Про Сталина, Голованова, икону и облёт Москвы в декабре 1941-го: разбор полётов

Apr 08, 2020 00:41


Заранее прошу прощения за «многабукафф» (но тема того достойна).
Уверен, нет такого человека в России, который бы не слышал «всем известную историю» о том, как с помощью облёта с чудотворной иконой вокруг Москвы было спасено Советское государство. Некоторое время назад мне удалось найти первоисточник этого апокрифа. Ниже курсивом я выкладываю текст (с незначительными сокращениями, полный вариант желающий может найти по ссылке в конце заметки), который и послужил доказательством того, как именно божья помощь (а вовсе не героизм бойцов и умелое использование ресурсов) спасла нашу Родину.

Православный писатель Николай Блохин в интервью «Русской линии»:
"А вот историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском «Дугласе» был совершен облет Москвы с иконой Богородицы Девы Марии «Тихвинская», я услышал от главного участника события маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова. Было это летом 1952 года. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой. Он подтвердил рассказ главного маршала авиации.Александр Евгеньевич рассказывал, что, мягко говоря удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель - в нескольких метрах ничего не видно..."

Далее читайте факты.
А было так: 22 июня 1941 г. нависла жуткая и смертельная угроза не только над политической системой СССР, но над всем нашим народом!Причины агрессии Германии против Советского Союза не загнать в рамки классово-идеологической схемы. Война стала проявлением многовекового противостояния германской и славянской цивилизаций, различных по сути своих духовно-религиозных ценностей и образов жизни. "Мы должны стереть с лица земли эту страну" говорил Гитлер. ( Причина угрозы - это уже другая тема, и я не буду занимать внимание читателя).
Немцы хотели уничтожить РУССКИЙ НАРОД!!!!
ДА РАЗВЕ МОЖНО УНИЧТОЖИТЬ НАРОД,КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ЦАРИЦЫ НЕБЕСНОЙ!
8 декабря 1941 года, во время тяжелых и кровопролитных боев с немцами на подступах к Москве, руководители  страны решили совершить тайный облет с иконой Божией Матери "Тихвинская" вокруг столицы. Да, да, да. Коммунисты  прибегли к  помощи Царицы Небесной! После воздушного крестного хода чудесным образом грянули сильнейшие морозы, парализовавшие движение военной техники и живой силы противника. В этот момент советские войска перехватили инициативу и развили успешное контрнаступление, впервые развеяв миф о непобедимой гитлеровской армаде.
Облет с образом Тихвинской иконы Божией Матери произошел во время сильной метели на самолете ПС-84. Лётчик  Голованов совершил полет в одиночку, на борту также находились священник и трое церковных певчих. Трансляция духовных песнопений напрямую передавалась в Кремль.Представляю рассказ  главного участника события маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова:
"Я удивился, когда услышал приказ Верховного. Была жуткая метель - в нескольких метрах ничего не видно. Возник резонный вопрос: «Нельзя ли перенести полет?». Но Сталин сказал, что погода очень хорошая, а станет еще лучше. И произнес необычную загадочную фразу: «Варлаам Хутынский, как уже устраивал, так еще устроит».Что ж, приказ есть приказ. Штурмана на облет Москвы Голованов решил не брать: чего там «штурманить», когда все равно ни зги не видно! Но ему дали очень интересных пассажиров: священника с иконой и тремя женщинами. Голованов говорит батюшке: «Вообще-то так: полет наш непредсказуем, - вы понимаете? Я знаю, что вы добровольцы, но…».
«Милок, - отвечает священник, - какая непредсказуемость? С нами Царица Небесная!». Представляете реакцию летчика? Но батюшка говорит еще круче: «Слушай, сынок, нельзя ли в полете, это самое, чтобы двигатели твои работали потише и не мешали пению?» Голованов не выдержал и рассмеялся.Взлетели. И вдруг Голованов заметил, что в самолете необычайно тихо. Посмотрел: моторы работают. А шума нет! Ясно слышны голоса священника и певчих: «Царица моя преблагая, надежда моя, Богородице…». А по радиосвязи голос из Кремля: «Саша, сделай погромче…».
Полет продолжался. Голованов рассказывал: «Смотрю, а у меня в фонаре (переднее стекло кабины) вид, как на полотнах Куинджи: кругом метель, а впереди все видно до самого горизонта». Самолет летел светлым тоннелем, вокруг которого бушевала непогода.(Данный текст вошел в книгу православного писателя Николая Блохина «Рубеж")
Отброшу в сторону то, что "капсом" несколько слов подряд пишут или малолетки, или восторженные дамочки - потому что тут писала именно таковая "дамочка". Отмечу, что книга "Рубеж" была выпущена в 2011-м году. Что характерно, найти "забесплатно" в электронном виде я её так и не смог. Вернее, смог - но какую-то фантастику про альтернативное прошлое, или неполный вариант (где такого текста и в помине нет), или что-то ещё невнятное. В общем, цитировать по книге "Рубеж" я не смогу, денег на покупку мне жаль, а автор очень старательно следит за соблюдением авторских прав, потому работать буду только с приведенным выше текстом.

