О коммерциализации бюджетной сферы, в частности, образования и здравоохранения, сказано немало. Я бы хотела сказать лишь о небольшой, непосредственно мне знакомой части этого процесса, касающейся детских садов.
Думаю, всем известно их плачевное положение. Не буду здесь касаться вопроса оплаты труда работников детских садов, если это можно назвать оплатой. На мой взгляд, есть вещи более важные, непосредственно касающиеся тех, у кого есть маленькие дети или тех, кто собирается их заводить.
Садики уже фактически перешли на самофинансирование. Ни одной игрушки, конструктора, ни одного учебного пособия мы давно уже не получаем. Абсолютно все - от канц. принадлежностей и мыла до столика для рисования покупается на родительские деньги.
Однако, пока мы все же ухитряемся заниматься с детьми. Не «дополнительно» - т.е. за дополнительную плату, что пытается внедрить руководство, а просто по программе - как положено. Ругаемся с начальством, когда группы переполняются, ссылаясь на нарушение санитарных норм. Похоже, что скоро последним, в том виде, как они существуют сейчас, придет конец.
Вот дословная цитата из официального сообщения РИА «Новости»: «…Президент также сказал, что есть предложения разделить законодательно полноценные детские сады, в которых есть образовательные и воспитательные функции, и те, где дети просто проводят время под присмотром. В свою очередь, Фурсенко сообщил, что есть еще третий вариант, когда ребенок приходит в сад на короткое время».
Понятно из контекста, что «полноценные» детские сады - это, разумеется, - платные.
А в «бесплатных приютах» проводить время будет небезопасно даже для физического здоровья ребенка. Министр образования Фурсенко выразил готовность бороться против «чрезмерных требований санитарных служб». В прессе можно прочесть, что и так повсеместно нарушаемая норма количества детей в группе будет изменена - разумеется, в сторону возрастания. Пока заведующим даются негласные указания из РОНО, однако, скоро это будет закреплено законодательно. Окончательно будут узаконены трехъярусные кровати.
Несколько дней назад у нас были в строгом соответствии с законом предупреждены о грядущем сокращении повар и завхоз. Правда, им сказали, что уволив их из детского сада в рамках сокращения бюджета, их немедленно возьмут на работу в другую компанию, и что заниматься они будут тем же самым. Однако, как будет на самом деле, никто, естественно, предугадать не может. Естественно, отсутствие повара, да и заказывающего продукты завхоза, очевидно скажется на детях и на их родителях.
На последнем педсовете мы были ознакомлены с приказом Министерства Образования и науки РФ №655 , который вступит в силу с января 2011 года. Согласно ему, занятия в детском саду проводиться не будут. Обучение и воспитание будет производиться в рамках так называемой «совместной деятельности» и «режимных моментов». Совместная деятельность - по определению необязательные для ребенка игры (совместно с воспитателем). Режимные моменты - гигиенические процедуры: мытье рук-ног-лица, поход в туалет и прочее, а также одевание-раздевание, принятие пищи, укладывание и подъем в рамках тихого часа и т.д. Определенного рода обучение и воспитание, конечно, происходит и в такие моменты, с этим не поспоришь.
Таким образом, организуется государственное гетто для детей бедняков, вынужденных «сдавать» детей (пока что - на день) - как багаж в камеру хранения, где за ним «присмотрят», чтоб отпахать положенное на буржуя. Неправда, что дети бедняков никому не нужны. Дети нужны - из них вырастут новые работники и новые солдаты - рабочий скот и пушечное мясо. Детей, так или иначе, накормят, возможно, выгуляют, научат простейшим навыкам самообслуживания, покорности и послушанию (надо четко понимать, что там, где отсутствует собственно воспитание, единственный способ обеспечить хоть какой-то порядок и безопасность каждого ребенка в группе детей - это дисциплинарная дрессировка, основанная на страхе). Однако, немыслимой, абсолютно нефункциональной расточительностью и даже опасной причудой будет попытка какого-то иного их обучения.
Есть ли другая трактовка таких мероприятий? Разумеется. Я с ней не знакома, но с большой вероятностью могу ее представить - в связи с концепцией личностно-ориентированного воспитания свободного человека в свободном буржуазном мире в противоположность "тоталитарному воспитанию" в "тоталитарном совке". Итак, в той или иной степени, обязательные занятия, реализующие некую программу обучения, - отменены. Вместо этого ребенок воспитывается и обучается в свободном сотрудничестве, совместной игре и творчестве с другими детьми и взрослыми. Дешево и сердито. Должно понравиться анархистам, по-моему. Давайте рассмотрим этот вариант поподробнее.
