"Подводная лодка в степях Украины себя укусить ухитрилась за хвост"

Jun 08, 2014 13:09


Продолжение "Проподводную лодку"

Однако важной движущей силой Майдана был именно средний класс, чьи доходы скорее выросли, чем сократились, да и все описанные изменения доходов относительно невелики. Поэтому из приведенных данных не следует, что изменения уровня жизни или уровня имущественного расслоения могли быть существенным фактором в формировании протестных отношений.

Вместе с этим нельзя не отметить, что доходы других социальных групп, принявших активное участие в протесте - киевской интеллигенции (вузовских преподавателей, учителей, врачей) и крестьян западных регионов, устойчиво располагались в нижней части распределения по доходам. Причем в самые последние годы фактический рост их доходов прекратился, а у низкооплачиваемых работников этих сфер реальные доходы даже немного сократились. Также нельзя, конечно, исключить роль разочарования, наступившего после длительного периода роста, но в целом мне представляется, что эти чувства были лишь сопутствующими, а не главными мотивами протестов в Киеве и в Западной Украине (см. ниже).

Рисунок 11 - Изменение зарплат врачей, учителей и сельскохозяйственных рабочих




Источник - http://www.ukrstat.gov.ua/

В то же время украинская экономика продолжала страдать хроническими болезнями, появившимися задолго до президентства Януковича.

Прежде всего, Украина к 2008 году так и не достигла советского уровня валового продукта на душу населения, а к 2013 году не смогла восстановить предкризисный уровень 2008 года.

Рисунок 12 - ВВП Украины на душу населения




Источник - http://www.ukrstat.gov.ua/

Как указывалось выше, доходы населения изменялись близким образом, но в отличие от ВВП на душу населения в целом достигли предкризисного уровня, а по многим параметрам даже превзошли его. Однако это расхождение было оплачено в основном дефицитом бюджетов и растратой золотовалютных запасов страны (см. ниже).


К числу хронических болезней украинской экономики следует отнести ненормальное распределение источников доходов населения (опять-таки приводятся официальные данные).

Рисунок 13 - Распределение доходов украинского населения по источникам




Источник - http://www.ukrstat.gov.ua/

Чтобы показать ненормальность такого распределения, приведем данные по России (официальные данные) и долю зарплаты в доходах населения ведущих стран по данным МОТ

Рисунок 14 - Распределение доходов российского населения по источникам




Источник - http://www.gks.ru/

Рисунок 15 - Доля трудового дохода в доходах населения ведущих западных стран по данным Международной организации труда




Источник - http://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-wage-report/2012/WCMS_194843/lang--en/index.htm

Примечание. Аббревиатура ADV означает невзвешенное среднее по 16 наиболее развитым странам мира (США. Канада, Австралия и 13 западноевропейских стран).

Как легко видеть особенностью Украины является высокая (хотя и невыдающаяся на мировом уровне) доля доходов от собственности и прибыли и исключительно высокая роль социальных трансфертов. На этом фоне роль труда как источника дохода в Украине была опущена до ненормально низкого уровня, что отрицательно сказывалось на и без того невысокой культуре труда.

К данному разделу полезно добавить сведения о количестве жертв добычи угля в Донбассе. Как легко видеть из графика, Украина занимает одно из первых мест в мире по невниманию к охране труда и жизням рабочих.

Рисунок 16 - Смертельный травматизм шахтеров в ведущих угледобывающих странах

Динамика уровня приведенного смертельного травматизма при добыче угля в США (1), России (2), Китае (3) и Украине (4)




Источник - http://www.safety.ru/downloads/publik_s/ekspertiza/3.12.%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%BD%2036-43.pdf

Разумеется, при анализе этих кривых необходимо учитывать, что в Донбассе угольные пласты обладают высокой метанообильностью, ударо- и выбросоопасностью, и уголь отрабатывается подземным способом, при котором ниже производительность труда и выше риск. Но даже с учетом этих обстоятельств невнимание олигархов-хозяев шахт к безопасности своих рабочих следует признать исключительным.