Теперь попробую разобрать несколько весьма любопытных мест из этой истории.
1. Мой отец работал мастером-наездником Московского ипподрома. В один из дней на конюшне собрались шесть любителей бегов: мои родители, маршал Голованов, генерал-полковник Михаил Громов, Василий Сталин и я. Сын вождя командовал военно-воздушными силами Московского военного округа, был генерал-лейтенантом. Но на конюшне все его звали Васькой.

Оставим на совести автора, родившегося 21 декабря 1945, которому в 1952-м было 6.5 лет, что он относит себя к «любителям бегов». Мало ли, какие увлечения бывают у подрастающего поколения. Оставим непонятное социальное и гендерное неравенство собравшихся - три представителя военно-политической элиты и какой-то наездник ипподрома, приведший на эту встречу своих домочадцев; в конце концов, тот же Голованов был искренне любим подчинёнными за незаносчивость и готовность отстаивать их интересы. Намного интереснее другое, процитируем с незначительными купюрами ещё один, неправославный, источник:

Личная жизнь Сталина, сложилась, как известно, неудачно. [...] Сын Василий представлял из себя морального урода и впитал в себя столько плохого, что хватило бы, на мой взгляд, на тысячу подлецов. [...] Василий трепетал перед отцом и боялся его, как говорят, пуще огня, но оставался низменным, подлым человеком, становясь из года в год всё хуже и хуже.

И кто же автор этой цитаты? Что поразительно, но это... Александр Евгеньевич Голованов! Да-да, тот самый, который «рассказал историю о полёте с иконой». Ссылка на источник - опять-таки под заметкой.
Таким образом, мы видим, что искренне презирающий Василия Сталина маршал АДД - является чуть ли не его другом, со слов нашего «православного писателя». Ну, по крайней мере, ходит вместе с «подлецом» на бега, и просит «подлеца» подтвердить его историю о пресловутом «полёте с иконой».
При этом об увлечении Голованова тотализатором мы можем узнать строго у «православного писателя». Во всех остальных источниках в списке хобби Александра Евгеньевича, как ни странно, значатся только какие-то унылые мото- и автогонки (за выигрыш в одной, к слову, Голованов получил личное авто марки «Форд»), пулевая стрельба из малокалиберной винтовки (имел титул чемпиона страны, опять же, к слову), да пилотирование самолётов (его фото - шеф-пилот «Аэрофлота» - даже украшало обложку журнала «Огонёк»). (В скобках отмечу, что даже завистники признавали за Александром Евгеньевичем то, что он добивался успеха в любой области, за которую брался. Потому, играй он на бегах, однозначно бы стал обеспеченным человеком - а не вынужден был бы спустя пару лет, попав в опалу, ради прокорма семьи ходить за плугом).
Далее - а кто "на конюшне звал командующего ВВС Московского военного округа Васькой"? Кто - все? Конюхи? Лошади? Малолетний будущий "православный писатель"? Его мать? На минуточку - перед нами, со слов "православного писателя", сын Самого! Военнный, которому подчинены десятки тысяч людей. Такого звать в лицо по имени-отчеству надо ещё смелости набраться, я уж молчу о пренебрежительном "Васька". Ох, что-то тут не то...

