чего не знает, но бодро так поучает. И ему внимают.
Эти миленькие маленькие мотивы аутентичного брюссельского кружева, очень простенькие и очень изящные, купила я в Брюсселе. Им, вероятно, около ста лет. Так я полагаю и так сказала продавщица довольно крупного магазина в центре Брюсселя.
Мотив номер 1. Я дам его сканы с двух сторон. Лицо от изнанки отличается мало:







Деталь крупно:



Конечно, при виде такого хочется сразу уйти в рассмотрение техники и прочее такое. Но я не буду, потому что и речь не о том, и не тот формат, чтобы начинать тему кружева как полагается. Но несколько слов скажу.
В Брюсселе есть музей кружева на Фиалковой улице. Это в самом центре. Но искали мы его очень смешно(потому что информационную подготовку в этом разрезе дома не проводили). Мы не увидели тумбу с картой центра города, которая, как потом оказалось, когда мы уже возвращались, была от нас в двух шагах. И начали опрашивать народ. Прохожие ничего не знали. Смотрю - стоит пустой автобус. Водитель сидит на своём месте, что-то жуёт. Я к нему с вопросом - где Фиалковая улица? Мальчик совсем молодой, у нас такие обычно и не шелохнутся, ежели что спросишь. А этот свой завтрак бросил, вылезает, дожёвывая на ходу, из автобуса и ну прохожих за фалды хватать - но опять никто не знал. Мне неудобно стало, что мальчик не покушает, я его поблагодарила, и мы отчалили дальше народ за фалды хватать. Однако ж это была уже туристская зона и все были как и мы - чужаки. Наконец напали на одну туристическую пару постарше - они просто даже обрадовались нашему вопросу, дядька радостно так карту достаёт, стали мы все вместе искать на карте, где Фиалковая улица и где мы. И верное направление таким образом выбрали. Через 5 минут нашли и сам музей.
Музейчик небольшой. Экспозиция очень маленькая, но хорошая. Кружева разложены в больших выдвижных из тумбы кассетах. Полумрак. Фотографировать нельзя никак - даже без вспышки. Это музейное жлобство нам хорошо знакомо, ненавидимо и неистребимо, как всемирное зло. Впрочем фотоаппарат мы в тот год не брали. Жаль конечно. Но как-то не хотелось его в гостинице оставлять, а пришлось бы по нашему распорядку.
На стенке висели бумажки с пояснительными текстами про кружево вообще и классификацию кружевных техник. Ну очень толковый был текст! Довольно краткий и очень толковый. Но делать-то что - стоять там и переписывать, что ли? К сожалению, ни в одной из купленных там брошюрок ничего подобного по толковости не было. Вот обложки:


Примерно А4.


Ближе к А5.


Ближе к А5.


Ближе к А5.

Вот так делали брюссельское кружево(эта фотография есть в первых двух книжечках):



