Андрей Фурсов: Условием победы является создание принципиально нового знания об обществе Я историк и занимаюсь вопросами мирового развития, и проблему модернизации России я буду рассматривать с этой точки зрения. В России есть такая замечательная черта русской мысли. Если вы посмотрите восточную и западную мысль, там главные вопросы - этика, человек. Главный вопрос русской мысли это сама Россия. В этом есть много плюсов, но в этом есть и целый ряд минусов, которые оборачиваются элементарной провинциальностью. Мы очень часто смотрим на себя так, как будто ничего кроме нас в мире и нет.
Если всматриваться на процесс модернизации с точки зрения развития мирового целого, то впервые проблема модернизации возникла в середине 19 века в рамках капиталистической системы. В самом широком плане модернизация это изменение социально экономического, политического, и духовного строя общества. Таким образом, чтобы наиболее адекватно вписаться в мировое целое, я подчеркиваю, вписаться в рамках определенных классовых интересов. Сейчас у нас о классах и капитализме говорить не модно, но ни классов, ни капитализма никто не отменял.
Достаточно взглянуть на 3 разные модернизации в Западной Европе 17 -19 веков, чтобы понять, что они зависели от исхода социальных битв, социальных боев 16 -17 веков, о чем
Баррингтон Мур написал еще в 1966 году в своей замечательной работе «Социальные происхождения диктатуры и демократии», в которой анализировал 3 варианта европейской модернизации и все зависит от того, кто кому сломал хребет в социальных сражениях. Франция - корона и крестьяне, грубо говоря, сделали феодалов, феодал превращается в аристократа, переезжает ближе ко двору.
Читать продолжение на Новых Хрониках ...спросил Зиновьева Александра Александровича, по поводу того, как изучали СССР на Западе, он работал в закрытых центрах, за что ему потом было очень стыдно. Я спросил: как университетская публика? Он ответил, что такие же идиоты, как у нас. А где серьезные люди? - Серьезные люди работают в закрытых учреждениях, но там СССР изучали не так, как зоолог изучает слона: вот кишечник, глаза и т. д. Там изучали на предмет того, как слона убить с одного выстрела.
Две замечательны мысли. И к обеим мы еще тут вернемся.