2а. А вот историю о том, как по приказу Сталина 8 декабря 1941 года на американском «Дугласе» был совершен облет Москвы с иконой Богородицы
2б. Облет с образом Тихвинской иконы Божией Матери произошел во время сильной метели на самолете ПС-84

Удивительно, что ребёнок шести с половиной лет от роду запомнил марку самолёта? Не очень. А вот что взрослый «православный писатель» именует самолёт то «американским «Дугласом», то «ПС-84» в разных версиях своей истории - это довольно интересно. Потому что ПС-84 таки был клоном DC-3, переработанным для производства в СССР (и кое в чём - улучшенным по сравнению с исходной версией, в чём-то - нет), но называть ПС-84 «американцем» было довольно странно, примерно как ВАЗ-21011 - «итальянцем». Принципиального значения такая оговорка не имеет, но всё-таки отметим и её.

3. После воздушного крестного хода чудесным образом грянули сильнейшие морозы, парализовавшие движение военной техники и живой силы противника. В этот момент советские войска перехватили инициативу и развили успешное контрнаступление, впервые развеяв миф о непобедимой гитлеровской армаде.

Да, то было вельми сильное колдунство: противника мороз парализовывал, а на наших бойцов он действовал бодряще! И помогал нашим танкам ехать, а пушкам и пулемётам - стрелять! Альтернативная физика, так бывает...

4. ...во время сильной метели на самолете ПС-84. Лётчик  Голованов совершил полет в одиночку, на борту также находились священник и трое церковных певчих. [...] Штурмана на облет Москвы Голованов решил не брать: чего там «штурманить», когда все равно ни зги не видно!

Что интересно, в интернете встречаются две версии состава экипажа ПС-84: либо два  пилота, бортмеханик, бортрадист и стюардесса, которая именовалась  буфетчицей - в мирное время; либо два летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок - в военное. Что Голованов из рассказа не берёт с собой штурмана - это ещё как-то объяснимо, знакомый аэродром, знакомые места полёта, бомбить никого не надо, "нарезать круг" как-нибудь и сам справится. Что он обходится без второго пилота - тоже допустимо, час в воздухе - немного, летали и подольше (хотя часть приборов у пилотов не дублировалась, на то и были пилот первый и пилот второй). Но что он будет бегать по кабине между местами борттехника, радиста и своим - это уже забавно. (А, судя по дальнейшему, ему это пришлось делать!)
Далее. Голованов как раз был одним из тех, кто категорически настаивал на обучении экипажей (и штурманов в том числе!) так называемому "слепому полёту", или "полёту по приборам". Об этом в самом начале 1941-го он даже лично докладывал Сталину, когда Иосиф Виссарионович вызвал его к себе. И результатом обучения стало то, что экипажи АДД "вслепую", пользуясь наземными радиостанциями крупных городов как приводными маяками - летали при любой видимости. Потому версия "чего там штурманить" - это мнение человека, который не имеет вообще никакого понятия о полётах. Предполагать, что главный маршал, придя на конюшню, внезапно забыл о том, чему он учил своих подчинённых - ход, скажем так, "любопытный"...
И - когда "не видно ни зги" - самолёт не взлетит. Разве что за штурвал сядет конченый отморозок. Потому что даже на взлёте винтовой самолёт из-за вращения винта уносит в сторону, и пилоту требуется выдерживать верный курс, подруливая. В метель (ветер!) - тем более. Я уже молчу о посадке - в то время систем автоматического наведения на полосу и движения по глиссаде физически не было. Надо было полосу видеть, чтобы на неё зайти. То есть, со слов "православного автора", Голованов, взлетая в такую погоду, автоматически приговаривал к смерти себя, самолёт и троих пассажиров. Сам-то, теоретически, мог прыгнуть с парашютом - но "священнник и певчие" с воздушным кораблём были изначально обречены. Не мог же маршал-атеист всерьёз рассчитывать, что вот сейчас богоматерь проложит ему "в метели тоннель до горизонта"! Я уж молчу о такой фигне, как логической взаимосвязи "метель => падает снег => надо расчистить ВВП => кто это сделает?".