Не помню уже, к сожалению, этот очень хороший текст, который висел на стеночке в брюссельском музее, прошу извинить. Не хочется быть неточной. Но шла там речь в числе прочих и о таких кружевах, которые делались в два этапа. Сначала на коклюшках плели простую ленточку, а потом ленточка укладывалась по рисунку и иголочкой всё это соединялось с помощью разных игольных приёмов, в том числе и заполняющих разделок. Кажется, мой мотивчик 1 как раз и относится к такому типу кружева.
Непрерывная извивающаяся линия рисунка напоминает нам и вологодское кружево, но в вологодском кружеве соединение происходит в процессе плетения средствами кружевной техники, игольные приёмы не применяются. А в рассматриваемом типе брюссельского кружева непрерывная линия передаётся отдельно сплетённой простой ленточкой. Соединение - с помощью игольных техник.
Не помню, какие типы брюссельского кружева там ещё рассматривались и этот вопрос здесь опускаю. Речь здесь идёт лишь о том, что такой тип техники, по всей видимости, в брюссельском кружеве был распространён и являлся для него специфичным.
Кстати, на фотографии брюссельской мастерской лишь одна дама сидит за валиком и то непонятно, что она в руках держит - коклюшек не видно. Две дамы справа явно вышивают - это вышивка по тюлю?
Другие дамы работают над кружевом, лежащем на плоской подложке-планшете. Оставим их.
Кроме музея кружева наткнулись мы в вечерней тьме(было уже около 9 вечера) на уже закрытый антикварный магазин, наверное, исключительно кружевной. В огромной стеклянной витрине была экспозиция, практически не уступавшая по разнообразию и качеству музейной - там были, конечно, не такие простенькие мотивчики, как мои, а большие и дорогие вещи. Как пожалела я, что со мной не было моего фотоаппарата - вполне можно было там общёлкать витрину и теперь рассматривать...но...
Итак, то, что касается музеев и антиквариата, как могла - живописала. Остаётся осветить вопрос о том, как мудрые европейцы мудро решили вопрос со своим брендовым промыслом. Не поучиться ли нам у них и в этом вопросе, как призывают на всех углах вестернизированные идиоты?
Не знаю, о каком таком брюссельском кружеве, которое все знают и покупают, говорил глупый профессор ( не об антиквариате же говорить на передаче по организации современных промыслов?), но только во многочисленных сувенирно-подарочных магазинах центра Брюсселя я НИЧЕГО такого не видела.
Теперь скажу о том, что я там ВИДЕЛА СВОИМИ ГЛАЗАМИ.
Для этого напомню одну вещь, знакомую рукодельницам, заставшим эпоху советского ещё журнала "Работница". Советской галантерейной промышленностью выпускалась такая узенькая тесьма с петельками с двух сторон. Её в быту называли "сороконожкой". В "Работнице" давали рисунки воротничков, которые надо было мастерить из укладываемой по рисунку сороконожки и потом фиксировать форму, соединяя соседние линии швом "козлик" всё это дело в один предмет. То есть принцип работы тот же, что и в брюссельском кружеве. Но основа - фабричная тесёмочка. Получалось мило.
Так вот, подарочно-сувенирные магазина центра Брюсселя, коих обошли мы немало, ЗАВАЛЕНЫ всякими салфетко-скатертями, сделанными из достаточно широкой фабричной ленты, уложенной по нехитрому и достаточно грубо-крупному рисунку и соединённой этим самым козликом. Примитивность этой сувенирной продукции поразительна. Вот этот местный бренд и втюхивается праздно шатающимся туристам, желающим увезти из столицы НАТО ну что-то как бы брюссельское. Вероятно, несчастная Европа слушалась вот таких профессоров-дурачков, которые посоветовали ей снизить цену на местный бренд. Ну так бренда-то теперь и нету. Есть ширпотребное неприличие.
Вестернизированного дурака мы уже выслушали. Осталось теперь выписать за хорошие деньги из Брюсселя его ученичков - они вновь наладят нам расстроенное производство сороконожки(нормальная вполне тесьма была, может быть и есть ещё) или закупят её в Таиланде, только сделают её пошире( как в Брюсселе), нарисуют каракули - и в чистом просторном классе вологодские рабыни ВТО будут соединять берега швом козлик. Вот тогда мир узнает, что такое "вологодские" кружева! Дёшево и сердито!
Чтоб дети не плакали от моих сказок, вот вам сканы мотива номер 2:









Я не знаю ничего о мастерах высокой квалификации, которые, конечно, в Бельгии есть, и всё такое прочее. Я не видела их изделий. Говорю о промыслах с заметным массовым выпуском изделий. О том, чем завалены витрины и прилавки в центре Брюсселя. И чем не надо заваливать вологодские витрины и прилавки.

кружево, светская хроника, вестернизация сознания, публикация предмета, бред сивой кобылы, ужасы, библиография

Previous post Next post
Up