Окончание про академиков

Jun 02, 2013 17:30

У Церкви и науки есть еще одно большое поле для совместных действий. Это касается борьбы с мистикой, магией, колдовством, астрологией, паранаучными исследованиями, всем, что сегодня буквально захлестнуло общество. Люди стали верить в примитивное решение своих вопросов, которое им навязывают безответственные шарлатаны. Здесь Церковь и наука едины. Ведь еще императрица Елизавета в указе об открытии первого университета определяла "борьбу с сектантством и искоренение оного в народе" как одну из важнейших задач.
Мы знаем, что многие российские ученые сегодня являются верующими людьми, а среди церковного клира немало людей с научными степенями, людей высокой культуры. Западная статистика показывает (у меня нет данных по нашей стране), что около 40 процентов физиков, биологов, математиков, химиков имеют прочные религиозные убеждения. Насколько такое сочетание может быть продуктивно, можно убедиться на примере великого физиолога, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова или известного профессора, хирурга, лауреата многих премий архиепископа Луки (Воино-Ясенецкого). Автор знаменитого многотомного курса высшей математики, по которому учились многие поколения людей, в том числе и я, был церковным старостой. И сегодня поиск нужных пропорций между научным и религиозным знанием все больше занимает ученых, особенно работающих на самом переднем крае исследований, там, где они ближе всего соприкасаются с неизведанным.
Актуальность темы сегодняшних слушаний объединила в нашем зале служителей Церкви, ученых, представителей властных структур в стремлении осмыслить социальные и духовные проблемы, стоящие перед нами в XXI веке. Если прежде наука у нас противопоставлялась религии, то сегодня мы ясно видим: различие методов и подходов в достижении истины не должно быть причиной взаимного отторжения двух могучих сфер духовной жизни человека. Здесь много места для диалога и сотрудничества во имя нашей с вами Родины.Д.С.ЛЬВОВ, академик, академик-секретарь Российской Академии наук
Сегодня мы собрались для обсуждения ключевых проблем, непосредственно связанных не только с жизнедеятельностью каждого из нас, но прежде всего с будущим России. Естественно, будущего не знает никто, кроме Всевышнего. И наука здесь, как мне представляется, может высказывать лишь отдельные гипотезы.
Когда мы говорим об экономической жизни нашего общества, положение здесь, как все присутствующие отлично понимают, далеко не идеальное. Как руководитель экономического отделения Академии наук я задаю себе вопрос: а велик ли грех ученых-экономистов, которые сегодня наблюдают целый ряд негативных последствий того, что мы называем "реформы"? Я отвечаю на этот вопрос: бесспорно, да. Но надо иметь в виду, и это очень важно, что отечественная экономическая наука всегда имела два лица.
Большая часть этой науки выполняла, да и сейчас выполняет определенную технологическую функцию в системе управления, разъясняет "предначертания власти" и тому подобное. Такая наука сегодня превалирует, и ждать от нее существенного улучшения нашей жизни вряд ли стоит.
Но есть и всегда была, в том числе и в застойные годы, другая часть, к сожалению, малая, которая многое предвидела, которая давно говорила о некоторых процессах, очень опасных для России с ее уникальными условиями.
Сегодня в России произошло существенное расслоение населения, в том числе морально-этическое, и в обществе уже можно выделить ряд социальных страт.
Полтора процента населения владеют более чем половиной национального богатства.
На втором месте - чиновничий класс, его можно объединить с социальной стратой, условно называемой "властью", которая сосредоточила в своих руках несколько меньшую часть национального богатства - около 20 процентов.
Далее - научная и художественная интеллигенция, которая в результате реформ ничего не выиграла, а существенно проиграла. Идет разложение этого основного интеллектуального слоя России.
Наконец, 10-12 процентов - криминальное дно, которое все в большей мере завязывается с первой стратой, так называемой "финансовой олигархией".
В условиях, которые сложились на седьмом году после перестройки, альтернатив у России очень мало. Степень свободы маленькая, и альтернативные варианты по существу неразличимы. Любой вариант сегодня связан с большими социальными потерями. И я задаю себе второй вопрос: а почему так произошло? И хочу ответить на третий вопрос: что же делать, в каком направлении идти?
То, что произошло с нашей страной, произошло как бы по воле злого провидения. На протяжении ограниченного исторического времени, по существу одного столетия, даже меньше, страна дважды ввергается в безжалостный эксперимент. Это 1917 год, когда Россия от полуфеодального строя вроде бы перешла к советскому социализму. И через 70 с небольшим лет вторая беда - отход от социализма, новые преобразования, и опять все начинается сначала, опять освоение целины.
Мне кажется, что это - проявление системного мирового кризиса, где Россия по особым причинам оказывается в качестве страны, берущей на себя задачу обеспечения хрупкого баланса в мире с огромными для себя потерями. Эта роль России еще не осознана, ее только еще предстоит раскрыть. Но если мы говорим о гибели одного строя, можно ли в этой связи сказать о том, что в равной мере гибель угрожает и другим, в том числе капиталистической, системам?
Недавно вышла блестящая книга Альберта Гора, вице-президента США, "3емля на чаше весов", где он, завзятый капиталист, говорит, что Америка окончательно превратилась в общество потребления, где моральные устои, тем более вера, являются третьестепенными, где вопросы наживы, вещизма выдвинуты на первый план. Это говорит человек, далекий от религии, официальное лицо. Он говорит: "общество потребления", и он говорит: "это общество в тупике".
