Адаптируясь к запросам аудитории, учитывая групповые и даже персональные интересы, СМИ разбаловали публику. Рынок поставщика превратился в рынок потребителя. Читатель стал требовать не просто информации, а внимания. Следующий уровень запросов пресыщенного читателя - желание личного отклика. Если СМИ все больше заискивают, добиваясь внимания читателя, то и читатель почувствовал себя вправе не только внимать, но и сообщать свое мнение.
Эта тенденция обозначилась еще в старой прессе в виде писем в газету, потом в появлении целых рубрик для публикации читательских вопросов и откликов. В какой-то мере об этой тенденции свидетельствует также растущее количество попыток судиться со СМИ. Читатель осознал себя равной стороной в отношениях. Улавливая запрос публики, редакторы и теоретики СМИ заговорили о новом качестве СМИ - о необходимости вовлечения читателя. Тут подоспело техническое освобождение самодеятельного авторства - интернет, а с ним и web 2.0
Высший интерес читателя к сфере массовой информации выражается, видимо, в жажде уже не личного, а публичного отклика. Публичность - главное волшебство СМИ. Раньше оно было доступно только с одной стороны стекла - зеркало отражало только героев, но не публику. Благодаря web 2.0 авторствующий читатель открыл для себя сладость публичности - она позволяет добиваться отклика на свое существование. Это гораздо более высокий градус социализации, чем прежде, когда читатель был пассивным и бесправным потребителем информации.
Гонясь за все более искушенной публикой, СМИ принимают эти правила и стараются теперь не столько привлекать читателя общей повесткой, сколько вовлекать в ее производство. Новым продуктом медиа становится соучастие читателя. Простота социализации, предлагаемая читателю через личное вовлечение. Лозунг «Ты можешь тоже!» становится главной ценностью таких вовлекающих медиа. (Clay Shirky в своей книге Congitive Surplus говорит о том, что новый тип медиа содержит «второй месседж»: «You can play this game too».)
Идея публичного отклика, с одной стороны, созвучна прорицанию Уорхола о том, что «каждый получит право на 15 минут славы», с другой, конечно, вовсе не гарантирует славу или отклик на любой читательский чих. Создать сервис славы для всех читателей невозможно ни физически (их много), ни идеологически - такая слава автоматически девальвировалась бы. Информационная ценность подобных сообщений равна нулю. Они важны с точки зрения социализации, присутствия в обществе. Ноль творческих затрат, но благодаря сервису - микрошанс на микропубличность. Обесценивание информации, пожалуй, один из самых значимых сдвигов в медиа, сопоставимый с отказом от бумаги. Ценностью становится не контент, а коннект - связь одного с другими. Вообще-то СМИ ведь изначально возникли именно ради общественной связанности. Поэтому, говоря по-маклюэновски, в новых медиа сама связь людей и является содержанием.
Избыточный энтузиазм проектировщиков часто приводит к переоцениванию желания людей как получать информацию, так и делиться ею. Тотальное освобождение авторства выявило логичную закономерность: все не могут и не хотят быть авторами. Значительная часть авторствующей публики хотела бы получать шанс на отклик без затраты усилий. Это так похоже на толпу: требовать, но не стараться. Для утилизации излишков авторской свободы придуманы кнопки Like и Share. Они позволяют не писать текст, но становиться публикатором. Механизируя активность, они тем не менее сохраняют потенциал публичного отклика на участие. Дальнейшая механизация излишков авторской свободы (и жажды отклика) обозначает перспективные направления «ленивого», полуавтоматического авторства.
По аналогии с пирамидой Маслоу можно выстроить пирамиду читательского интереса. По мере улучшения ситуации и роста пресыщенности потребитель массовой информации движется к вершине пирамиды, к удовлетворению своих предельных потребностей социализации. То есть потребностей в публичном отклике на сам факт своего существования.
Поэтому полновесным СМИ придется теперь соответствовать всем пластам читательского интереса. Ведь если они нацелятся, например, только на верхние этажи - на добычу отклика для читателя, то в ситуации обострения спроса на «базовую» информацию они не смогут качественно ее предоставить - журналистика атрофировалась. Если же они будут по традиции уповать лишь на качество самой информации, то проиграют борьбу за читателя тем медийным площадкам, которые обеспечивают человеку
не только подборку интересного, но резонанс и отклик.