Здравствуйте уважаемые! В данной статье я бы хотел рассмотреть главные камни преткновения, которые оставляют армии, непокрашенными годами.
Для начала обратимся к Википедии:
Прокрастина́ция - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Так как покрас вряд ли является важным и срочным делом, то откладываться он может бесконечно, вследствие чего мы видим на столах кучу минек в грунте, без грунта, или просто не видим, потому что они который год все еще коробках. Проблема возникновения прокрастинации в хобби наиболее точно описывается выражением
"Глаза боятся, а руки из жопы".
Собственно, борьбе с первой частью этой поговорки и посвящен данный материал. Основная проблема заключается в том, что человек годами не торопится хоть что-нибудь начать, предполагая, что лучше хорошо, но никогда, чем плохо, но сейчас.
Второй части, касающейся нахождения рук там, куда не светит солнце, мы тоже коснемся, тут совет один, но зато очень действенный - практика. Чем больше вы красите, тем лучше вы это делаете. Каждый штрих кистью, наносящий микронный слой на модель, поднимает ваши руки на этот микрон вверх, пока они не переместятся туда, где эволюционно и предполагались.
Нас останавливает наш перфекционизм. Есть несколько методов того, как его победить. Главная проблема (и я думаю многие, если не все с этим сталкивались) - это сесть и начать. После этого любые вещи, казавшиеся невозможными, отступают, вам начинает нравиться результат, и вы быстро прогрессируете. Но главное начать. Сделав первый шаг, вам вроде бы становится очевидно, что только так и надо было поступать, но вот наступает новый день, и вы опять боитесь кисточки, и думаете «ну ладно, не сейчас». И попадаете в замкнутый круг как одна моя знакомая, которая не водит машину, потому что у нее недостаточно опыта вождения, и она просто ждет, когда этого опыта станет больше.
Несколько простых советов помогут вам уменьшить этот страх первого шага и позволят вам сесть и начать красить, продвигаясь вверх, как в плане получения удовольствия от хобби, так и в рейтингах на сайте cool mini or not.
И в первую очередь - это психология. Наш мозг - весьма несовершенный механизм, склонный обманываться, заблуждаться и вообще поступать, стараясь максимально экономить свою энергию. Зачем красить, если можно не красить? Пойду отдохну. И, вуаля, вы уже переключились на крайне полезную задачу "читать интернет", до тех пор, пока не прочтете его весь, или запускаете новую игру на приставке. По прошествии времени вы, возможно, получите новое достижение в игре, но по факту, после кучи проведенных часов, на выходе абсолютное ничто. Трик заключается в следующем: когда мы меняем наше текущее занятие, у нас есть несколько минут, чтобы выбрать следующее занятие и переключиться на него. Эти несколько минут неимоверно важны, они определяют ваше поведение на большой кусок ближайшего времени. Например, вы вернулись домой. Вы раздеваетесь, и вот у вас то самое пограничное состояние принятия решения. То, чем вы сейчас начнете заниматься и то, что продолжится какое-то весомое количество времени. Сядете на диван перед телевизором - потратите вечер там. Пойдете на кухню приготовить ужин - сделаете ужин, поужинаете, и после у вас опять возникнут эти несколько золотых минут, которые определят ваше дальнейшее поведение. Ваше решение в эти минуты определит всю вашу дальнейшую активность, и в ваших интересах направить её в нужное русло.
Перфекционизм.
Покрас - это хобби, где ошибки легко исправить. Результат вашей работы, даже если вы будете совершенно от него не в восторге, может быть исправлен, нет никаких необратимых шагов, красьте в свое удовольствие, ошибайтесь и исправляйте. Все делают ошибки, собственно, это и есть обучение. Что-то сделать, посмотреть что получилось, внести коррективы в свою методику. Лучшие художники так же учились на ошибках. Это нормально. Тут вас подстерегает другая крайность - после сессии покраса отправить все работы отмываться в тормозную жидкость. Я не большой сторонник данного метода, хотя иногда миниатюры приходится отмывать, когда слоев краски неимоверно много. Увы, отмыв миниатюру, вы не увидите, что вы сделали, и как бы это можно было исправить. Более того, при перфекционизме никто, кроме вас, обычно не понимает, почему вы замочили свою миниатюру в DOT5. Сохраняйте любые свои миниатюры, и они будут показывать ваш прогресс, вы всегда сможете сравнить «тогда» и «сейчас». Никто из нас не сел и начал красить сразу идеально, уникальных одаренных художников - единицы, всё остальное - это долгий-долгий путь практики. Это верно для любого дела, и для покраса - в особенности.
Синий или зеленый?
