19 октября в Нижнем Новгороде в Арсенале ГЦСИ прошел круглый стол, приуроченный к выходу #17 [Транслит]:Литературный позитивизм
Участники круглого стола: Павел Арсеньев (Санкт-Петербург) и Евгения Суслова (Нижний Новгород).
Если в истории идей и философии науки программы, связанные с призывом «возвращения к вещам», возникали с известной регулярностью, то проект «позитивизма в литературе» не был концептуализирован по, казалось бы, самоочевидным причинам: литература всегда противостояла идее прямого, непосредственного переноса и делала больший или меньший акцент на «деформационных свойствах» языка и литературного стиля. Однако, обращая внимание на манифесты «натуральной школы», литературы факта, протокольного письма Варлама Шаламова (а также западноевропейские аналоги - «новую вещественность», шозизм «нового романа» и другие), можно говорить и своеобразной традиции «литературного позитивизма», дающей о себе знать в наиболее радикальных программах обновления литературного языка.
Еще в девятнадцатом веке письмо расходится с социальной иерархией и становится демократически индифферентным. Автор больше не пишет так, будто пытается привести вещи в некий порядок; вместо этого он подражает позитивистской эпистемологии (истории, геологии), «показывая и расшифровывая симптомы состояния вещей». Но конечный пункт этого движения от классицистического упорядочивания к расшифровке «немой речи» вещей - это авторефлексивный внутренний поворот, который обнаруживается в анти-литературной традиции. Мы понимаем, что литература на самом деле пребывает в своем чистейшем и максимально автономном состоянии или на пороге исчезновения - перед вещами, которые она безмолвно превращает в симптомы, или - сдачи своей территории инженерам, которые знают «как нужно писать без слов на плоти вещей. (из статьи Джонатана Платта "Голая жизнь литературности и лирический неоматериализм..." // #17 [Транслит])
Click to view
Накануне, 18 октября прошел вечер из цикла ДИСТАНЦИИ, в котором участвововали члены редсовета [Транслит] Павел АРСЕНЬЕВ и Игорь ГУЛИН.
Поэтический проект "Дистанции" призван представить нижегородской публике российскую поэзию 20-30-летних авторов. Направленность проекта связана с репрезентацией разнообразия поэтик, а также географической специфики русской поэзии:авторы, выступающие в рамках одного вечера, представляют различные города