Будущее, которого нет

Feb 24, 2013 22:54

Сбылась мечта идиота - таки я заполучил книжку, которую упоминал когда-то давно. Действительно, это оказался не "Глобус", а другой научно-популярный ежегодник - "Хочу все знать" 1972-го года издания. И насчет "Автомании", память меня все-таки подвела - этот пассаж записан там немного по-другому, хотя смысл тот же.
Если Вам тоже интересно, как представляли себе будущее автомобиля в 1972 году и насколько сбылись те прогнозы - прошу под кат, где выложен полный текст статьи:

Б. ЛЯПУНОВ
КОНЕЦ БЕНЗИНОВОГО ЧУДОВИЩА


Неуклонно растет поток автомобилей на дорогах и улицах наших городов. Автомобили заполняют мир... В фантастической киноюмореске «Автомания - 2000» показано, как все дороги планеты покрываются многоэтажными наслоениями автомашин, ставших жильем для людей, которым уже некуда больше деваться. Это, безусловно, фантастика. Но 18 миллионов автомобилей- их ожидают к 2000 году в одной только Америке - реальный прогноз! Столь же реальный, как полмиллиарда или даже миллиард автомобилей к тому же времени во всем мире. В 2000 году на Земле будет жить около 7 миллиардов человек. Итак, у каждого седьмого - машина. Легковой автотранспорт станет поистине массовым.
Возникает проблема, вырастающая в серьезную угрозу - не только и не столько для тех, кто путешествует в сегодняшних автомобилях, сколько для тех, кто живет в крупных городах, «перенасыщенных» автотранспортом. Он шумит, он загрязняет атмосферу, и выхлопные газы - бедствие уже теперь. Что же произойдет потом! Как бы не пришлось человечеству сурово расплачиваться за «автоманию», за автомобиль, столь прочно уже вошедший в наш быт...
Выхлоп пытаются обезвредить - химическим путем, пропуская газы через особый нейтрализатор. Пробуют также добиваться как можно более полного сгорания топлива. Но пока ощутимого успеха не достигли: создаются образцы, от которых до массового выпуска еще очень и очень далеко. Конечно, опыты должны продолжаться, однако задачу станут решать еще и иначе.
Иначе - означает отказ от господствующего ныне бензинового поршневого мотора, переход к другим двигателям, которые перестанут отравлять воздух городов.
Одно из направлений поиска - воспользоваться опытом авиации и снабдить автомобиль газовой турбиной. Она меньше выбрасывает вредных остатков, да и меньше шумит. Как ни сложно приспособить ее для автомобиля, здесь стоит поработать. И первые газотурбинные автомашины уже появились.
Ну, а если вообще отказаться даже и от такого, пусть более совершенного и все же не идеального мотора? Ведь от выхлопа избавиться целиком не удается. Тут вспомнили примеры из истории техники, примеры поучительные. Взяли же из архива и возродили идею цельнометаллического дирижабля. Не найдется ли в прошлом каких-либо подходящих прообразов автомобилей грядущего? Оказывается, да.
«Новинка» первая - автомобиль с водяным двигателем. Поршни его приводятся в движение не горячими газами, а паром (впрочем, чтобы получить пар, нужен котел, для котла же - бензиновая форсунка). Двести километров в час развивает этот странный экипаж, вполне современный по виду, однако заправляющийся у бензоколонок водой... Вода в качестве топлива - невероятно! Но такой проект появился. Вода разлагается, и водород сгорает в цилиндрах двигателя (причем никаких выхлопных газов не образуется, в атмосферу выбрасывается водяной пар и кислород). Конечно, подобный «водяной» автомобиль был бы одним из решений проблемы безвредного и бесшумного транспорта. Рано выносить суждение - быть ему или не быть на дорогах будущего. Возможно, что и да.