Следующее, что может вас остановить, - это непонимание того, что делать с миниатюрой в данный конкретный момент. Новая модель может ввергнуть вас в очередную череду зависаний и остановок от покраса: какие взять цвета? как сделать эту деталь? красить частями, или собрать побольше, чтобы красить поудобнее было? Тут посмотрите пункт выше и смело приступайте. Во-первых, почти наверняка получится лучше, чем вы предполагали. Во-вторых, вы всегда сможете исправить ошибки. И в-третьих, работа, на которую потрачено много времени, и которая выполненна аккуратно, рано или поздно начинает смотреться очень хорошо, каким бы скилом вы не обладали.
Обучающие видео.
Обучающие видео - это крайне полезная вещь. Посмотреть, как работает человек, который умеет очень хорошо красить, - это очень полезный опыт. Посмотрите замечательные обучающие видео от ребят из FFH - крайне полезный материал. Вся наша обезьянья природа построена на копировании действий себе подобных, поэтому нет ничего более полезного для научения, чем посмотреть как кто-то это делает. Подмастерья, стажеры и прочие падаваны - все это работает именно так. Ctrl+C - великолепная вещь, но вот с Ctrl+V могут быть сложности.
Обучающие видео - это крайне бесполезная вещь. Объясню свою позицию. Просто глядя на видео вы ничему не научитесь. Один мой друг и крайне уважаемый форумчанин вот уже десять лет пытается опровергнуть это правило, не слезая с ютуба, но пока правило работает. Это подобно попыткам стать пилотом F1, наблюдая трансляции по телевизору. Все, что он делает, понятно, через какое-то время вы сможете весьма точно прогнозировать его действия. Вот впереди виден правый поворот, надо сбросить скорость и повернуть вправо. Вот, он так и сделал! Ну и чем же я хуже Сены? Я знаю все то же, что и он, я - пилот мирового уровня. Увы, тут вступает в действие коварный Ctrl+V, который применительно к биологическим формам жизни не работает, и вы становитесь как та собака из анекдота, которая все понимает, а сказать не может. Практика, практика, и еще раз практика. Более того, многие гайды представляют из себя наглядную иллюстрацию юмористической картинки "Как нарисовать сову" за два шага, где первым шагом мы рисуем овал, а вторым просто добавляем детали, и сова готова.
Спирт, скальпель, огурец.
Теперь давайте перейдем к материальным вещам, которые так же оказывают влияние на психологию. Ваше рабочее место должно быть удобным, оно должно быть хорошо освещено, краски должны быть под рукой, у вас должно быть достаточно пространства - короче вам должно быть удобно. Это будет дополнительным стимулом сесть и покрасить. Если же у вас в стакане с водой плавают шкурки от семечек, а на литниках лежит шкурка от банана, вряд ли вы с удовольствием усядетесь за стол и хоть что-нибудь начнете. Кратко пробегусь по пунктам рабочего места и рабочим материалам, позволив себе дать некоторые советы начинающим. Все материалы (и удовольствие от работы с ними) важны, это будет вас дополнительно мотивировать. Например, хорошим сверлом пользоваться одно удовольствие, и тяга к этому удовольствию может вас усадить за рабочий стол, где вы еще и покрасите что-нибудь после высверливания. Не экономьте на себе - это улучшит и ускорит ваш покрас.
Кисти.
Для покраса стандартной миниатюры подходят кисти размером от 2 и меньше. Главное свойство кисти - острота кончика. Нубовское предположение, что, купив кисточку 0000 0000, вы сразу все покрасите мелко, детально и великолепно, так, что все офигеют, ошибочно. Ваш минимальный размер - это 0. Из производителей для зажиточной интеллигенции рекомендована Da Vinci - квадратиш практиш гут, для трудового класса - отечественная Черная речка, поставляемая из истинно культурной столицы, где каждый первый художник хотя бы в душе. Вообще тут сложно что-то советовать, ибо вопрос религиозный и у каждого свое мнение.
Краски.
Художники с большим пробегом рекомендуют Vallejo, которое в силу своего испанского происхождения читается как Вальехо. Также крайне популярны краски Citadel из туманной Британии, однако там до сих пор не изобрели удобнейшую упаковку с пипеткой, и, учитывая, что у них до сих пор дюймы с фунтами, вряд ли изобретут, поэтому разливают краски в странные баночки. В сравнении с Вальехо, краски там меньше и стоит она дороже, Британия-с. К испанским краскам одно небольшое дополнение - перед употреблением их надо трясти с особым тщанием, иначе краска может блестеть. К слову, трясти перед использованием необходимо любую краску, от вертикального стояния она расслаивается на составляющие компоненты и к использованию не пригодна.
Аэрограф.
Опциональный, но крайне полезный прибор.
