Оригинал взят у
psv1981 в
О чтении книгХорошую статью
Прощай, книга? Мысли о новой информационной реальности написал товарищ Виктор Шилин из РВС про чтение и последствия отказа от него.
Я тоже наблюдаю все это скакание по новостным лентам, чтение без осмысления, да и сам последним часто грешу.
Три года назад читал хорошую книгу "
Как читать книги" Сергея Иннокентьевича Поварнина, написал тогда короткую выжимку, предлагаю вашему вниманию:
В первом разделе книги «О чтении» автор поясняет, что значит правильно читать, подчеркивая, что навык чтения книг не дан нам с моментом научения собсвенно чтению, что этому надо учиться, подчеркивая, что у человека могут быть и задатки к этому занятию, как они могут быть у музыкантов и художников, но что это не отменяет необходимости повышать свои навыки.
Он повествует о том, какой вред может принести «неправльное» чтение: не приносит потенциально возможной пользы, грозит головными болями, и, кроме того, способствует формированию «фразера», человека с кашей в голове (замечал по себе), приводит к разделению теории и практиик.
Приводит хорошее сравнение: как в музыке творят два человека - исполнитель и композитор, так и при чтении - писатель и читатель. Плохой исполнитель может испортить любое творение, каим бы гениальным не был композитор.
далее автор объясняет,
чего должен уметь делать читатель, чтобы читать правильно:
1.Уметь взять из книги сполна все, что в ней есть
2.Приспосабливать способ чтения к цели чтения
Какие цели видит автор при чтении?
А)низшая группа- «убить» время
Б) высшая группа
1.для пополнения сведений (газеты)
2.воодушевляющее чтение
3.крупных произведений искусства
4.чтение для изучения конкретной книги, вопроса
5.чтение для самообразования
Т.е. способ чтения должен соответствовать цели чтения.
Далее С.И. классифицирует способы чтения:
Про углубленное приводится пример бочки, в которой воду мешают палкой - еси палку погружают неглубоко - в движение придет лишь поверхностная часть воды, если палку опускают до самого дна - вращаться начинает вся вода.
Далее он конкретнее рассматривает, какие способы применять при различных целях чтения, пока же ограничивается тем, что для самообразования и/или изучения какого либо вопроса необходимо читать способом полным с проработкой, активно и углубленно .
А при чтении газеты - просматривать (иначе на все времени не хватит), но кое-что и с полным чтением .
Во втором разделе «об образовании и самообразовании»
Рассказывает об основных целях самообразования:
1.Получение определенного объема сведений
2.Развитие и углубление душевных сил, способностей, характера
Поднимает вопрос, чем же отличается образованный человек от необразованного? Наличием особой культуры ума, навыков мыслить, умением распоряжаться своим знанием.
Основная задача самообразования состоит в усвоении сведений и саморазвитии своих умственных способностей.
В третьем разделе «работа над книгой»
1.Понять ее /нельзя схватить сразу и без труда то, до чего человечество доходило трудами десятилетий/
2.Проработать мысли автора
3.Расширить свой жизненный опыт, улучшить свое эмоциональное восприятие, воспитать волю
Далее говорится о навыках, которые придется выработать при такой работе:
1.Сосредоточиться на том, что читаешь
2.«Выжимать» самую суть читаемого, отбрасывая мелочи
3.«Охватывать» мысль автора
4.Мыслить последовательно и осторожно
Необходимые условия для правильного чтения:
1.Способность сосредотачивать и удерживать внимание на читаемом
2.Развитое мышление
3.Развитое воображение - оно заменяет нам отсутствующий опыт, надо уметь пускать его во всю прыть. (хотя есть книги, с которыми не стоит этого делать).
Внутренние помехи:
1.Нетерпеливость
2.Лень мышления
3.Отсутствие внимания
4.Отсутствие воображения
Дурные привычки
1.Привычка читая книгу, думать о другом
2.Пр. пробегать книги
3.Чтение запоем
4.Бросать книгу, не дочитав до конца
В четвертом разделе «о чтении вдохновляющих книг и произведений искусства»
Рассказывает о чтении вдохновляющих книг - в них неиссякаемый источник вдохновения, надежд, бодрости. Такие книги надо читать пассивным чтением, как стихи. Рекомендует выписать на отдельный лист наиболее сильные места в произведении, и, т.о., поддерживать свои силы.
После каждого прочтения думать, как полученный импульс, вдохновение применить в нашей жизни, перевести в действие. Приведенная в действие мысль - основа хорошего навыка, в противном случае это шаг к созданию мечтателя.
Также говорит о чтении произведений искусства: первый раз надо читать пассивным чтением, без анализа и проработки, именно тогда мы лучше всего переживаем художественные произведения. При чтении необходимо, когда потребуется, пускать воображение «во всю прыть».
Подчеркивает полезность перечитывания книг, только так можно как следует пережить и понять крупное произведение искусства. При этом мы как-бы сливаемся с мыслями и чувствами автора и его героев: становимся в их положение, переживаем то что переживали они, смотрим на мир их глазами, оцениваем их оценкой. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и поверяем опытом других людей, выдающихся, талантливых, иногда великих.
