В уже прошедшем декабре решили быть верными своей рождественско-днерожденной традиции и устроили себе побег в выходные 15-16 декабря, на этот раз в Стокгольм. Все по-правилам: в 7мь вечера в пятницу 14 декабря из офиса - на вокзал; а чтобы к утру понедельника 17го декабря быть уже на работе. Кататься в Европу как на дачу на выходные понравилось, ну и город конечно же не понравиться не мог, учитывая наш особый трепет к шведскому дизайну.
Театр, как известно, начинается в вешалки, а страна - с аэропорта. Вот и сидела я в пятницу вечером перед отлётом в аэропорте Шереметьево и гневилась, ну как так можно. Как так можно организовывать аэроэкспресс на Белорусском вокзале, как можно устраивать такие неразумные очереди через 3 рамки в Шереметьево, ну и наконец как можно так уныло и явно не от любви к человечеству обустраивать саму допаспортную зону аэропорта… И тут же крутятся огромные деньги, думала я недовольно дожёвывая бутерброд в кафехе и вглядываясь в недружелюбные серые перегородки, куда следовало идти на паспортный контроль. И вот то ли в качестве моральной компенсации за мои переживания, то ли наоборот, чтобы их усилить аэропорт Арланда вызвал противоположные чувства. Моему жабьему чувству прекрасного за 3 часа устроили контрастный душ, встретив зоной прилета с деревянными(!) полами и отличными чёрно-жёлтыми табличками навигации в едином стиле. Ну и за одно был получен ответ, что да, можно всё делать по-людски.
По этому снимку вряд ли это можно понять, но после зимней пятницы в Москве мозг начал релаксировать. И за одно догадываться, что контекст вокруг поменялся :)
Не самая большая скорость, если говорить о поездах, но для нас это максимум с какой скоростью ездили на поезде. Экспресс из аэропорта.
Много ли нам надо - порой разинув рот пялимся в окно поезда - там домишки в огоньках у ёлочек иногда кажутся не совсем реальными и даже пряничными.
И вот наконец мы на улице, спокойно и празднично. Идем искать свою гостиницу, чтобы забыться уже беспокойным сном. Было решено набраться лучше сил для следующего дня, чтобы встать пораньше.
Кусок опустевшей ночной Drottinggtan. Длинная торговая пешеходная улица из числа тех, что есть во многих европейских городах: и в Мюнхене, и в Копенгагене, и в Амстердаме и т.д
Уже где-то рядом с нашей Rica Hotel, где пробудем постояльцами на 2 ночи. И тут в витрине привлекает уютненький интерьер какой-то видимо кафехи. Оказывается, что это, скажем так, столовая нашего отеля. Приятное открытие.
То, что может показаться хаотичными пятнами на стене - на самом деле вырезанная из чего-то толстого (типа пенопласта) карта города.
Утром 15го декабря после завтрака с настоящим шведским столом во всех возможных смыслах этого слова (включая селёдку с маринованными огурцами), мы вышли на рассветавшую улицу в поисках обещанного. Но город еще спал и мог предложить нам на край только открывающийся цветочно-ёлочный базар.
Всё как положено, веночки из настоящих ароматных веток. Хотелось бы написать еловых, но боюсь тут промахнуться, т.к. они могут оказаться на проверку пихтовыми или можжевеловыми.
Наверное рано или поздно и до нас докатится традиция под новый год покупать гиацинты и амариллисы.
Однако на просыпающейся Hötorget не спят не только продавцы, а так же те, кто спать не может, а именно скульптуры у Королевского Концертного зала (Konserthuset).
Произведение - фонта Orfeus видного шведского фонтано-строител Carl Milles
С такого ракурса сцена с рогами выглядит эпичнее.
Надо сказать скндинавы (я сейчас имею в виду датчан и шведов) не стесняются тёмных зданий. И выглядит это у них не траурно, а как шоколадный тортик. И конечно же стоит по семисвешнику в окошке.
Пока город в утренней дрёме начинаем слоняться по улицам, заглядывая в витрины.
Некоторые витрины вызывают неконтролируемый прилив мимишности.
Проходя мимо по улице еще не вчитываясь о чём она, вывеска показалась очень симпатичной. Просто типографика, просто на белой стене.
Часы спят вместе с городом...
Идём прямо, держим курс на шпиль.
Башн S:ta Clara kyrka.
Рядом с церковью можно встретить могилу поэтессе, родившейся в 18 веке. Если верить википедии, почитаема в Швеции.
Одно из зданий на заднем плане - это вот такой домишко.
Опять здания из шоколадного печенья. Åhléns City - один из главных универсамов города
Люблю фоткать всякие переотражения. А тут еще оказалось, что в заведении интересные люстры из бокалов. Хозяйке на заметку, кстати. С одной стороны просто, с другой - эффектно.