5. ...А по радиосвязи голос из Кремля: «Саша, сделай погромче…»

Как было ясно из п.4, в связи с отсутствием на своём месте бортрадиста, чтобы сделать «погромче», пилоту пришлось бы переместиться со своего кресла к месту бортрадиста. Ну ладно, в конце концов, на ПС-84 был автопилот, за что лётчики этот самолёт любили. Но: на том самолёте стояла либо рация РСБ, или РСБ-бис. Которая, что забавно, работала либо на приём, либо на передачу. Которая, повторю, переключалась с рабочего места радиста (расположенного позади кресла второго пилота). Которая не имела в салоне самолёта ни микрофона, ни динамиков. Динамики и микрофон, конечно, были в шлемофоне, который заодно служил шумоизоляцией, снижавшей рёв движков. Но тогда, если Голованов слышал Сталина - то Голованов не мог слышать пения, а Сталин пения не мог слышать тем более! Если Голованов слышал пение - Сталин мог хоть что просить, его никто бы не услышал. Если же каким-то чудом Сталин таки слышал молебен через микрофон головановского шлемофона - то уж поющим никакой шум двигателей помехой быть не мог.
Ещё момент: чтобы «голос из Кремля» обращался к Голованову «Саша»? (Хотя, если в этой истории позже к сыну Сталина все обращались "Васька", о чём я...)
Судя по тому, что в этой истории приказ на полёт маршалу АДД отдавал сам Сталин, логично было бы предположить, что именно ему и принадлежал этот самый «голос из Кремля». Но вот беда, по мемуарной литературе Иосиф Виссарионович в общении подчёркнуто держал дистанцию, обращаясь к собеседникам строго по фамилии с добавлением слова «товарищ». Исключением были два человека - маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников и, да, главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов; к ним Сталин, бывало, обращался по имени-отчеству. Из мемуаров Голованова следует, что «на ты» Сталин обращался к нему ровно два раза - когда шла речь о судьбе Туполева, и когда после встречи с Черчиллем сказал: «Не бойся, России я не пропью». Всё остальное время - строго на "вы", что по телефону, что при личных встречах.

Я принципиально не рассматриваю такие важные для «православного писателя» моменты, как «беззвучно работающие двигатели», таинственные слова Сталина про Варлаама и «тоннель в метели» - это недоступные для проверки сведения, к тому же не имеющие особого значения, разве что для верующих.

Намного интереснее то, что кроме данной ссылки более такой информации нигде нет. Например, в тех же мемуарах Голованова есть множество разной информации. От погоды, технических характеристик самолётов, описаний подвигов подчинённых - и до разговоров со Сталиным. Но - нет ни малейшего упоминания о таком полёте. Нет и упоминаний о посещении в Кремле Сталина 8 декабря вообще никем, в том числе монахами, певчими, архиепископами или домовыми в журнале регистрации посетителей. Как нет такой информации (посещений кем-то необычным) и до 8 декабря, так же нет и после - всё или военные, или администраторы.