Указывает на нецелесообразность чтения критики на книгу до критики - это ведет к последующему прочтению без той пользы, которую она могла бы дать.
Раздел пятый посвящен предварительному ознакомлению с книгой
Автор говорит о двух методах чтения:
1.Последовательная проработка книги
2.Предварительное получение общего представления о книге с дальнейшей проработкой.
Для доказательства показывает аналогию с картиной, которую надо смотреть через узкую перемещаемую щель. При этом затруднено общее понимание книги, главной ее мысли, схемы, ее содержания, главных его частей. Другое дело, когда сначала получают общее впечатление от картины, а потом рассматривают детали.
Предварительное ознакомление с книгой лает большое сбережение времени и труда, улучшает проработку книги.
Для обзора содержания книги надо узнать:
1.Тему книги
2.Задачи, которые ставит себе автор
3.Его точку зрения на предмет
4.План или схему содержания книги
5.Основные мысли книги
6.Основные факты, приведённые в ней
Тему часто указывает заглавие книги, изредка в заглавии высказана и главная мысль книги.
Но в большинстве случаев главную мысль и все остальное приходится искать другими путями - в предисловии, введении, оглавлении, заключении книги.
В предисловии автор выясняет задачи, которые ставит перед собой,
Отмечает, на что больше всего обращал внимание,
Излагает поводы к изданию книги
Во введении приводятся сведения, непосредственного отношения к книге не имеющие, но важные для понимания, предпосылки дальнейшего изложения. Возможно, намечается план и метод дальнейшего изложения.
Для примера - «
Радикальный ислам. Взгляд из России и Индии» под ред. С.Е.Кургиняна
Авторы рассказывают о глобальном терроризме, который набирает силу в мире, о сложности в объяснении его сущности (невозможности ограничить какими-либо конфессиональными рамками), и необходимости понять его для того, чтобы бороться с ним.
Содержание: с его помощью мы можем узнать общий план книги, основные рубрики, темы, содержание книги.
Многие не понимают значения содержания, считают, что оно нужно только для справок. Это серьезная ошибка.
Содержание похоже на план города. Путешественник, первый раз попавший в город, смотрит на карту и получает общее впечатление от города.
Пример с книгой по биологии.
Бывают разные содержания, при подробных содержаниях лучше читать только названия глав для получения именно общего впечатления.
При тезисном изложении автор рекомендует наоборот проработать содержание;
Разобраться в частях, разделах книги;
Разобраться, в каком отношении находится глава к отделу, ко всей книге.
Изучая подробности главы, не терять ее связь с книгой
Последующее чтение будет углублением намеченных мыслей.
В заключении, как правило, высказывается главная мысль книги,
Задачи, отчет о проведенной работе, краткое резюме книги.
Таким образом, просмотр книги - очень полезный навык. При просмотре можно получить общее впечатление о ее содержании, понять в целом главную мысль книги, задачи, ознакомиться с общим планом. Чем более человек знаком с областью, о которой написана книга, тем больше пользы он получит от ее просмотра. Если потом планируется проработка книги, то это тоже полезно - читатель увидит недостатки своего просмотра, в дальнейшем этот навык будет отточен . Но и сам по себе просмотр тоже очень важен, и полезно научиться этому.
В главе шестой «главные задачи проработки книги» автор рассказывает о них:
1.Отчетливое и правильное понимание книги
2.Ее мысли должны отработать в нашем уме, в нашей психике
3.Критика книги
Понимание:
Понять книгу не так просто, как кажется. Лучше не понять, чем понять неправильно, и считать, что понял.
Для понимания книги необходимы следующие условия:
Достаточная подготовка, т.е. я не смогу понять например, книгу по философии, без предварительной подготовки.
Знание иностранных слов
Умение задерживать внимание на мысли, вникать в нее.
Отработка мыслей в нашей голове
Мысли, сведения и эмоции книги должны войти в систему наших имеющихся мыслей, сведений и эмоций. Они должны либо войти в систему, либо изменить ее (в этом и состоит отработка содержания книги), в противном случае это похоже на несмешивающиеся масло и воду, мертвый капитал и приводит к созданию праздно болтающего человека, фразера. Чем глубже устанавливается связь между прочитанным и имевшимся у нас ранее, чем большее влияние на нашу систему вносят эти данные, тем больше и глубже отработка.
Возможны два типа проработки:
1 тип: мы усваиваем мысль. Она становится нашей, частью нашей личности. Как пища усваивается нашим организмом, так и мысли могут стать частью нашей личности, определять наши поступки, выводы, мировоззрение. Так усваиваются книги, особенно научные и технические.
2 тип: мы признаем мысли автора неверными или несовместимыми с нашими взглядами, критикуем, находим «несостыковки» у автора, корректируем свои мысли, оттачиваем их, они становятся глубже и четче, обоснованней. Тезис становится четким только при наличии антитезиса.
Продумывание книги.