Признанный на форуме законодатель цены/качества для покраса миниатюр, очередной квадратиш гут - это H&S Эволюшен с соплом 0,2. Аэрограф должен быть немецкий, японский или американский. Китайские друзья до сих пор не освоили точных вычислений и делают данный инструмент с микронными допусками на свой кривой китайский глазок. Покупка некачественного аэрографа может надолго вас отвратить от покраса, так как вместо покраса вы будете проводить время, пытаясь понять, почему он не дует, или дует вам в глаз. Китайские компрессоры допустимы и одобрены к использованию.
Инструменты.
И снова Германия/Япония/США впереди планеты всей. Пинцет Wilder, нож Olfa, и вы начнете получать удовольствие от того, что раньше вгоняло вас в печаль. Качественные инструменты - залог приятного времяпрепровождения, не экономьте на них, тем более купить их надо лишь единожды. Невозможно сравнить китайский пинцет из фольги и качественный пинцет. Цена отличается существенно - 400 рублей за высокоточный инструмент против 50 за пучок изделий из китайской фольги, но удобство пользования бесценно.
Клей.
Я использую тамиевский клей, который обладает чарующим запахом и способностью слегка подплавлять пластик, так, что не остается щелей, но детальность миниатюры не нарушается, рекомендую. Всегда наносите клея как можно меньше - хороший клей держит хорошо практически в любых количествах, весь же лишний клей растечется по миниатюре, и вот его аккуратно устранить будет сложновато, в отличии от покраса.
Ну и бонусом, собственно, так как статья все-таки про покрас, несколько советов непосредственно о покрасе:
• Всегда разбавляйте краску. Это основное, главное и самое важное правило. Невозможно точно оценить количество запоротых миниатюр от тех людей, кто пренебрегал этим правилом, и красил, тупо макая кисточку в баночку. Лично автор провел очень много времени, пытаясь так красить. Политика ГВ, выпускающих свои дурацкие баночки, способствует распространению данной линии поведения, и нет им прощения. В Вальеховскую баночку запихать кисточку куда как сложнее, и, чисто интуитивно, благодаря форме упаковки, у вас появляется промежуточная палитра. Палитра.
- Вы должны, вы обязаны её употреблять! Пускай через чай, через пирожки, через колбасу мясную
Палитра - это обязательная поверхность на пути переноса краски из банки на миниатюру. Я испробовал всё, чтобы красить прямо из баночек и не мешать краски, и когда сдался, у меня, вопреки моим опасениям, не прибавилось времени на обязательное смешивание, а наоборот красить стало гораздо быстрее. Краску нельзя не разбавлять, это противоестественно. И если вы новичок, у вас есть шанс избежать обязательного нубовского шага покраса, именуемого ужасным обмазом, просто используя палитру и мешая краску с водой. Опытные рисователи танчиков советуют купить дистиллированную воду и разводить ей, дабы минералы, растворенные в воде, не изменили оттенок краски. Но если вы достигнете того уровня, когда вода сможет влиять на задуманный вами цвет, честь вам и хвала.Всегда вытирайте кисть о салфетку, перед тем как перейти к миниатюре. Привыкните к тому, что почти вся ваша краска должна остаться на салфетке, а красить вы будете жалкими остатками, но зато очень аккуратно.
• Использовать аэрограф или нет - дело хозяйское, но с его помощью можно при минимуме усилий красить на весьма достойном уровне. Возьмите миниатюру, загрунтуйте черным, надуйте сверху белый прешейд, покройте миниатюру прозрачным слоем в базовые цвета,и вуаля - почти все готово, и с плавными переходами. Здесь, конечно, появляются новые подводные камни - если площади большие, а краска слишком жидкая, и высыхает, оставляя кольца, то это будет смотреться не красиво, но все это побеждаемо - практика, практика и еще раз практика.
• Если вы используете драйбраш - сделайте кисть максимально сухой, лучше пройтись много раз по одному месту, много раз добавляя по чуть-чуть, чем влажной кистью ляпнуть много краски.
• Проливки, эта магическая для новичка вещь, кажется, что она делает всё сама, но, увы, её магия ограничена. Налив слишком много проливки, чтобы магия работала еще более лучше, вы получите грязную миниатюру. Управляйте краской и убирайте излишки.
• Оформляйте подставки. Подставка - это очень заметная часть миниатюры, более того, в случае с Malifaux подставка по площади чуть ли не больше, чем вся площадь миниатюры. Красивая подставка - половина миниатюры.
• Аккуратно собирайте миниатюры и зачищайте швы и облой, не надейтесь, что скроете покрасом косяки сборки, это работает совершенно наоборот.
На этом пока, пожалуй, все. Если данный материал поможет вам встать и покрасить хотя бы одну дополнительную миниатюру, я буду считать свою работу выполненной. Спасибо за внимание.