«Новинка» вторая - электромобиль. Нет сгорания. Нет поэтому выхлопа вообще. И нет никакого шума. Господству бензиномотора, бензиновому чудовищу приходит конец, говорят сейчас сторонники этой новинки.
В разных странах усиленно развивается электромобилестроение, создается множество образцов - легковых и грузовых машин и даже электробусов. При этом придется не просто постепенно переходить с бензина на электричество. Придется отказаться от устоявшихся представлений о форме автомобиля. Отойдут в . прошлое красивые сверкающие лимузины стремительных обтекаемых форм, со множеством всяких «украшений», развивающие скорости в сто и более километров в час. В городе вообще достаточно и меньшей скорости.

Нет необходимости занимать столько места, сколько занимает современный автомобиль - пусть он будет одноместным или двухместным, если понадобится - можно добавить еще сиденье для детей. Подобную машину сможет иметь (или получить на прокат) каждая семья. И, в конце концов, мы привыкнем к необычным формам таких автомобильчиков. Пройдет время, и покажется странным, как можно было наводнять улицы городов, дымящими громоздкими машинами, этими колымагами XX века...
Электричество произведет подлинный переворот в автомобилестроении. Современный автомобиль - очень сложная машина. А электромобиль будущего, наоборот, очень простая. У него нет ни многоцилиндрового мотора, поступательное движение поршней которого надо преобразовывать во вращательное движение коленчатого вала, нет ни трансмиссий, ни топливного бака, ни радиатора и может не быть даже дифференциала, если поставить два двигателя для двух ведущих колес.
Содержать такую машину гораздо дешевле, чем обычную. Им гораздо проще и управлять. К этому надо добавить еще отсутствие вибрации, долговечность, комфортабельность - преимущества немаловажные, и они, вероятно, обеспечат электромобилю выход на самую широкую дорогу.
Компактные - что тоже очень существенно - электромобили станут выпускать сотнями тысяч, миллионами. И ведь маленькую машину легче пристроить на стоянку даже в переполненном городе. Скорость у нее вполне достаточная для городских разъездов, маневренность- тоже. Заводится такой мобиль мгновенно в любую погоду, скорости переключаются без коробки передач. Заправлять его просто - достаточно зарядить аккумулятор, а это можно сделать всюду, где есть розетка. Одним словом, электромобиль- это идеальная машина будущего, которой обеспечено господство на дорогах.
Будущее? А почему же, собственно, будущее? Почему же его еще нет, если он такой хороший, этот электромобиль?
Перед конструкторами электромобиля стоит одна, еще не преодоленная трудность. Нужен аккумулятор. А современные аккумуляторы обеспечивают ему движение только на расстоянии 80 километров. Правда, есть такие конструкции «хранилищ энергии», которые позволяют значительно увеличить пробег без перезарядки. Однако они очень дороги. Когда же они смогут совершать пробеги не по 50-80 километров, как сейчас, а в три-четыре раза больше, тогда и начнётся эпоха господства электричества на автомобильном транспорте.
По-видимому, примерно через четверть века и уж, во всяком случае, к 2000 году выпуск автомобилей с бензиновыми моторами будет прекращен.
Пробуют прикинуть, сколько же машин будет насчитывать электромобильный парк. Для Америки получается цифра: к 1980 году - до 5 миллионов. Для нашей страны к тому же году - 15 миллионов легковых, 5 миллионов грузовых и около полумиллиона автобусов. А в 2000 году мы станем располагать 52 миллионами легковых, 10 - грузовых и 600 тысячами автобусов. XXI век - век электромобилей!

Пока строятся опытные образцы, конструкторы создают электромобили, приспосабливая под них обычные машины. Некоторые из таких машин внешне ничем не отличаются от обычных легковых или микроавтобусов, но есть и удивительные- вроде, например, мотоколяски, прикрытой прозрачным куполом. Или с прозрачным же наполовину корпусом в виде коробки со скошенным передним стеклом...