Макроэкономическое положение Украины осложнено особым характером украинского экспорта, в котором как в сырьевой (металлы) и в промышленной (энергетическое и транспортное оборудование) частях преобладают инвестиционные товары, а не товары повседневного спроса. Это делает украинский экспорт и всю экономику Украины в целом чрезвычайно зависимой от роста экономик стран-контрагентов и даже от состояния инвестиций в этих странах. Увеличение доли зерна и в меньшей степени растительного масла и других сельскохозяйственных товаров в украинском экспорте за последние 7-10 лет недостаточно велико, чтобы исправить положение.

Несколько сглаживает это обстоятельство географически диверсифицированный характер украинского экспорта, который в близких долях распределен между Европой, СНГ и Азией. Однако в 2011-2013 гг. одновременно произошло сокращение инвестиций у всех основных контрагентов Украины, что привело к серьезному ухудшению торгового баланса и росту внешнего долга Украины.

К сожалению, надо отметить, что в 2014 году происходит ужесточение кредитно-денежной политики одновременно в США и Китае, что не предвещает хороших перспектив для инвестиционных товаров, несмотря на общее оживление мировой экономики.

Рисунок 17 - Распределение украинского экспорта по географическим направлениям




Источники http://www.ukrstat.gov.ua/, http://index.minfin.com.ua/

Рисунок 18 - Соотношение экспорта и импорта Украины в процентах ВВП.




Источники http://www.ukrstat.gov.ua/, http://index.minfin.com.ua/

Так как экспорт сокращался существенно быстрее, чем импорт, то отрицательное сальдо торгового баланса вкупе с остановкой роста ВВП и сохранением системы социальных трансфертов привело к росту дефицита государственного бюджета и государственного долга, который и стал дамокловым мечом, нависшим над Украиной, так и не оправившейся от последствий мирового кризиса 2009 года.

При этом размеры долгов и скорости их роста, как видно из графика, на мировом фоне (например, в сравнении с США и, тем более, Грецией или Португалией) имеют весьма умеренные величины.

Рисунок 19 - Дефицит государственного бюджета и долги Украины




Источники http://www.ukrstat.gov.ua/, http://index.minfin.com.ua/

Главную проблему представляет не размер, а структура долга, в котором преобладают просроченная оплата товаров (прежде всего, российского газа), а также дорогие и короткие займы, поэтому выплаты привели к быстрому сокращению золотовалютных резервов Украины.

Рисунок 20 - Золотовалютные запасы Украины




Источник - http://index.minfin.com.ua/

Так как долг Украины и стал поводом или даже причиной политических катаклизмов, то пора от экономики переходить к политическим аспектам.

Любая смена власти в постсоветской Украине может рассматриваться с трех сторон.

Во-первых, большинство или даже подавляющее большинство ведущих украинских политиков опираются на поддержку, являются ставленниками или лично возглавляют промышленно-финансовые группы. Это, конечно, не означает, что все политические игры на Украине - лишь выражение конкуренции между олигархами и коалициями олигархов, а политические взгляды тех иных политиков - не более чем прикрытие корыстных интересов олигархов. И сами олигархи, как и все другие люди, имеют собственные политические взгляды, и политики, связанные с ними, тоже не марионетки, которых дергают за нитки денежные мешки. Но, тем не менее, приход власти Януковича, Тимошенко или Порошенко - это также передел собственности, сфер влияния, обогащение одних и разорение других.

Во-вторых, начиная с 2004 г. любые выборы - это перетягивание каната между восточной и западной частями Украины.

В-третьих, в Украине, как и в любой другой стране с избираемой властью, выборы - это соревнование между различными политическими силами.

