"Веду монашеский образ жизни"

Jan 30, 2012 22:37

Встреча для вас
Борис Гребенщиков:
Веду монашеский образ жизни


Внешне он почти не изменился. Словно не было этих 23 лет, за которые рок-процесс в нашей стране прошел все стадии развития. БГ давно привык, что он - «образ», «история», «легенда», и относится к этому вполне спокойно. Не соглашается, но и не опровергает. Иногда смеется, когда задают вопросы типа: «А правда, что вы патриарх русского рока?»
Больше молчит и, кажется, скучает. Его ответы на вопросы, заданные на пресс-конференции, которая проводилась в «Пермских новостях», скорее напоминали заполнение давно знакомой анкеты. По принципу: чем короче, тем лучше.
...Это можно понять.
- Борис Борисович, когда вы почувствовали, что закончился период андеграунда и рок-культура получила официальный статус?
- Мы никогда не были в подполье. Подполье подразумевает наличие власти и кого-то под ней, кто прячется. Мы же с властью существовали параллельно, пересекаясь в редких случаях (когда в милицию заберут), но не обижаясь: что делать, раз люди - нищие духом? Мы жили в нормальном мире. Власти - в искривленном. Да и до сих пор так. Товарищ Грачев, когда идет по улице, видит не то, что вижу я.
Скучаю ли я по тем временам? А что скучать - пили дешевое вино, и все перепивались.
- Но именно тогда к вам пришла слава.
- Да. Но слава - вещь побочная. Это неинтересно. Интересно играть музыку.
- И все-таки: с вас началась история русского рока?
- Пусть историки разбираются.

БГ. (Из откровений семилетней давности):
«Вообще, любая хронология бессмысленна. Можно сказать, что не было ни семидесятых, ни восьмидесятых годов. Мы записывали альбомы и вели личную жизнь. Я пытался дать какую-то хронологию, но она никогда ничего не давала. Чтобы понять рок-н-ролл, надо уйти от времени,- потому что оно описывает лишь внешнюю канву. Когда мы наводим на резкость во времени, мы получаем четкость внешних координат, а все остальное расплывается. А оно и является главным».

- Существует ли сегодня русский рок и каково его состояние?
- К философам нужно обращаться. Безусловно, существует некий музыкальный пласт, но я не знаю, рок ли это. И вообще, что такое рок?
Могу сказать, что мне нравятся «Настя», «Агата Кристи», «Чайф». А «Чиж»?.. Хорошо отношусь. Плохо, что они давно не пишут песен.
В Шевчуке смущают серьезность, прямолинейность и отсутствие чувства юмора. Люблю «Наутилус» - за неимением лучшего.
- Значит ли это, что вы с Бутусовым иногда советуетесь в плане творчества?
- Мы бы не стали давать друг другу никаких советов. Я, конечно, могу что-то сказать, но Слава никогда не послушает.
- С каким ощущением смотрите фильм «Рок»?
- Я его не смотрю, хотя сам себе там очень нравлюсь.
- Часто ли у вас возникает страх творческой импотенции?
- Этот страх преследует каждого музыканта, как только закончилась запись очередной песни.
Последнюю песню я написал три недели назад.
- Ваш с Курехиным уход в монахи был продиктован чувством юмора?
- Сказанное тогда было правдой, но правдой символической. Физически мы никогда не хотели уходить из мира. Музыкант не должен этого делать. Но я веду почти монашеский образ жизни.
- Приход к восточным религиям - это традиции русского рока?
- А я никогда и не уходил. Религия подобна университету, который нужно закончить и идти работать.

БГ. (Из откровений семилетней давности).
«Говоря о рок-н-ролле, нельзя не говорить о религии по одной очень простой и очень атеистической причине. Религия - это жизнь духа, и рок-н-ролл - жизнь духа. Религии мы с детства были лишены. Рок-н-ролл являлся для нас единственной формой жизни духа.
Религия - это объяснение, а рок-н-ролл - это сила. Многие люди этой силы не понимали и ловились на пьянки, на наркоту, на девок... Они принимали обстановку этого дела за суть, а суть не в этом, она - в духе, который все это наполняет, делает живым. Вот почему, когда наркотики подвели рок к самому порогу, все начали искать Бога. Все сразу нашли шаманов, Тибет, Шамбалу, гуру, кого угодно».