Действительно, существуют различные теории и практики в разной степени свободного воспитания детей. Многие из них - вполне успешные - во всяком случае, в целевом отношении. Например, Вальдорфская система и прочие. Все они, при всей их спорности, во-первых, являются едиными, продуманными, имеющими определенную логику и опирающимися на определенный идейный и теоретический базис системами, во-вторых, требуют не сравнимого ни с обычной «классической», ни, тем более, с бедствующей сегодняшней, ни - даже близко - с грядущей планируемой системой - уровня затрат материальных и человеческих ресурсов. Грубо говоря, чтоб обучить ребенка исключительно в игре, без всяких требований к нему, надо, чтоб один воспитатель был не на каждые 25, а на каждые пять человек, аналогично - отдельное помещение, причем, естественное, не являющееся по совместительству столовой и спальней, а также - соответствующее оборудование, развивающие игры, материалы, ковры на полу, в конце концов, свободно сидя или расслабленно лежа на которых, ребенок будет непринужденно развиваться, в противовес кондовому сидению на тоталитарных стульчиках. Тот, кто представляет стоимость хотя бы только соответствующего игрового оборудования для одного такого помещения, понимает, что эта стоимость полностью перекроет бюджет нескольких муниципальных детских садов сразу. Сегодняшний же бюджет, будет только урезаться.
Я не обсуждаю сейчас правильность и необходимость таких систем воспитания. Я просто поясняю, что введенные преобразования не имеют к ним не малейшего отношения. Можно спорить о правомерности «голодания ради здоровья». Но увидеть лечебный эффект от голодания жителей блокадного Ленинграда может только циничный подонок.
Хотелось бы, чтоб родители хорошо поняли: «лечебное голодание» и прочие «полезные» затеи будут для детей тех, кто сможет за них заплатить очень немаленькие деньги. Для остальных детей - будет просто «голодание» без затей.
Вернемся, опять же, в «проклятое советское прошлое».
Почему в то время все это было не критично. Школа, во всяком случае, начальная, не была дифференцирована для детей в зависимости от их подготовки и материального положения родителей: никаких тебе противостояний фактически платных лицеев и гимназий обычным школам, где некоторые предметы не преподаются из-за отсутствия учителей. Во-вторых, школа брала на себя обязанность, вне зависимости от начальной подготовленности ребенка, обучить его с нуля - читать, писать, считать - во всяком случае, точно.
Сейчас ситуация в корне изменилась. Даже в обычной школе сейчас ребенку, не имеющему хотя бы представление о цифрах и буквах, с рукой, не подготовленной к письму, учиться будет крайне затруднительно. А уж попав каким-то образом в престижную школу, ребенок, не подготовленный к обучению, учиться не сможет вообще или обучение будет ему даваться с большим трудом.
Таким образом, сегрегация детей в зависимости от богатства или бедности их родителей начинается уже с рождения. Ты должен хорошо понимать, что, как и абсолютное большинство трудящихся, даже не относясь к самым бедным и обездоленным слоям населения, ты вряд ли сможешь отправить ребенка в частный садик (20-30 тысяч в месяц), не будешь иметь возможности нанять гувернера и, скорее всего, не сможешь сидеть с ним дома, бросив работу. Значит, ты отдашь его в переполненную необорудованное и плохо проветриваемое помещение, где дети сидят друг у друга на голове, спят на кроватях в три яруса, где с ними не занимаются, а лишь надзирают. К тому же, даже его физическая безопасность будет под большим вопросом.
Обосновывая перед своим младшим сыном необходимость учиться как следует, я рассказывала ему о миллионах обездоленных, изнуренных нуждой, беспросветным трудом людей, которые свергли могучей рукою гнет вековой, как им казалось, навсегда, учились читать и писать, выводя огрубевшими от каждодневного труда, почерневшими пальцами первые корявые буквы «РАБЫ НЕ МЫ, РАБЫ - НЕМЫ». Да они не были рабами, они проложили своей грудью дорогу в царство свободы не только для себя, но и для своих детей и внуков. Это были наши прадеды и деды, и сейчас от нас с вами зависит, вернется ли все на круги своя, станут ли наши дети вновь немыми рабами.
Ольга Смирнова