Победа Януковича на выборах в соответствии с перечисленным означала переход всей Украины от политической традиции, доминирующей в Центральной и Западной Украине, к политической традиции Восточной Украины. Восточно-украинская традиция является более имперской, не только в плохих, но и хорошем смыслах слова.

Под хорошим смыслом я подразумеваю остановку непродуманной украинизации и снижение градуса национализма. Ибо имперский подход при всех своих недостатках спокойнее, чем национальное государство, относится к национально-территориальным различиям своих частей. В пределе империя - это объединение разнородных частей под единой властью, а национальное государство - это совокупность однородных частей, в которой значительная часть полномочий может быть делегирована вниз, или, наоборот, не передана снизу наверх. Третий вариант - это разнородность в сочетании с широкими полномочиями на местах, присущий федерациям, на взгляд автора наиболее подходящий вариант для Украины, хотя и весьма проблемный в сложившейся сегодня ситуации (имеются в виду как опасность российского контроля над рядом регионов, так и превращение регионов в вотчины отдельных олигархов). Последние события показали, что лозунг федерализации весьма эффективно используется для разрушения страны, поэтому нет оснований ждать в обозримое время перехода к федеративному устройству оставшейся Украины.

В плохом смысле имперская традиция в интерпретации Януковича означала централизацию власти. В легальной сфере она вылилась в конечном счете в Конституцию 2010 года и затем законы 16 января 2014 г., так и в неформальных сферах - в верховенство олигархической группы Ахметова и построение коррупционных властных вертикалей. Жители Украины могли предъявить еще множество претензий Януковичу, начиная посадки в тюрьму его главного политического конкурента, Юлии Тимошенко, и заканчивая опасениями, что подражание России зайдет так далеко, что по примеру России, Белоруссии и других стран СНГ будет найден способ сделать власть Януковича неограниченной и практически бессрочной.

Но нам важно отметить два других обстоятельства.

Упомянутое выше снижение инвестиционной активности одновременно в ЕС, России и Китае поставило под вопрос будущее слабой украинской экономики. Стагнация ВВП, растущие долги и сжимающийся золотой запас создавали устойчивое ощущение надвигающейся беды, активно транслируемое СМИ.

Другие перманентные беды Украины - коррупция, беспорядок, социальное неравенство, безработица и др. - из печального, но привычного фона превращались в предвестники и спутники приближающейся катастрофы.

Только самые обеспеченные жители Украины (данные 2012 г.) ожидали улучшения своего благосостояния, среди остального половина или даже большинство ожидало, что их благосостояние снизится.

Особенно печальны были ожидания многочисленных бедняков (пенсионеров, безработных и др.), пользующихся государственной социальной поддержкой, не гарантированной в будущем.

Таблица 4 - Ожидания изменения благосостояния в зависимости от дохода

Самооценка респондентами материального положения семьи

Ожидаемая субъективная мобильность на ближайшие полгода

существенных изменений не произойдет

Благосостояние вырастет

Благосостояние снизится

Выше среднего

57

39

4

Среднее

54

11

35

Ниже среднего

46

28

5

5

49

67

Низкое

Таблица 5 - Ожидания изменения благосостояния в зависимости от социально-трудового статуса

Социально-трудовой статус

Ожидаемая субъективная мобильность на ближайшие полгода

существенных изменений не произойдет

благосостояние вырастет

благосостояние снизится

В целом население, имеющее

работу

44

8

48

в том числе:

руководитель организации

(структурного подразделения)

49

14

37

предприниматель

48

16

36

специалист

47

7

46

служащий

45

10

45

самозанятый

48

13

39

работник промышленности

(сельского хозяйства)

44

6

50

Безработные

36

6

58

Источник - Балакирева О. Н., Ноур А. М. Взаимосвязь экономического неравенства, социального отторжения и социальной мобильности // Экономика Украины 2012, N 8, C. 86-96.

