Ещё раз об оборотнях - в смысле "поворотнях".

Jan 18, 2011 20:21

Дабы не пояснять в скобках при каждом употреблении слова "оборотень", в КАКОМ ИМЕННО смысле оно должно пониматься в каждом конкретном случае, в своём журнале и для своих нужд ввожу слово "поворотень".
Оборотень будет для того же смысла, что и в словаре указан, а поворотень - для мифического животного, которое повернуло голову назад - например, к хвосту, если таковой имеется.
По моему мнению, в книге Калмыковой поворотни с тверской и псковско-новгородско-Спб-ских вышивок




трактуются как оборотни совершенно неосновательно. Не в том смысле, что эти поворотни НЕ являются оборотнями, а исключительно в том смысле, что решительно никаких существенных аргументов для трактовки их как оборотней приведено не было. Народное название - очень шаткий аргумент. Очень.
Задумалась я о поворотнях. И вспомнила, что с поворотнями имею дело постоянно! А как же! А ужики-то мои любимые, кто они как не классические поворотни?
Вот поворотни на наличниках Переславля-Залесского:




На фронтончике навершия мы видим покрашенных белой краской милых хвостатых четвероногих(сначала я не пересчитала ножки и именовала некоторое время этих чудесных созданий морскими коньками, вероятно, будучи заворожённой их S-образной формой, завершённой свёрнутыми в колечко хвостом ). Они находятся в симметричной 3-хчастной композиции с солнышком посредине.
Но на этом наличнике есть ещё одна пара поворотней - над фронтончиком. Вершина наличника - главный женский персонаж народной вышивки в версии "мать и дочь"(хотя возможно и другое толкование матрёшечной версии персонажа - в куполе "юбки" большей фигуры мы видим фигурку маленькую), тут сомнений быть не может, матрёшечная конструкция - один из самых популярных мотивов русской народной вышивки( и не только русской, и не только вышивки...). По сторонам от "богини" - два S-образных элемента с присобаченными вероятно для эстетической завершённости хвостиками(впрочем, хвосты этим существам по рангу полагаются). Связь S-образного элемента( одного из самых распространённых, но от этого ничуть не менее загадочного) с мифическим ЗМИЕМ*) отмечалась неоднократно. Итак, в верхней ажурной композиции поворотнем является спрятанный в S-образную форму ЗМИЙ. Опять 3-хчастная композиция с поворотнями. В центре - женское божество.
И вот что интересно. В талдомских наличниках мои любимые ужики( так уж я называю этих очаровательных талдомских ЗМИЕВ) часто изображаются как-то странновато - позади головы какая-то непонятная вертикальная деталь. Сначала я думала, что её верхнюю оконечность надо трактовать как ушки, но как-то это меня очень смущало. Я никак не могла понять, откуда она взялась и зачем она тут нужна:



И вот я получаю от Валентины Яшиной фотографии валдайских наличников - тут-то я и поняла, зачем "ненужные детали":



Те извилистые палочки в центре композиции за затылками талдомских ужиков - это древо жизни. Просто изображение его чисто по технологическим причинам было "разрезано", и каждая половинка была выпилена заодно с одним из ужиков. А посколько досок использовалось две, то они с трудом состыковывались, а по прошествии ста лет и вовсе разъезжались, создавая нам проблему в трактовке оной аномалии.
Итак - опять поворотни в трёхчастной композиции.
Дальше - больше.
Так, так... Известно, что часты изображения "сросшихся корпусами" таких вот животных с повёрнутыми головами... Вот и в книжках про русскую народную вышивку об этом часто пишут. Тут и до двуглавого орла недалеко - получается, что ИЗОБРАЖЕНИЕ двуглавого орла могло получиться из сросшихся корпусов двух симметричных поворотней. А древо жизни между ними "вознеслось" в виде третьей, центральной короны. Впрочем на русских народных вышивках там часто просматривается никакая не корона, а именно древо...
Двуглавый орёл, так же как и свастика или S-образный знак, тайн своих не выдаёт, как мы к нему не подкапываемся. Подкопаться к нему можно и с другой стороны. Но об этом сейчас уже не буду. К тому же об этом написано С.Жарниковой.

Так что не так уж экзотичны якобыоборотни на тверской и прочих упомянутых вышивках. Просто именно круг этих вышивок объединён и обособлен лишь одинаковой иконографией, только лишь и всего.
И на наших наличниках - тоже оборотни?
И S-образный знак тоже оборотня ИЗОБРАЖАЕТ? Оборотня из поверий?
Конечно, поверья тоже взялись не случайно, но всё-таки в поверьях миф бывает так изукрашен удивительными и противоречащими друг другу частностями и деталями, что можно далеко зайти, если адресоваться непосредственно к конкретным поверьям вне общей картины.
Всё-таки, поверья и обряды в народном искусстве чаще ОТРАЖАЮТСЯ, нежели ИЗОБРАЖАЮТСЯ ( в понимании "реалистического" художника 19 века).

__________________________________________
*) Пишу ЗМИЙ, обозначая таким образом мифических змееподобных персонажей.

поворотни, S-бразный знак, двуглавый орёл

Previous post Next post
Up