Вологодское полотенце - и тканое, и вышитое. Да ещё с фестонами.

Nov 06, 2010 09:12

Вологодское полотенце.
Тканое.
Вышитое.
Да ещё с фестонами:



Сразу, пока не ударились в дебри, взглянем на сканы изнанки:






Итак, что имеем?
Центральное место на полотенце занимает тканая полоса-проставка. Двухуточное браное ткачество. Проставка к полотенцу пришита. На каждом из концов полотенца тканая полоса оторочена бейкой из ситца, сверху, снизу и с одного бока. Другой бок почему-то только просто подвёрнут - почему так - неведомо. Тканая полоса сама по себе полосатая - композиция у неё непростая. Пробежимся по ней снизу вверх.


Сначала идёт обычное полотно(полосочка обычного полотна высотой в 5-6 мм скрыта под оторочкой из ситца). Перед тем как начать узорничать, ткачиха заменила белый уток на красный, такой же по толщине, и пробросила так два рядочка. Потом пошла нижняя узкая красная полоса - собственно двухуточное браное ткачество. Второй уток, образующий узор, состоит из двух красных нитей, стало быть в два раза толще. Именно поэтому узор такой рельефный, плотный и пышный одновременно.
Орнамент был взят плоскостной, он может быть продолжен неограниченно по любому из направлений плоскости.
Но первая узорная полоса узкая, не разгуляешься. Раппорт ни разу не успел полностью повториться, а первый сеанс уже закончен. Однако вся информация об орнаменте в этой полосе уже содержится. Это не раппорт, а его половинка. Если отразить рисунок этой полосы относительно одной из сторон( всё равно - верхней или нижней), то получится полный раппорт.
Далее - перебивка. Опять ткачиха соткала два рядочка обычного полотна с красным одинарным утком.
Началась вторая полоса двухуточного браного ткачества. Только уток теперь был взят белый(почти белый, естественно) - такой же как и нитки основного полотна, только в две нитки. Продолжила ткачиха узор как ни в чём не бывало ровно с того же места, где и прервалась. И выткала половинку от половинки раппорта. Опять остановилась. Опять перебивочка - пробросила два рядочка одинарной красной нитки в качестве утка полотняного переплетения.
Пошла третья полоса - главная, самая широкая. Вот здесь узор виден полностью, видно, как он повторяется:



Если после узкой красной полосы ткачиха продолжила узор в белой полосе, то при переходе от белой полосы к широкой красной полосе она решила всё забыть и начать сначала точно так же, как первую красную полосу. Однако вертикальные оси симметрии орнамента остались на прежнем месте, никуда не сдвинулись.
Посмотрим на узор. Основу орнаментального построения составляет регулярная прямоугольная решётка. Её пропорции определяются исключительно пропорциями её основного элемента - ромба. Ромбы находятся во всех узлах решётки. В каждом ромбе - ещё один ромб, составленный из четырёх ромбиков, а в каждом ромбике - точка. Элемент этот хорошо известен. Есть даже термин - "ромботочечный орнамент". Насколько он такой нужен - вопрос, но пущай будет - для обозначения всех орнаментов, в которых есть и ромбы, и точки.

Вспомним рисунки из той самой статьи Амброза, которая положила начало великой бессмыслице под названием "ромб с крючками":



Об этом элементе я уже недавно писала в сообщении http://tradtextil.livejournal.com/99944.html . Частично повторюсь.
Рассматриваемый нами элемент дан на этом рисунке под номером 3.
Другие рисунки из этой же статьи с этим же элементом:




Глубочайший смысл этот статьи, насколько это я смогла понять после первого прочтения(всё собираюсь прочесть её второй раз, да времени жалко на писанину, которая неизбежно и необходимо станет следствием многочисленных недоумений...) заключён в "простом" утверждении: "ромб с крючками...- символ плодородия". Да будет позволено задать простой детский вопрос:
"А ромб без крючков - тоже символ плодородия?" Если да, то имеет ли смысл так неуклюже выделять ромбы С крючками, если у ромбов БЕЗ крючков - такой же смысл? И ещё - не слишком ли много знаков плодородия? А зачем нужно было столько "знаков плодородия"? Да и вообще - а осталось ли какое-нибудь место в архаической символике для чего-нибудь, что не есть плодородие ? Но, наверное, следует как-нибудь потом всё-таки про всё про это написать близко к тексту. А пока ограничимся утверждением, что данный ромб(о ужас!) без крючков, но включающий в себя 4 ромба с точками, имеет явное отношение к женскому плодородию без смелых обобщений про "квадратно-гнездовой способ" ведения земледельческих работ, про который тоже очень много и убеждённо рассказывают люди... Ну да оставим эти материи на некоторое время, вернёмся к орнаменту.

Одинаковые ромбы без крючков с точками аранжированы по-разному. Во-превых они соединены посредством интересной орнаментальной конструкции, которая к одним ромбам подходит в вершинах, как продолжение сторон, то есть наподобие ... крючков (а-а-а, спасите меня от этих крючков...), а к другим ромбам подходит в середине сторон и видится какой-то утроенной вариацией "молотов Тора".