Разумеется, вина Януковича в происходящем на самом деле была много меньше, чем в речах его оппонентов. Не он создал углеметаллургическую экономику (хотя лично опирался именно на нее), не он создал экономику собеса, не он развалил в 90-ые годы сельское хозяйство Украины, не при нем началось (хотя и продолжилось) засилье олигархов в экономической и политической жизни Украины и т.д.

Второе важное обстоятельство, которое мы хотим отметить - это продолжающуюся все президентство Януковича неторопливую подготовку к соглашению с ассоциации с ЕС. Первые шаги к ассоциации были сделаны еще в 2006 г. при премьер-министре Януковиче (возможно, это случайное совпадение). Мнения о характере влияния данного соглашения на украинскую экономику существенно расходятся, я не буду пытаться выступать арбитром в этом споре. Весьма вероятно, что правы те, кто говорит, что соглашение было вредно для слабой экономики, не готовой к конкуренции со странами ЕС, во всяком случае в ближайшее время. Также вероятно, есть правда и в словах их оппонентов, которые утверждают, что тесные контакты с ЕС помогут уменьшить коррупцию, диктат олигархов, будут способствовать диверсификации экономики.

Но дело не в этом. Подготовка соглашения с ЕС, с одной стороны, примиряла (или по меньшей мере снижала антагонизм) с Януковичем либералов, ориентированных на Европу националистов, связанных с ЕС олигархов. В государстве со слабыми регулярными институтами важную скрепляющую роль играют различные неформальные договоренности, как напрямую заключенные, так и подразумеваемые. И соглашение с ЕС, независимо от своей экономической целесообразности, было одним центральных пунктов, на которых они держались (наряду, например, с мощной перераспределительной системой). Кроме того, в обстановке надвигающихся экономических бед, для многих оно было источником надежд, едва ли не светом в конце туннеля.

Интересно отметить, что до самого последнего времени подготовка соглашения не вызывало негативной реакции России, и не мешала заключению долгосрочных договоров с Россией, в том числе по демаркации границе, Черноморскому флоту и ценам на газ.

Отношение России к ассоциации Украины с ЕС резко поменялось в конце 2012 года - начале 2013 года, то ли из-за укрепления Таможенного Союза, куда стали усиленно зазывать Украину, то ли из-за общего охлаждения отношений между Россией и западными странами. Украина оказалось в самой невыгодной для себя ситуации, когда ей пришлось выбирать между контактами Россией и ЕС, при том, что самая естественная и продуктивная тактика, очевидно, состоит в контактах с обеими сторонами.

В августе 2013 года Россия провела или, лучше сказать, наглядно продемонстрировала торговую войну с Украиной. Тем не менее, Украины с ЕС переговоры продолжились и почти завершились успехом. Не зная перипетий закулисных переговоров Януковича с обеими сторонами, трудно понять, что заставило его столь демонстративно отказаться от соглашений, которые он же готовил длительное время. Но столь резкий и нелогичный жест (без объявленных позднее щедрых российских даров) нарушил или даже сломал систему внутриукраинских договоренностей, вызвал у многих ощущение старта давно ожидавшихся бед, а также породил большие сомнения в способностях Януковича и Азарова к ведению осмысленной политики. Ну а ход и последствия начавшихся тогда народного возмущения и внутриэлитных конфликтов, взаимно усиливающих друг друга, выходят рамки статьи.

В дополнение к сказанному можно только добавить, что ориентация только на одну сторону - на запад или на восток - оказала губительное действие не только правительство Януковича-Азарова. Безразличие к проблемам русскоязычного юга-востока Украины способствовало авторитета президента Ющенко до чрезвычайно низкого уровня. Ориентация нового украинского правительства только на одну часть страны и невнимание к другой стали одной из причин нынешних несчастий Украины (разумеется, при активном воздействии России).

Взрывной характер негодования именно правительством Януковича прежде всего объяснялся дурным фоном ожидания бед и неожиданностью перехода от взвешенной политики балансирования между западом и востоком к односторонней ориентации на Россию.