- Вы, конечно, не курите, не знаете, что такое алкоголь и наркотики.
- Абсолютно не нуждаюсь. Но употребляю - по дурной привычке.
- Как вы относитесь к тому, что целые поколения выросли на ваших песнях?
- Лучше на моих, чем на Кобзоне.
- Для ваших детей вы -заботливый отец, гуру, учитель?
- Нет, они меня слишком редко видят.
- Что вы поняли в этой жизни?
- Все.
- Что цените в женщине?
- Адекватность. Отсутствие придуманности.
(Что касается Бориса Борисовича, то в разные периоды жизни ему были адекватны разные женщины; Гребенщиков женат в третий раз - Н.З.)
- Вы - богатый человек?
- На сегодня у меня несколько тысяч долларов долга - записывался в Англии плюс разбил чужую машину.
- У вас есть альбом «Кострома, mon amor». Почему бы не записать альбом «Пермь, о-ля-ля»?
- Меня сочтут несерьезным ухажером.
- Что важнее: музыкальное образование или музыкальная интуиция?
- Конечно, второе. Образовываться человек должен сам. Меня на семиструнной гитаре учила играть дворовая шпана. И бабушка немножко.
- Альбом, записанный в Америке, многие считают неудачным...
- Я пою по-русски. По-английски могу, но получается хуже - я воспитан на другой культуре.
- Интересуетесь ли вы политикой?
- Мне бы хотелось, чтобы в России были разумные правители. Но этого недостаточно: когда вся страна ворует, трудно представить, чтобы правительство было честным.
- За кого будете голосовать на выборах?
- Если бы была возможность, проголосовал бы за английскую королеву.
- Часто ли вспоминаете свой первый концерт, когда (для того, чтобы не остаться незамеченным) выкрасили бороду в зеленый цвет? Часто ли думаете о том, что этому предшествовало?
- Редко. Все знают, что у меня короткая память.

БГ. (Из откровений семилетней давности).
«... Был серый будничный мир взрослых людей. Я уже был школьником. В этом мире ничего не происходило, кроме свар, ссор, получек, зарплат, быта, мытья тарелок. В этом мире принципиально не было никаких радостей. Я в школе еще пытался написать рассказ: мальчик долго едет из матшколы домой, засыпает в автобусе и пропускает свою остановку. Ему снится, как он выходит из автобуса, идет домой - в этот серый быт, где бабушка, дрязги, родители, друзья, уроки - вся эта мура. Но он продолжает ехать и просыпается на конечной остановке. А там светит солнце, и какие-то поляны, и лес. И вообще - кайф... И водитель, под которым явно подразумевался Джордж Харрисон, говорит: «Ну вот, приехали». Этот рассказ... точно выражает мое настроение тогда, в детстве и юности».

- Помните, что вы - математик?
- Помню, что когда-то учился.
- Кто из музыкантов оказал на вас самое сильное влияние?
- «Битлз» вообще. Конкретно - Харрисон. Дальше - целый список.
- Цой. Башлачев. Науменко. Кто из них был наибольшей потерей для русского рока?
- Всех люблю. Все умерли вовремя.
- Существует ли время, когда нужно уходить из большой музыки? Или из нее только выносят?
- Наверное, выносят.
- Какой состав «Аквариума» вам ближе всего?
- «Аквариум»-95.
... Честно говоря, страшновато было идти на концерт «Аквариума»-95 - провинциальные гастроли звезд, как правило, разочаровывают. Но обошлось. Музыканты отыграли на хорошем уровне, уверенно и достойно. По иронии судьбы, как в старые добрые времена, над сценой ДК Свердлова сиял никем не снятый герб Советского Союза.

Наталья ЗЕМСКОВА.
Фото Владимира СЕРДИТЫХ.


Группа «Аквариум» была создана в июле 1972 года студентом ЛГУ Борисом Гребенщиковым и молодым литератором Анатолием («Джорджем») Гуницким.
«Аквариум» выступал с концертами, сотрудничал с экспериментальным студенческим театром ЛГУ, выезжал на рок-фестивали. На первых порах репертуар отражал смешанные интересы участников группы к рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и театру абсурда. В последние годы поиски этнических корней рока привели БГ и «Аквариум» к созданию уникального сплава традиций русского и кельтского фольклора, рок-н-ролла, рэггей и блюза.
«Аквариум»-95: Борис Гребенщиков - вокал, гитара, А. Титов - бас, О. Сакмаров - флейта, клавишные, А. Зубарев - гитара, А. Вихарев - перкуссия, А. Рацен - барабаны, С. Щураков - аккордеон.

"Зезда" от 25 августа 1995 г.

"Звезда", изба-читальня, рок-статьи

Previous post Next post
Up