Необычна итальянская «урбанина» (от слова «урба» - город)-электромобиль для городских поездок. Прозрачная маленькая будочка из стеклопластика - этот кузов совсем не похож на обтекаемые, лишь частично застекленные кузова современных легковых автомобилей. Зато «урбанина» и весит всего триста с лишним килограммов, и на стоянку ее пристроить легко, и дома хранить удобно. Скорости 50 километров в час вполне достаточно в черте города, а без перезарядки аккумуляторов она может пройти 80 километров.
Встречаются и менее оригинальные, но все же непривычные «мобили будущего» - например, коробка с наклонной передней стенкой и остеклением обычного типа. Электромобили-кубики, из прозрачной пластмассы, с закругленными углами считают наиболее выгодными для городов. Их легко доставлять с заводов, легко осматривать и обслуживать.
Дело, однако, не в одной лишь форме. Даже если бы создан был образец, во всех отношениях достаточно совершенный, то должно пройти по крайней мере лет пять, чтобы наладился серийный выпуск, и лет десять, чтобы электромобиль полностью завоевал дороги мира. Скорее всего, это случится даже ранее 2000 года. Но, прежде чем это произойдет, ученые и инженеры должны будут разработать легкие и мощные источники энергии - современные, как мы видели, еще далеко не совершенны. На этом фронте сейчас ведется усиленный поиск.
Ведь аккумуляторные батареи - не единственное, что сможет питать двигатель электромобиля. Появились топливные элементы, в которых происходит «электролиз наоборот»: не разложение воды на водород с помощью тока, а соединение кислорода и водорода, дающее ток. Пищей таким элементам может служить в принципе любое топливо - и водород, и гидразин, и нефть, и природный газ, и дизельное горючее. Однако сгорания, как в обычном двигателе, не происходит, не выделяются и вредные выхлопные газы.
Пока что создан действующий водородно-кислородный элемент, но за ним появится и спирто-кислородный, и углеводородный, и нефтяной. Надо, впрочем, иметь в виду, что водород не только очень дорог, но и в соединении с кислородом представляет взрывоопасную смесь. К тому же, баллоны много весят. Вот
почему стремятся заменить водород жидким углеводородным горючим, а кислород брать из окружающего воздуха. Тогда топливный элемент будет безопасен в работе и двигательная установка окажется не тяжелее современной. Небезынтересно, что толчок к разработке этого нового источника энергии дали космические полеты. Топливные элементы уже устанавливались, например, на кораблях, совершавших лунные перелеты.
Техника работает и над тем, чтобы использовать комбинацию обычного гальванического элемента и топливного. Это электрохимический генератор, или, иначе, воздушно-цинковый элемент. Он весит гораздо меньше, чем аккумулятор, и, возможно, займет свое место на электромобилях. Предполагают, что благодаря ему значительная часть грузовиков сможет быть оборудована электродвигателями, что относится и к легковым такси. Такой переход, вероятно, осуществится всего за несколько лет.
На автомобиле можно будет устанавливать одновременно и топливные элементы, и аккумуляторы,причем эти электрохимические батареи послужат для подзарядки батарей аккумуляторных. На первых порах используют и машину-гибрид: основной двигатель - электрический, вспомогательный, мощностью всего в несколько лошадиных сил - одноцилиндровый мотор, работающий на газе пропане. Такая крошка не шумит и не загрязняет воздух, а для того, чтобы приводить в действие генератор подзарядки, его достаточно. Пробег, по сравнению с чисто аккумуляторной машиной, увеличится вдвое - это уже проверено на опыте.
А можно, тоже на первых порах, и просто дополнить бензиновый двигатель электрическим. Первый будет работать в загородных поездках, где все-таки выхлопные газы не станут так сильно вредить людям, как в городах. Кроме того, одновременно он и подзарядит аккумуляторы. Второй же пригоден только для городских улиц и небольших расстояний.

