Оригинал взят у
semirina в
Про рисунки чуть-чуть Обещала рассказать немножко о детском рисовании. Исполняю наконец - коротенечко, чуть-чуть.
Когда я прошу чью-нибудь маму показать детские рисунки, мама начинает отбирать те, которые ей нравятся.
А нравятся ей обычно те, которые нарисованы красиво и "похоже", по правилам.
Детские каракули и головоноги обычно пролистываются, как недостойные внимания.
Я, честно говоря, тоже дочкиных каракулей не сохранила.
Ибо и сама только недавно узнала, какой сакральный смысл несут все эти каляки-маляки.
Оказывается, если проследить внимательно за развитием "свободного детского рисования" (то есть не по образцу или заданию, а по свободной воле художника), то можно увидеть потрясающую логику и связь с психическим развитием малыша.
Сначала детка обнаруживает, что некоторые штуки могут оставлять следы. И тычет пишущей штукой, практически не глядя на бумагу (если это бумага).
Это - хаотические каракули.
Кстати, взрослому подделать такие каракули невозможно. Разве что под гипнозом.
Чуть позже кроха заметит, что этими следами ОН САМ может управлять.
Куда захочу - туда поведу карандаш. Вау!
Власть над следами.
Взрослому - ерунда, а ребенку - целое открытие. Он учится управлять движениями. Он с кайфом тренирует эту способность. При каждом удобном случае.
Рисунки малыша - множество повторяющихся элементов. Это - циркулярные каракули.
Вот, например, очень прекрасные:
http://semirina.livejournal.com/187607.html?replyto=4882647 Их смысл в плане психического развития - отработка зрительно-моторной координации, связи "глаз-рука".
А потом начинается самое интересное: малыш осваивает пространство листа.
Каляки-маляки рисует не просто так, а выстраивая определенную композицию.
Рисунки в это время абсолютно не нравятся взрослым. Просто зачирканный лист, по их мнению.
Но исследователи утверждают, что именно в этот период закладывается способность к композиционному построению рисунка. И если этот период упущен, то научиться этому позже уже практически невозможно.
Если в это время ребенок начиркает на стене, а его отругают изо всех сил, он может перестать рисовать. Надолго. А то и навсегда.
Это блокировка рисования.
Ее можно снять, если правильно сопровождать в дальнейшем.
Увы, но когда малыш приносит свое творение - лист, где живут каряки-моряки, и они появляются одна за другой, накладываются друг на друга, прячутся, занимают свободные места, взрослые не видят этого буйства чувств. И начинают, как правило, учить ребенка рисовать: "Нарисуй солнышко! Смотри, вот так... вот так... и лучики..."
Или расспрашивают: " А это что ты нарисовал?", и грузят своими ассоциациями: "Это птичка, да? Какая хорошая птичка получилась!"
И ребенок порой привыкает в угоду взрослым придумывать, что он нарисовал. И поддакивать. И пододвигать листок маме: "Нарисуй, я не умею".
А это была ещё совсем даже не птичка. Это каряка-моряка. Развитые каракули.
А потом, в норме годам к двум или даже чуть раньше, появляется в рисунках круг. И внутри него - две точки.
Круг с точками - это первое изображение человека.
И вот с этого момента начинается новая эпоха - эпоха изобразительного рисования.
Вот теперь ребенок рисует "что-то". Вернее, кого-то.
И начинается потрясающая штука: ребенок сам изобретает язык, на котором выражает свой внутренний мир в рисунках.
И идет этот процесс лет до 7-8.
Удивительные открытия делает ребенок, который рисует сам, не по заданию и не хором. Потрясающие. Взрослому сроду до этого не додуматься, только самым гениальным.
Я была потрясена просто до фибров души.
Только одну вещь расскажу.
Мне давали ссылку на рисунок, где солнышко ложится спать (я надеюсь, мама сейчас прочитает и напомнит, где рисунок лежит - все комментарии перерыла, не могу найти)
Черная такая постелька, и кружочек -солнышко - над ней.
И (внимание!) в центре кружочка-солнышка - черное пятнышко. Солнышко помечено тем же цветом, что постелька.
И знаете почему?
Потому что уже в два года ребенок почувствовал, что если человек что-то думает сделать, то это уже как бы существует. Он отмечает психическое действие!
Солнышко думает лечь в черную постельку.
И малыш его помечает черным - рисует "солнышкину мысль".
Обалдеть, да же? (если вы поняли, о чем я
Научить такому нельзя.
Нужно только не мешать.
Вот эта способность изображать особым языком особые вещи (маленький ребенок не рисует реальность, нафига? Она и так существует. Он рисует только то, что живет в его душе) актуальна до 8 лет примерно.
Дальше уже ребенку важно рисовать так, чтобы было похоже.
И вот тут только пора начинать учить.
А до этого - грамотно сопровождать.
Моя мечта -
2 и 3 ступень семинара М.В. Осориной по этой теме. От первой получила незабываемые впечатления, коими, собственно и поделилась тут с вами.
Одной стотысячной, каплей-капелюшечкой из моря, которое выплеснула на нас чудесная Мария Владимировна.
А теперь посмотрите на рисунки, которые вы мне показали
в этом посте.
Изменилось восприятие? Нет? :)
А теперь я вам покажу кое-что, от чего я рыдала в восторге, когда нашла.
Детсадовские работы моих детей.
№1. Юля, 2002 год
Прошло семь лет....
№2. Саша, 2009 год
(обратите внимание - Санюхин проявил креатив, попытался кошку срисовать. Поди влетело ему за это
И ещё шедевр:
№1. Юля
№2. Саша
Это педагоги называют развитием детского творчества.
Психологи подобное так не назовут.
Чувствуете, да?
Вот поэтому нас, психологов, в народе порой не понимают. Не врубаются, чего это мы не пресекаем вовремя все лишнее