Если предмет, о котором читаем, хоть сколько-нибудь знаком, мы можем:
1.Сопоставлять мысли, сведения из книги с нашими собственными
2.Оценивать
3.Исправлять свои ошибки
4.Находить недостатки в чужих мыслях
5.Приходить к новым выводам
Чем больше наших мыслей, сведений и чувств вовлекается в продумывание, тем лучше результат, тем глубже продумывание.
Попутным обдумыванием ограничиваться нельзя, необходима привычка сознательного и намеренного продумывания. Для этого необходимо соблюдение 2-х условий:
1.Не читать без передышек параграф за параграфом
2.Уметь удерживать внимание на вопросе.
Остальное зависит от личных качеств читателя.
Прочитав интересную мысль,
Остановиться,
Подумать о мысли,
О следствиях, вытекающих из нее
Прислушаться к новым мыслям
Поставить вопрос, верна она или не верна
Постараться развить мысль дальше
Необходимо пользоваться всяким поводом, чтобы подумать.
Записывать на листок ценные мысли, как книжные, так и свои, рождаемые при продумывании. При этом мысль уже не забудется, и, кроме того, при записи необходима четкость и ясность формулировки.
Критика.
Всякое произведение нужно подвергать критике: чуть что, ставить вопрос: «так или не так?» критиковать - это не только поиск ошибок, но и оценивать достижения автора, его находки, учиться отличать высокое от среднего и малого. Величие измеряется не ошибками.
«Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться» цитирует он И. А. Крылова
Глава 7 процесс чтения
Чтение главы рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1.Пробежать главу, выделить основные темы, в ней рассматриваемые
2.Проработать каждую из тем подробно
3.После прочтения дать отчет о:
А) темах главы
Б) их связи между собой
В) плане (миниоглавлении) главы
Усвоение параграфа
1)Отчетливо понять его, т.е. выяснить тему (вопрос) и ответ на нее
2)Если в параграфе имеются доказательства, рассмотреть их
О доказательствах: состав:
1)Тезис
2)Основания (Аргументы)
3)Связь между основаниями и тезисом
Если основания или связь неприемлемы, значит тезис неверен или не доказан
Критиковать доказательство - показывать несостоятельность оснований лили связи.
Рисунки и чертежи. Их надо просматривать, это очень полезный навык, кто научится рассматривать изображение, тот научится наблюдательности и в жизни.
Охватывание книги
От подробностей надо переходить к общему,
Прочитав параграф, связать его с другими параграфами главы,
Прочитав главу, связать ее с другими главами книги
Прочитав книгу- получить от нее общее впечатление в главных подробностях.
Приводится аналогия с механизмом - сначала общее впечатление, потом разбор на мелки части, рассматривание их, а затем собрать обратно и получаем отчетливое представление о всем механизме, его сущности и работе.
Большую помощь в этой работе оказывает конспект.
Основное содержание книги
Для отчётливого охватывания книги как целого, необходимо:
1.Высказать главную мыль книги, постараться выполнить оп ней реферат или устно передать кому-либо
2.Вспомнить план книги по памяти или по конспектам, попытаться охватить все это как целое и снова вернуться к плану
3.Если велись конспекты, полезно свести их в один, кое-где придется снова вернуться к книге, что может привести к обнаружению чего-то важного не выявленного ранее, а то, что казалось важным, отойдет на второй план.
4.Просмотреть предметный указатель, выбрать там важные темы и постараться вспомнить, что по этому поводу сказано автором, а затем пробежаться по всему указателю с тем, чтобы убедиться, что ничто важное не пропущено.
Чтение с проработкой - очень полезное занятие, мы усваиваем новые мысли, они становятся нашими, воздействую на наше поведение. То, что мы не приняли, приводит к оттачиванию, отчетливости наших мыслей, мы умственно растём от такой полезной книжной гимнастики. Сначала это покажется трудным, но вскоре начнет приносить удовольствие.
Чтение книг противоположного содержания
После прочтения одной книги полезно прочитать книгу автора, имеющего другой или противоположный взгляд. При этом с проработкой читать именно противоположные мысли.
Также полезно одновременное чтение авторов, имеющих противоположные взгляды на предмет.
При этом надо сопоставлять доводы, устанавливать, чьи доводы сильнее. Ничего страшного, если не можете разобраться, какой из авторов прав, это уже ценное приобретение.
То, что плохо освещено в одной книге, лучше объяснено в другой.
Коллективное чтение
Полезно, если каждый предварительно проработал книгу или вопрос.
Взаимообщение будит мысль, соревнование, знакомит с неожиданными мнениями.
Коллективная работа не может заменить индивидуальной работы, она лишь дополняет ее.
Перечитывание важнейших книг
При первом чтении какие -то важные мысли могут пройти не замеченными. Для полной проработки книги чтение на один раз совершенно недостаточно.
При повторном чтении внимание перестает фокусироваться на ранее проработанных вопросах, на первый план выйдут новые, ранее не замеченные.. иногда происходит переоценка - кокавшиеся глубокими произведения больше не впечатляют, и наоборот, ранее не ценимые обнаруживают невиданные глубины. Это признак роста и в то же время, его мера.
Но, разумеется, зацикливаться на 2-3 произведениях не следует.