Все эти промежуточные типы машин сойдут, конечно, со сцены, когда появится, достаточно совершенный, вышедший из стадии опытов электромобиль.
Возникает мысль, нельзя ли воспользоваться энергией Солнца, превратив в солнечную батарею крышу электромобиля. Для этого ее нужно покрыть слоем селена или кремния, вырабатывающих ток под действием света. На юге, а в ясные дни и в любых других местах, солнце заставит помчаться по дорогам необычные машины.
Почему переход на электричество произведет революцию на автомобильном транспорте? Да потому, что «бензиновое чудовище» не только отравляет нам атмосферу, не только наполняет наши города шумом. Оно очень неэкономично. Коэффициент полезного действия - всего восемнадцать процентов! А у электромобиля -свыше сорока! Конечно, с таким положением техника будущего не сможет больше мириться. Вероятно, наши первые
электромобили начнут работать в городском хозяйстве. Они будут перевозить почту, различные грузы, вывозить мусор, поливать улицы. Могут появиться и электротакси. Пассажиры начнут убеждаться в преимуществах новых машин, и это станет способствовать широкому их распространению на городских магистралях. Когда же подоспеют более совершенные источники энергии, начнется «электрификация» и пригородных автомобильных дорог, где потребуются большие скорости.

Имея в виду более отдаленное будущее, можно предположить, что появится и еще один тип электромобиля. Идея его, правда, не нова, и выдвинул ее уже довольно давно советский ученый профессор Г. И. Бабат. Он много работал над нею, но, к сожалению, не дожил до осуществления своей мечты - высокочастотного автомобиля. В написанной им научно-фантастической повести «Дорога» он рисует ВЧ-транспорт.
... Под полотном дороги проходит кабель, по которому пропускается ток высокой частоты. Благодаря этому над дорогой возникает электромагнитное поле. Автомашина имеет приемное устройство и преобразователь, питающие электродвигатель. Водителю остается только держаться той незримой электрической дороги, вдоль которой должен двигаться автомобиль. Впрочем, здесь ему могут помочь автоматы. А скорость машины он регулирует простым переключателем, им же он и дает машине задний ход. Кроме того, у него есть, конечно, и тормозные педали. Вот и все - трудно представить себе более простое управление машиной, к тому же весьма надежной. Такой ВЧ-мобиль не нуждается ни в аккумуляторах, ни в заправочных станциях. Он пройдет всюду, где будут проложены энерготрассы.
Но можно сделать еще и следующий шаг. Предположим, что удастся найти удобный способ передачи электромагнитной энергии без проводов. Кабель заменится энерголучом, а приемное устройство превратится в небольшую антенну. Конструкция еще упростится. Останется одно неудобство - машины все же будут привязаны к «энергофицированным» магистралям, хотя и невидимым и неощутимым. Придется снабжать энергией все важнейшие дороги. Может быть, если научатся передавать энергию по лазерному лучу, то техника справится с задачей энергоснабжения автотранспорта всюду, где это понадобится.
Нет сомнения в том, что уже в самые ближайшие годы мы станем свидетелями второго рождения автомобиля. Получив новое, более совершенное «сердце», автомобиль будет еще лучше служить людям.




Полвека понадобилось, чтобы самоходная карета постепенно превратилась в автомобиль - средство передвижения, ставшее необходимой принадлежностью современной жизни.
В принципе автомобиль - самоходное кресло для пассажира, но пока оно еще очень громоздкое - много места занимает мотор и горючее.
А в погоне за скоростью автомобиль снабдили еще более мощным мотором и придали ему соответствующую скорости форму. И все было вроде бы хорошо, но обнаружились и многие неприятные стороны этого привычного экипажа.
С увеличением количества автомобилей они стали мешать друг другу на узких улицах города, создавая заторы, и мощные моторы стали бесполезны, к тому же выхлопные газы сильно загрязняют столь необходимый в городах воздух. И на стоянках они стали занимать слишком много места. С ростом количества автомобилей возникла необходимость строить малогабаритные автомобили с максимально экономичными двигателями, не загрязняющими воздуха, и в недалеком будущем автомобиль будет вполне соответствовать своему принципу самодвижущегося кресла с минимумом затрачиваемой на передвижение энергии.

Хочу все знать! : альманах / Сост. Л. Джалалбекова. - Л. : Детская литература, 1972. - 352 с.: ил.

Жаль, что малогабаритное, экономичное и дешевое "самоходное кресло" так и не смогло стать более-менее массовым...

изба-читальня

Previous post Next post
Up