Сидур и шлимазлы.

Sep 24, 2015 08:16

Аффтар, ты молодца! ;) (Большой маленький нюанс: сейчас аффтара в подписи к статье зовут Светлана Иванова. Но когда публикация родилась на свет, там стоял совсем другой псевдоним Нора Тучман. Ааааааааа!!!!!!!!!!)

Какие у Православия должны быть охранители?

Мосгорсуд оставил под арестом участника погрома на выставке в Манеже Георгия Солдатова. Всего 5 дней за хулиганство, а в соцсетях уже развернулась кампания за немедленное освобождение "узника". Глава активистов из группы, без каких-либо комплексов именующих себя «Божья воля», Дмитрий «Энтео» Цорионов, также проходящий по административному делу, просто не явился в суд.

Параллельно ведутся допросы по недавно возбужденному уголовному делу по статье 243 УК РФ: «Уничтожение или повреждение культурных ценностей». Сейчас следователи допрашивают всех причастных к инциденту.

Довольно любопытно наблюдать, как происшествие в Манеже параллельно существует будто бы в двух измерениях: светском и духовном.



С одной стороны - работы яркого советского скульптора и художника с мировой известностью Вадима Сидура. (Кстати, музей скульптора уже два десятилетия работает неподалеку от метро "Перово". И это интересный музей). Многие работы были созданы в середине 20-го века, в период, когда мир искусства, у нас искусственно отлученный от церковной духовности, переживал новое, постмодернистское осмысление христианства и пытался познать человеческую, мирскую сторону личности Христа, тогда как предыдущие две тысячи лет уделял внимание исключительно божественной сути Богочеловека.

Где-то карикатурный, где-то трагичный, этот художественный опыт, с точки зрения многих сегодняшних зрителей и посетителей, уже лишен религиозной эмоциональной составляющей. Как и карикатуры датского художника Херлуфа Бидструпа, фильмы «Андрей Рублев» или «Иисус Христос-суперзвезда» или книга «Последнее искушение Христа», работы Сидура стали культурными артефактами своей эпохи, свидетельством искреннего художественного поиска, иногда выходящего за рамки привычных эстетических оценок. Именно поэтому они занесены в базы Госфонда, а ущерб «икеевским тарелочкам» эксперты-искусствоведы оценили почти в 200 тысяч рублей. Это цена за восстановление частицы советского культурного наследия, а не пары бумажек с накорябанными на них неестественно и пошло выглядящими фигурами святых.

Со стороны духовной все намного сложнее и запутаннее. Хотя бы потому, что у каждого, кто считает и называет себя православным или просто христианином, свой взгляд на границы допустимого протеста против богохульства и даже на то, что богохульством считать, а что нет.

Официальная церковь в лице председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерея Всеволода Чаплина и председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимира Легойды выставку не одобрила, но и методы «божьевольцев» во главе с Дмитрием Цорионовым не поддержала. Другие священники напоминают прописные христианские истины о том, что Бог поругаем не бывает, и что Бог есть любовь. Третьи полагают, что в Манеже активисты все сделали правильно, веру нужно защищать от богохульников, хотя бы и такими методами.

Сами же погромщики, конечно, не способны понять, что их скандальная выходка никого ни от чего не защитила, но лишь добавила аргументов в арсенал тех, кто стремится воспрепятствовать снятию барьеров перед открытым восприятием духовных ценностей православия со стороны немалой части современного российского общества.

На извечный вопрос - все ли методы допустимы в защите Веры Христовой, в борьбе за ее чистоту, за право верующего на неприкосновенность для чуждой воли или поступка самого сокровенного и святого для него, истинно православный точно скажет - нет. Даже без особых теологических построений православному человеку чужды и противоположны по духу множащиеся в последнее время невежественные живчики с крестами, устраивающие перед телекамерами скандальные «перформансы», потасовки и погромы от имени православия.

Чем же они, самозванные охранители Веры наших дедов и пращуров, основанной на любви и прощении, принципиально отличаются от морально ущербных, недоразвитых кощуниц, ворвавшихся в разноцветных клобуках с бесовскими кривляньями в Храм Христа Спасителя. На мой взгляд - ничем.

Выставки, фильмы, спектакли, концерты неугодных «православным» радикалам художников, артистов, скульпторов, даже в тех случаях, когда вкус изменяет автору, а художественный эксперимент случайно или намеренно становится способен поранить верующие души, по большей части ориентированы на узкую аудиторию. Да, это мирок порой не перегружен заботой о духовных переживаниях другого человека, брата ли во Христе, просто ли соотечественника. Да, есть законы рынка, где лучшая реклама - скандальный пиар. Некоторым из таких «творцов», стремящимся к легкому успеху, бесполезно напоминать о том, что эстетические эксперименты одних не должны скатываться до скотства и уязвления духовных основ всего общества. Но говорить им это надо. Конечно, надо обсуждать, продолжать размышлять о том, что такое есть искусство, возвышающее и одухотворяющее, а если оно не таково, то, это верно и не искусство вовсе. Другим авторам, искренним в своем поиске новых художественных истин или языка, такие оценки, не исключено, помогут прибавить в глубине или векторе духовного поиска. Они то и важны для нас.

Что же делать?

Давайте не будем отдавать на поругание невеждам и провокаторам серьезных творцов, большие имена отечественного искусства, даже в тех случаях, когда мы их в чем-то не понимаем или не во всем можем быть с ними согласны.

Задумаемся, как мы докатились до того, что последователей Цорионова и других показательно бесовствующих «православных активистов» стали называть «боевым крылом» православия. Этого ли результата добиваются те в православной общине, кто по каким-то причинам потворствует эфирным кликушам и бесам-радикалам?

Это ли та поддержка, которую должен оказывать православный человек делу и слову Церкви Христовой, на любви основанной?

Для меня нет сомнений в том, что «топорные перформансы» бойких «крестоносных» ряженых не дают никому и ничего достойного, умножающего нашу духовность или защищающего ее, ведущего к исправлению или свету.

Повторяю - ничего, кроме сомнительной известности хулиганам и нового информационного повода, предлога для отчуждения между православной духовностью и частью наших соотечественников, которых не мытьем, так катаньем приучают видеть в этих выходках подтверждение измышляемых врагами России теорий о рвущихся к захвату светской власти «мракобесах в рясах».


интересно, религия, информационная война, дорога, дураки, обман народа

Previous post Next post
Up