загадка

May 28, 2012 21:38





Первым лагерем, построенным вне территории Третьего Рейха, стал Штутгоф, построенный поблизости от маленького польского городка Штутово, в пределах территории Вольного Города Данцига. Постройка началась еще в 1937 году, а 2 сентября 1939 лагерь был готов к эксплуатации. Первыми заключенными стали поляки, арестованные рядышком, в Данциге.


Дела пошли на лад, потому что в рамках «визитов по обмену опытов» в лагерь нередко наезжало самое высшее начальство


В сумме, все выглядело вот так:


Охраняли все это дело бравые вояки


Несмотря на свою малозначительность, лагерь нашел и своего летописца: им стал литовец Балис Сруога, описавший свою жизнь в Штутгофе в книге "Лес Богов"

Как ни странно, этот же лагерь стал последним из освобожденных союзниками лагерей: советские части вступили туда 9 мая 1945 года, когда война уже формально закончилась. Рекордсменом его не назовешь: 85 тысяч погибших из 110 тысяч заключенных. Так, середнячок.

Но было одна особенность у Штутгофа: оттуда уже некуда было бежать, Германия капитулировала. Поэтому много народа из лагерного начальства удалось захватить, что называется, тёпленькими. Далеко уйти им не удалось. Началось разбирательство, суд, и в День Независимости США, 4 июля 1946 года, пятнадцать подсудимых были публично казнены неподалеку от Гданьска, на Бискупской Горке...

И тут мы, собственно, переходим к моему рассказу, вернее, к моему остолбенелому взгляду на прошлое из будущего и назад.

Что, ну что надо было в этом мире молоденькой манекенщице (нынче их кличут моделями) из Гамбурга???



Дженни-Ванда Баркманн родилась в Гамбурге 22 мая 1922 года. О ее жизни известно не слишком много. С восемнадцати лет подрабатывала в модельном бизнесе, а в середине 1944 вдруг решила поменять профессию.
Странное это было решение. Война неумолимо приближалась к имперским территориям Рейха, везде не хватало людей - и лагерная охрана не была исключением. Поначалу, в 1942 году, к охране лагеря начали привлекать украинцев, а в сорок четвёртом начали вовсю вести вербовку среду гражданского населения. Многие откликнулись, проявив тем самым поразительную недальновидность и глупость… Среди добровольцев оказалась и Дженни-Ванда.

Бывшая модель сразу стала выделяться необъяснимой жестокостью, тем, что забивала женщин-заключенных насмерть. Обитатели лагеря называли ее за глаза «Прекрасный призрак» и ужасно боялись. А ведь до конца Рейха оставалось меньше года. Но нет, «подумать» ума не хватило…

Как не хватило ума и вовремя бежать. Ее опознали на вокзале в Гданьске о арестовали. Начался суд. Юристы, адвокаты, нормальная одежка



Казалось, речь шла не о ее судьбе. Под конец суда Ванду уже сложно было назвать красивой



Но держалась она спокойно. После объявления приговора остальные подсудимые рыдали, просили о помиловании. А Дженни-Ванда лишь сказала: «Жизнь действительно большое удовольствие, а удовольствие, как правило, длится недолго».
Ее удовольствие прервалось 4 июля. На казнь собралось множество зевак… По оценкам - до двухсот тысяч человек. Одиннадцать грузовиков - поляки постарались растянуть казнь на подольше. По двенадцать минут на человека. Потом машина отъезжает, рывок, пляска висельника - и следующий. Один из осужденных умирал 20 минут, из-за рака горла верёвка все никак не могла задушить его. Все ждали. Одна из машин не завелась, и тогда одна из бывших узниц подбежала и сама столкнула надзирательницу с бортика. К пяти часам все было кончено



Зрители подбежали к грузовикам, начали отрывать на сувениры куски одежды, пуговицы, пинать повешенных.
В Википедии написано (лишь в русском издании) что тело Баркманн сожгли и прах спустили в туалет дома, где она родилась. Это не так, дешевая патетика тогда не была в ходу. Всех отдали в анатомический театр Гданьска, для студентов новой социалистической Польши.
Если вспомнить о событиях в Едвабне, то роль поляков тоже может показаться… как бы это помягче сказать… Неидеальной. Катынь не выросла на пустом месте…

Все пустое… И суета. Но меня не покидает вопрос: зачем Дженни-Ванда так упорно вглядывалась в бездну, когда всем было ясно - надо отойти в сторонку??? А она не отошла, просто ушла навстречу самодельному аду…

И почему так спокойно ее лицо???

жестокость, женщины, война, нацизм

Previous post Next post
Up