Медленно догуливая до очага главных достопримечательностей города в районе Gamla Stan не могли не зайти проведать обстановку, да и просто погреться немного на вокзал.
Перед входом стоит скульптура гордости шведского канало и ж/д строения - Нильсу Эриксону.
Как видно из предыдущего снимка, вокруг стройка, поэтому Нильсу надели шумоподавляющие наушники и написали на ограждении его постамента: "Jäsicken hvilket oväsen", - что в переводе со шведского на английский означает "Oh my gosh what a noise".
Неожиданное проявление чувства юмора от местной администрации вокзала.
Да, сморреброд, который мы так и не попробовали в Дании, и в итоге так и не попробовали в Швеции. В Дании потому, что так и не нашли где (уж очень неудачно приехали тогда), а в Стокгольме потому что, когда можно было, то не хотелось.
Вокзальный кристмасмаркт, как водится.
И наконец великолепные потолки входного зала вокзала. Похожи на рубашки карт :)
По мосту Vasabron идем в сторону Gamla Stan. Вдали знаменитое здание Ратуши. А чуть поближе ар-нувошные стобы фонарей моста.
Смотрим по левую руку - парламент Швеции.
Смотрим по правую руку Norstedtshuset. ем прославилось здание - неизвестно, наверное просто тем, что не самое новое ейчас, если опять же верить википедии, в нем расположен главный офис книгопечающей компании.
И наконец - смотрим прямо, там очередной хусет Riddarhuset. Дом Рыцарей, значит.
роходим дальше по острову и переходим через один мостик, а та Riddarholmskyrkan с ажурным шпилем. Усыпальница шведских монархов. Одно из самых старых зданий во всем Стокгольме, какие-то из ее частей выжили аж с 13 века.
А вот и сам Gamla Stan или Старый Город Стокгольма, что звучит понятнее. Кругом старый фонд, что называется. Выглядит дряхловато, но совсем не уныло.
На улицах можно встретить людей, волокущих домой мешки дровишек. К уютному рождественскому камину наверное… эххх!
Некоторые улицы были насколько узки, что так и приглашали пройтись по себе. Но чувство безопасности говорило про снег башка папдет, и оно взяло верх.
И снова витрины. Металлическая настольная лампа посередине так на нас смотрела, что в итоге ее пришлось увезти с собой в суровую Москву :)
То ли для туристов, то ли для местных можно встретить то тут, то там магазины с национальной одеждой.
На площад Järntorget легко не заметить одного гражданина.
Это неки Evert Taube - певец, музыкант, творец. Ну по нему в целом и видно, какие-то ассоциации сразу, то ли со Жванецким, то ли с Вертинским.
Мимими-почтовые ящики.
Какой-то дорогой фарфор и семья неясного состава в одной из витрин.
Овеченьки в одной из витрин, опять же.
А вот это очень занятный магазин.
Внутри у него морское и псевдо-морское добро. Походили аккуратно, чтобы ничего не задеть, рот поразявыли, капая с капюшона расстаявшим снегом, - да и дальше пошли.
Совершив променад по сердечному центру столицы мы поспешили на другой более крупный, но менее значимый остро Djurgården, музэи-то до 4х вечера работают зимой. На снимке ниже то, что мы пробегали покидая остров в субботу. ежали мы по той стороне пролива, за то тут лучше видно мимо чего.
Если в двух словах, то церква в глубине - эт Storkyrkan. ревняя и почтенная церква острова, место коронаций, а также королевских венчаний и отпеваний.
Ну а то, что такое большое - это не институт и не галерея, а самый настоящий королевский дворец Kungliga slottet. Прагматичненько. Место где стоит дворец намоленное, проверенное. Все началось в 13м веке, когда на этом месте построили крепость, потом ее перестроили в замок Tre Konor, потом в 1697м замок сгорел, а вместе с ним и королевская библиотека с архивом. За то вот теперь стоит на том же месте и местами даже с тем же фундаментов один из самых больших действующих дворцов в мире с 1430ю комнатами.
Ну на самом деле уличных фот за этот день больше не будет, т.к. падающий мокрый снег, ветер и надвигающиеся сумерки сделали свое дело: заставили меня прятаться поглубже в недры капюшона и не высовываться. А фотоаппарат, соответственно, уже нечем было держать, поэтому его пришлось спрятать для сохранности в рюкзак.
Этот снимок обозначает собой посещенный нами real life этнографический музей под открытым небом - Skansen. Скансен - это такая деревушка с настоящими домишками, имитирующая быт второй половины 19го века. При том аборигены Скансена не только ходят как ряженные даже зимой, но так же летом разбивают огородики и разводят скот.