Надо сказать, что эти конструкции так и хочется назвать молотами Тора. Их и называют молотами Тора, хотя никакая связь их с молотами Тора не установлена, да и вряд ли может быть установлена. Однако ж, впервые задержавшись взглядом на рисунках рубашек зубово-полянской мордвы, я про себя сказала - молоты! Чьи молоты? Тора? А потом уже прочла где-то(сейчас не помню где), что эта мысль- не мысль, а предмыслие кому-то в голову тоже пришла. Я не считаю, что это молоты Тора, у меня нет никаких оснований соединять эти понятия таким образом, но ... я называю их про себя и в своём журнале( вот ведь как хорошо иметь собственный журнал!) молотами Тора.

Так вот, эти "молоты Тора" играют роль "молотов Тора" ровно для половины всех ромбов решётки:



А к другим(они расположены по отношению к первым в шахматном порядке) они этак несимметричненько подкрадываются и соединяются с верхней и нижней вершиной каждого из них, и тут уже они не молоты Тора для первых, а крючки для вторых:



Вот такая хитрая и заковыристая система получается.
Поспотыкавшись в дебрях основного орнамента на центральной полосе, продолжаем путь дальше - всё повторяется в обратном порядке.
Полотенце это - "наборное", то бишь набрано из разных кусочков. Кроме большого тканого куска, имеется под ним узенькая полосочка и фестончатый край, вышитые крестом и отороченные бейкой из ситца. Бейки прямые. Хотя фестоны окантовывать прямой бейкой непросто, делалось именно так.
Прямая бейка, естественно, немножко топорщится. Естественно, тех ужасных тётенек, которые уверены в универсальности современных нам способов обработки краёв косыми бейками, передёрнуло бы от такого "варваризма". Однако ж это как посмотреть. Про себя могу сказать, что меня передёргивает от ограниченности эстетических понятий этих тётенек, чей неизгладимый образ глубоко запечатлелся с детства, с ужасающе бедного( не в том смысле, что негде жить и нечего есть - всё это у меня было без перебоев), а вернеее - обкраденного советского детства, в котором не было ни вышитых и тканых полотенец и рубах, ни наличника на окне, ни купальных костров... Но были уроки домоводства, на которых я получила чёткое понятие о том, что бейки могут быть только косые, иначе они лежать не будут. А им всегда надо лежать?

Собственно полотнище полотенца пришито к украшенной части поверх окантованного бейкой края. Вдоль линии соединения вышиты косым крестом "ромбы с крючками"(а-а-а...).
Три детали - большой узорнотканый кусок, узкая вышитая полоса и вышитый край с фестонами соединены друг с другом посредством чудесного вьюнчика, технология изготовления которого прекрасно читается на следующих сканах, сделанных с лица:



и с изнанки:



с лица:



и с изнанки:



Разве что остаётся догадаться, в каком порядке сделать стежки и каким приёмом прикреплять вьюнчик к бейкам.
Вот фрагмент узкой вышитой полосы:



Вышито обычным косым крестом, который каждая собака знает.
Это ничего, что каждая собака. Плохого в этом ничего нет. Плохо то, что огромное количество "собак" не знает и знать не желает ничего кроме этого крестика, так легко приспосабливаемого к извлечению доходов из наивных и нелюбознательных гражданок.
Посмотрите на то, как использовала этот крестик когда-то неизвестная нам мастерица. Сразу видно, что она знать не знала этих жутких советских тётенек, которые так вбили свои куцые понятия в головы нескольких поколений, что теперь каждая собака знает - у ВСЕХ крестиков ВСЕГДА верхняя нитка ДОЛЖНА идти в каком-то одном направлении, а отступления от этого - темнота и некомильфотность страшная, просто грандиозное неприличие! Не знала она этих монстриков - и то и дело меняла порядок - то одна диагональ сверху, то другая - как удобнее. И осталось русское полотенце - в истории, жуткие догматические тётеньки - в наших кошмарах, а народ - в беспамятстве. Все на своих местах.

А вот некомильфотная прямая бейка топорщится на фестонах:



А теперь закройте глаза и представьте себе, как бы выглядела на этом месте косая бейка... Что, страшно стало? То-то же!
Тьфу-тьфу! Сгиньте убогие мрачные тени! Да здравствует свет!

Ситчик чудесный. Какие милые зыёздочки. Я бы накупила такого, если бы он сейчас продавался. Но любимый тезис шоппингоманов про то, что "сейчас всё можно купить" к такому ситчику не применяется. Производства, на которых некогда такой замечательный ситчик производили, разорены и уничтожены *). Ведь идёт война.

______________________________

*) http://ehidnazevaka.livejournal.com/148219.html

публикация предмета-вышивка, публикация предмета, Вологодская губерния, публикация предмета-ткачество

Previous post Next post
Up