Если посмотреть историю Великой Отечественной (ссылка привычно внизу) - то становится ясно: в декабре наступление наших войск имело место быть. Но отнюдь не "внезапно и после 8 декабря" - потому что уже 7 декабря оперативная группа генерала Ф. Я. Костенко (5-й кавкорпус, 1-я гвардейская стрелковая дивизия, 129-я танковая бригада и 34-я мотострелковая бригада), которая была сосредоточена в тылу Юго-Западного фронта нанесла удар по 95-й и 45-й пехотным дивизиям 2-й армии генерала Р. Шмидта. Силы немецкой армии оказались рассечены на две части. Настоящий кризис возник в районе г. Ливны. Поздним вечером 7 декабря генерал Шмидт сообщал в штаб ГА «Центр»: «Наша армия отныне перешла к обороне. На будущее инициатива наступления переходит в руки противника, который получает свободу действий в переброске и сосредоточении сил. Фронт протяжённостью в 260 км делает необходимым наши пехотные дивизии располагать на участке в среднем равном 40 км и моторизованные дивизии - 30 км. Этими силами можно осуществлять только охранение, но нельзя организовать защиты…»
А 8 декабря, пока ещё никто никуда не летит в метель на бесшумных двигателях под дружное пение, происходит следующее: командующий 4-й танковой группой генерал-полковник Гепнер отдал распоряжение оставить занимаемые позиции и на других участках своего фронта, в том числе в полосе дивизии СС «Райх». 8 декабря штаб эсэсовской дивизии приказал своим подчинённым частям ускорить занятие оборонительных позиций западнее Истры. Вот выдержка из его приказа: «…7) Все войсковые части, расположенные в населённых пунктах восточнее Истры, являются ответственными за то, чтобы места расквартирования [противника] были бы сожжены без остатка. Для каждого дома должны быть приготовлены пучки соломы и бутылки с бензином. Все дома должны быть подожжены в 7.00, 9 декабря.»
То есть, немцы понимают, что наступление остановлено не по причине внезапных холодов - просто советские люди железом, кровью и потом сумели-таки преодолеть инерцию до того непобедимой германской военной машины. Не потому, что по небу покатали икону под песни в микрофон - а потому, что парень с трёхлинейкой оказался покрепче парня с маузером. И из-за этого пора бы подготовиться к тому, что уже немцы - отступают, а русские - наступают.

С точки зрения атеиста, опять-таки непонятно: если икона показала такую могучую силу - почему её не послали с тем же Головановым на Берлин, чтобы там командование ОКВ не замёрзло на месте? Если икона была "одноразовая" - почему не взяли другую, благо икон было много, всяких и разных? Да боже ты мой - в случае наличия такой вундервафли вообще непонятно, если бог был на стороне России - какого [censored] надо было ещё долгих 3.5 года лить кровь, если можно было в любой момент накастовать себе чит-мод?!

Естественно, я не первый, кто задавался такими вопросами. Из моих предшественников отмечу следующего, иерея Николая Савченко (ссылка опять же внизу). Видно, что человек с биографией Голованова знаком не очень - потому что до 1944-го маршал проблем со здоровьем не имел (или не замечал), а у иерея описан просто какой-то инвалид - но в остальном частично его наблюдения сходны с моими. Я не стал пересказывать его доводов, желающий может убедиться сам. Хотя в некоторых технических деталях мы почти совпадаем, ага. Другое дело, что он рассуждает, мол, Сталин - ненавидел христианство, потому не мог икону катать по небу, но даже это не помешало отметить иерею Николаю ряд чисто технических моментов, невозможных для реализации данной истории "православного писателя".

Ещё забавный факт - на одном из библиосайтов данная книга "православного писателя" относится... упс! ...к разделу Fiction. Видимо, читавший её редактор тоже был атеистом, или обладал техническими знаниями...

На этом у меня всё. Написание отняло у меня три вечера свободного времени. Надеюсь, кому-то изложенное здесь пригодится.

Ссылки:

1. Первоисточник "истории про полёт с иконой":
https://www.proza.ru/2018/10/13/657

2. Автобиография А.Е. Голованова:
"Дальняя бомбардировочная..." - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2008 г. ISBN 978-5-9524-3858-3

3. График приёма И.В. Сталина, декабрь 1941 г.:
http://istmat.info/node/2117

4. Хроника Великой Отечественной Войны. Декабрь 1941:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1183322

5. Критика "полёта с иконой":
http://beloedelo.com/researches/article/?162

Голованов, православие, АДД, Сталин, идиоты, мифы и легенды, ПГМ, облёт с иконой

Previous post Next post
Up