Весьма приятным занятием оказалось идя по главной улице открывать дверь за дверью и смотреть, какое ремесло представлено в очередном домишке протапливаемом печью.
На фото выше - скансеновский футуризм, такого новья там больше не было. Это в скобяной лавке можно было пройти за кулисы дома и посмотреть как жили бы в нем домочадцы хозяина.
В общем нагулялись мы в этом Скансене, наелись кристмасовского фастфуда на улице, греясь у открытого огня, и уже промокшие насквозь и пропахшие дымом двинули дальше.
Ну а дальше было самое сладкое, наверное одно из самых сильных впечатлений за всю поездку - затонувший корабль Ваза. Во-первых, это единственный в мире сохранившийся парусник начала 17 века. Но куда интереснее история про то, как так вышло.
Корабль строился с размахом, планировалось, что корабль станет флагманом шведского флота. Один из самых больших и дорогостоящих кораблей за длительную историю. Но… корабль затонул в первый же свой выход из гаван в 1638 году, пройдя всего милю. Вместо 30-летней службы как серьезная боевая единица корабль пробыл наплаву в открытой воде всего полчаса. Ужасный фейл.
Но мы бы так никогда его не увидели и не узнали, если бы не еще одно обстоятельство. Дело в том, что после того как корабль лег на глубину 32 метров, утянув с собой около 50 жизней, поднять его на поверхность техническими возможностями 17го века было не реально. И про корабль забыли на 3 века, точнее забыли где именно он затонул.
Но весьма упорный человек, Андерс Франсен был уверен, что спустя 300 лет корабль должен сохраниться под водой. И вот 5ть лет личных исследований и методичного траления дна прибрежных вод Стокгольма принесли успех, корабль был найден в 1956 году. Корабль считается очень хорошо сохранившимся, 80% частей корабля - подлинные.
Вот так подумать, определенное стечение обстоятельств, и мы бы никогда не увидели бы это совершенно невероятное по нашим временам судно.
Здесь на фото резная корма корабля. Когда стоишь рядом с ней и смотришь то вниз, то вверх, то пол сотни метров высоты деревянного корабля просто не укладываются в голове
Захватить одним кадром весь корабль проблематично, за то можно сфотографировать уменьшенную копия корабля, которая стоит тут же в музее.
Отдельное внимание уделено деревянным скульптурам богато украшавшим корабль. На стене примеры скульптур в "свежей" раскраске, как это когда-то было. Цвета яркие сочные. Но то, чт по всем правиламбоевой корабль украшался как на ярмарку, в моей голове тоже не может уложиться
Двухдечный корабль Ваза имел на борту 64 бронзовые пушки, которые после затопления представляли даже бОльший интерес, чем сам корабль.
И вот, спустя 36 лет после гибели корабля, а именно в 1664 году началась операция по подъему пушек. На фото собственно батискаф 17 века, с помощью которого удалось это сделать. Конструкция предельно проста: залезаешь в колокол, спускаешься под воду в темноту и холод. Нужно глотнуть воздуха - заныриваешь в совсем глухую темноту в колокол. С помощью такого примитивного оборудования и топора за пару лет подняли 53 пушки, вес каждой из которых был около тонны. И да, корабль затонул не поврежденным, поэтому нужно было еще умудриться вытащить пушку с корабля
Отдельное внимание в музее уделено быту на корабле. В целом житьё-бытьё на кораблях того времени было не очень
В музее можно походить по модели палубы корабля. Когда ходишь и еле не задеваешь балки над головой, то понимаешь, что в качку оббить голову об них было не сложно. Ну и вообще травмироваться было где, чего стоят сами пушки или пушечные порты, через которые при особом невезении можно было выпасть за борт
Ну и самое главное. Официальная версия затопления корабля: слишком высоко расположенный центр тяжести. Он был не устойчив в силу своей конструкции, и об этом знал капитан корабля. Но королевский проект есть королевский проект и получая в распоряжение продукт нескольких лет работы - капитан оказался фактически в роли мыши под катком . Пытаясь скомпенсировать конструкторскую ошибку до выхода на воду, в трюмы корабля были положены камни. Но это, как теперь известно, не помогло
Все кажется очевидным, если бы не факт, что у корабля был брат-близнец, который успешно прослужил 30 лет на страже Швеции, и который был шире Ваза всего лишь на 1 метр
Самой большой фейл и одна из самых больших успехов. Сейчас музей Ваза является самым посещаемым музеем в Скандинавии :)
В 5ть вечера музей Ваза закрылся, и мы удивленные от полученной информации побрели в сторону гостиницы отпаиваться горячим чаем и просушивать рюкзаки и куртки. Примерно так и закончилась суббота в городе.