"Устаревшие носители информации"(с)

Jan 23, 2012 00:35

ДЕЛО МУЗЫКИ ЖИВЕТ, А КОЕ-ГДЕ И ПОБЕЖДАЕТ
Классика. как и джаз, - это уже для богатых

Меломаны... Кажется, нет сегодня более безумных людей в нашем отечестве. Водка дорожает, а они носятся в поисках последней пластинки «Алисы». Масло пропадает из продажи, а им вынь да положь лицензионные записи «Айрон Мэйден».
Что ж, красиво жить не запретишь, и слава Богу, что даже в нынешнюю лихую годину люди сохраняют в себе это желание - жить красиво.
Кажется, возможностей удовлетворить его сегодня стало чуть больше. Правда, фирменных грампластиночных магазинов эта отрадная перемена почти не коснулась: в большинстве городов, они как были небогаты, так в общем-то таковыми и остались - избавление от монопольной опеки со стороны бывшего всесоюзного гиганта - фирмы «Мелодия»- непривело их к процветанию. Да и самой «Мелодии» ведь нынче, можно сказать, «не до нас», она теперь вовсю судится с возникшим недавно акционерным обществом «Русский диск» за помещение, оборудование, а также фонотеку - бесценное хранилище записей, пополнявшееся на протяжении полувека, истинно национальное достояние, находящееся ныне, увы, под арестом...
Но зато оживились всякие иные, мелкие и средние фирмы: «Moroz Records», «GALA Records» и другие... Невероятно размножились торговые точки». Зайдите, к примеру, в магазин, который еще месяц назад вы считали булочной,- и сквозь стекло появившегося за это время коммерческого прилавка вам, возможно, подмигнет с обложки диска Владимир Спиваков. Спуститесь в подземный переход - и из темного угла вас испугает гипнотический взгляд «грампластиночной» Елены Образцовой.
Хорошо! Только вот одна маленькая деталь: пластинки эти не простые, а, судя по их ценам, почти что золотые. Ведь привычные людям старшего поколений черные виниловые диски с записями классики нынче у нас выходят из моды - невыгодно их делать. Тиражи хоть и не маленькие, но и не такие грандиозные, как у «Технологии» или, скажем «Комбинации». Как поступить в такой ситуация производителям? Правильно, переходить на выпуск компакт-дисков: современно, передово - и позволяет «снять» с покупателя сразу по 20 баксов за один экземпляр. Так во всяком случае стоят «си-ди» за границей. У нас, правда, любитель классики обычно не обладает столь толстым кошельком. Ну так на него уже и не ориентируются. Фирма «Русский сезон», например, свои компакты распространяет только за рубежом. Мы, случается, уже и не знаем тех наших исполнителей, которыми вовсю восхищается Запад. Слышали ли вы что-нибудь, например, о хоре религиозной музыки под управлением Валерия Рыбина? Нет? Мы тоже. Оно и понятно: хор-то все больше в Париже да Лондоне слушают, уже четвертый его компакт записан «Русским сезоном» для тамошних ценителей.
Так что изобилие на рынке классики, как видим, в большой мере иллюзорное.
Несколько лучше обстоят дела с «попсой». Оно и не удивительно: тут-то покупательская публика совсем не та. Это тебе не любители классики, интеллигенты - студенты-профессора... Те - тихие, оставь ты их без Баха да без Глинки - революции не устроят, максимум что сделают, так это попросят народную артистку Ирину Архипову и двух-трех ее столь же именитых коллег написать письмо в газету «Культура», которое широкие народные массы все равно не прочтут. А вот попробуй-ка ты обидь поклонников Олега Газманова или Филиппа Киркорова -- они тебе живо такой октябрь 1917-го вместе с августом 1991-го устроят...
Нет, можете быть спокойными, почитатели поп-звезд, о вас помнят и будут помнить всегда.
Ну вот, например, только что появился новый диск Валерия Леонтьева «У ворот Господних». Пластинка выдержана в несколько более лирических тонах, нежели недавние записи и концертные программы певца. Между прочим, диск несет в себе не только эстетический заряд, но и нечто иное: на обложке артист изображен с украинской целительницей Марией, которая в пояснительном тексте сообщает, что голос Валерия обладает целебной силой, потому что сам он - Божий человек.
Есть чему порадоваться и любителям рока. Наконец, после долгих мытарств, вышла пластинка группы «Гражданская оборона» «Прыг-скок {детские песенки)». Альбом, записанный еще в доисторическом 1990 году, уже успел прославиться вошедшими в народный быт песнями. Пока лидер команды Егор Летов отказывался от услуг «ТАУ Продукта», пока шли переговоры с Апрелевским заводом, печатать или не печатать на конверте и вкладыше «оригинальные» (то есть попросту матерные) сопроводительные тексты, вся страна наслаждалась звучанием голосов своих любимцев... И вот справедливость торжествует: пластинка в «матерном» конверте идет к своему адресату, истосковавшемуся по подлинному искусству.
До сих пор важной составной частью отечественной индустрии грамзаписи остается торговля нелицензионными пластинками - то, что во всем мире считается пиратством, однако вполне допускается нашими «дырявыми» законами. Впрочем, сам грех воровства от того не перестает быть грехом -и, естественно, за ним следует возмездие. Однако судьба слепа - и вот уже кара обрушивается, но не на производителей «левого» товара, а на его потребителей. Те тяжко страдают от низкого качества краденых фонограмм. Особенно щедр на подобную продукцию лидер и старейшина российского пластиночного пиратства - фирма «АнТроп» из Петербурга.
Ну что ж, как видим, дело грамзаписи живет, худо ли, плохо. Где-то вполне успешно, где-то - совсем на грани провала, как и вся наша больная, но еще дышащая культура. Цены вот, как безумные, опять рванулись в галоп - говорят, скоро еще один их скачок затронет и пластинки. Что ж, разве нас этим испугаешь? В конце концов, можно ограничить себя в еде, перейти на питание морковкой (оно и полезно); можно стряхнуть пыль со старой гитары или гармошки и отправиться в метро на заработки...
Не оставаться же без музыки!

Анна ЗУЕВА, Сергей НИКОЛАЕВ.
"Труд" от 10 апреля 1993 г.

изба-читальня, рок-статьи

Previous post Next post
Up