Почему так происходит? Мне думается, фундаментальная причина состоит в отходе от некоторых констант, которые можно четко проследить на историческом пути человечества. Когда человечество пытается нарушить эти константы, появляются конфликты, возникает системная болезнь мира.
Фундаментальной константой является, конечно, Православие. Вы посмотрите: тысячелетняя история, изменились общественные уклады, были революции, менялись ландшафты, менялся и сам человек, а Православная Церковь, в отличие от того же католицизма и других, удивительно сохранила свой облик, почти не тронутый временем. И сохранила те истины, которые несет с собой.
Забвение этой константы случилось, когда произошло отделение Церкви от государства. По существу, произошло отлучение Церкви от человека, от его генетических кодов. В человеке всегда и всюду существует ему присущая духовность. Ее можно лишь на время притупить, что и было сделано в годы большевизма. А в последующем это должно было выплеснуться. И главный конфликт системной болезни мира, а не только России - это конфликт между идеей, истиной и системой, системой-властью.
Именно это и происходит сейчас в России. Наглядный пример: приведенная мной социальная стратификация общества. Это божественно? Где здесь морально-этические начала? Невольно задумываешься, что, не устранив эту фундаментальную причину, мы, такая богатейшая страна, с таким народом, интеллектуальным потенциалом, природными ресурсами, будем прозябать и дальше. Это же недопустимо.
Облик любой страны в значительной мере определяется ее финансовой системой, системой налогов, взаимоотношениями регионов страны с центральной властью и так далее. Все это сразу говорит о том, что здесь за власть, нравственная она или нет. Система, которую мы сегодня наблюдаем, конечно, безнравственна во многих отношениях. И очень важно, что мы сегодня присутствуем в этом святом месте и говорим по этому поводу. Роль Православной Церкви должна быть в этом плане существенно повышена.
Наши исследования показывают, что больше 80 процентов всего национального богатства в России создается не трудом, не капиталом, а тем, что у России по существу от Бога, это ее природоресурсный потенциал. Так сложилось исторически. Доход, который она от этого получает - нефть, газ, плодородные земли, воздушные пространства, вода и так далее, - это же не результат деятельности человека, хотя, бесспорно, человеческий фактор играет свою роль, когда обустраиваются месторождения и так далее. Но откиньте то, что является заслугой человека, и вы увидите, что 80 процентов не связано с трудом. Такие природные ресурсы дал стране Господь Бог.
Но то, что принадлежит Богу, должно принадлежать всем. А мы что делаем?
И сейчас, и в прежние советские годы беда заключалась в том, что к реформированию экономики пришли люди, которые никогда, ни в одной своей работе не были известны как теоретики, люди, даже элементарно не знающие современную рыночную экономику. Последствия проводимых реформ можно было сразу предвидеть. И здесь должна повысить голос общественность, сказав о том, что моральные факторы создания эффективной системы управления должны быть иными по сравнению с теми, что мы видим в настоящее время. А для этого нужно признать, что природные ресурсы, земля, воздушные пространства России являются общественным достоянием. Ведь у российского православного народа всегда историческая тяга к земле. Мы сегодня говорим: давайте сменим форму собственности. Частная собственность якобы и есть альфа и омега рынка... Настоящая наука, которая идет вровень с мировой, нигде не находила ни одного подтверждения этого неверного тезиса. Наука подчеркивает другое: тем, что принадлежит всем, должно пользоваться общество.
Мы говорим о цементации многонациональной России, где масса конфессий. Но почему же мы не думаем об обруче, который мог бы стянуть это в страну? Понятно, какой это должен быть обруч: национальные богатства, общественное достояние, доход от которого идет не Березовскому, а составляет сумму дивидендов каждого жителя России. Это, как мне думается, божественный путь развития России, связанный с нравственностью. Земля и нравственность неразделимы.
Приращение в мировой экономической науке сейчас идет совершенно не в русле будущего, прежде всего не в русле морально-этического, духовного развития. Нет таких направлений в западной экономической мысли. И это не случайно, потому что в протестантской этике в отличие от Православия четко прослеживается: каждый движется к Богу индивидуально. И дух коллективизма, но коллективизма без кавычек, который присущ России, подвергается там (и у нас сегодня) анафеме. А с этим непосредственно связаны такие вещи, как минимальная заработная плата, налоги и так далее. Я экономист, занимаюсь этими вопросами профессионально. Все это сейчас - не от Бога.
Существуют и должны существовать некоторые параметры, не связанные с экономикой, а связанные с нормальной жизнедеятельностью людей. А если наши руководители думают иначе, то они ничего не понимают в экономике. Это значит, что мы плохо живем не потому, что плохо работаем, а потому, что для нашего российского народа созданы нестерпимые условия. Мы дошли до такого маразма, что во главу угла ставим какие-то инфляции, стабилизации, дефицит бюджета, то есть какие-то инструментальные вещи. А ведь на первый план должен выйти, как сейчас говорят, человек. Но его же нет, этого человека. И поворот в этом направлении очень важен. Важно, чтобы духовные принципы стали основой экономических знаний. К моему большому удовлетворению, здесь присутствуют молодые ученые. За ними будущее. Дай Бог, чтобы при нашей жизни мы увидели некоторые плоды решения упомянутых выше серьезных проблем экономического развития.

Вот, представил, что было бы, ежели б им Докинз в тёмном переулке попался без охраны )))

религия, наука, плакалЪ

Previous post Next post
Up