***

В качестве заключения рассмотрим украинские революционные события (их нельзя назвать революцией, хотя бы потому, что существенных изменений ни природы украинской власти, ни социально-экономического строя не произошло) в контексте мировых революционных процессов последнего времени.

Революционные события (не обязательно революции) в странах среднего уровня благосостояния и политического развития чаще всего при следующих условиях.

Форма правления, при которой происходят революционные события - имитационная демократия (или анократия) в диапазоне от сильно коррумпированной демократии до мягкого авторитаризма с элементами выборной системы. В жестко-авторитарных странах чаще либо нет никаких событий, либо, наоборот, беспорядки имеют больший размах - гражданские/религиозные войны (Ливия, Сирия) или теократическая революция (Иран, 1979 г.).

Центр конфликта - это противоречие между глобалистким/антиглобалистким и/или либеральным/социалистическим меньшинством столичных жителей, живущем в 21 веке, и большинством, живущем в 20-19-18 и еще более ранних веках. Конфликт принимает открытые формы, когда большинство просыпается от векового сна и обретает свое мнение. Тогда правительство, имитирующее демократию (и в общем-то не только имитирующее), перестает подстраиваться только под горожан, и начинает лавировать, ища баланс интересов. Или больше подлаживается к большинству, или к наиболее активной части большинства, или старается подкупить и удержать непроснувшуюся часть большинства, или угождает всем сразу, прикрывая свое воровство и т.д.

Рассерженные на такое поведение правительства горожане долго терпят, но потом переходят к открытым формам выражения недовольства. Дальнейшее в первую очередь зависит от степени единства остальной части населения. Если в нем нет явных расколов (Турция) и/или современные горожане не находят контактов ни с одной частью большинства (Россия, отчасти - «оккупаи» в разных странах), то протест затухает. Если же народ расколот и рассерженные горожане объединяются с близкими силами (Венесуэла, Таиланд), достаточно далекими (Тунис) или совсем далекими (Египет, 1-ая фаза), то начинаются революционные события. При этом количество жертв и длительность революционного беспорядка растут при увеличении в населении молодежи, столичных студентов и особенно молодых безработных.

В рамках этих представлений центральный пункт украинских революционных событий - это объединение либералов (социал-демократов, анархистов и др.) с западенскими националистами, достаточно далекой политической силой и по методам политической борьбы и общему мировоззрению, на почве общего отталкивания от советского прошлого и его постсоветских инкарнаций. В этом киевские либералы и западники полностью едины с западенскими националистами, в том числе самыми радикальными. Второй общий пункт - это построение национального государства, хотя и видение строя этого государства, и его отношений с Европой у союзников принципиально расходятся. Весьма вероятно, что в ближайшее время этот, во многом противоестественный, союз (если Россия не даст новых причин для объединения) треснет или вовсе развалится.

Союзу либералов и националистов прежде всего противостояли им те, кто грустил по былой империи и/или по советской власти (в самых грубых выражениях, нередко звучавших в Киеве и Львове - москали, кацапы, ватники, титушки и т.д.). И власть Януковича, в отличие от предыдущей и последующей, была ориентирована в первую очередь именно на них, что вызывало недовольство националистов и либералов. И когда было уничтожено то, что хоть как-то примиряло последних с режимом Януковича (т.е. будущая ассоциация с ЕС), произошел взрыв. Разумеется, неизбежность силового противостояния не была запрограммирована заранее, были возможны различные варианты развития ситуации, в том числе и компромисс от 21 февраля. Однако внешний нажим с обеих сторон и неспособность к компромиссу, свойственная как уличным лидерам Майдана, так и окружению Януковича, привели к тому, что реализовался весьма радикальный сценарий


экономика, добить собаку упавшую в воду, Украина, информационная война, хроника Руины, политика

Previous post Next post
Up