История известная, много где публиковалась, хотя ЖЖ и обошла стороной. Я приведу копии того, что написано другими: следопытами, журналистами. А потом просто добавлю несколько слов. Для ясности.
Итак, война! Основной удар пришелся на Белоруссию и Украину. На Севере и немцев было меньше, и использовать тактику танковых клиньев было невозможно В июне 1941-го елью Вермахта на Северном фронте был захват незамерзающего порта Мурманск и стратегической железной дороги Мурманск - Ленинград. Из-за ожесточённого сопротивления русских война на севере приняла затяжной характер и продолжалась вплоть до капитуляции Финляндии в 1944 году. Высота «122» в предгорье хребта Муста-Тунтури находилась на пути наступления немецких войск на Мурманск.
Немцы подготовились к наступлению неплохо. Подтянули специально подготовленные части горных егерей, с опытом боевых действий в Европе. Издалека егеря увидели на хребте движение.Впрочем, предоставим слово очевидцу и непосредственному участнику:
О событиях пишет Ганс Рюф в книге 'Горные егеря перед Мурманском':
'Оберлейтенант Роде, командир 2-й роты 136-го горнострелкого полка 2-й горнострелковой дивизии корпуса 'Норвегия' в ночь с 29 июня на 1 июля 1941 года, выслал сборную разведгруппу под командованием Остермана, состоявшей из кандидатов в офицеры, с задачей подняться на высоту 122 и разведать обстановку.
Как только разведгруппа скрылась за гребнем высоты, то раздались взрывы гранат и интенсивная стрельба из автоматов, но очень быстро всё стихло.
Егеря 2-й роты поняли, что группа Остерманна скорей всего была уничтожена или пленена русскими и поэтому стали рваться на штурм высоты.
В 5 часов утра оберлейтенант Роде отдал приказ о штурме высоты 122, под прикрытием утреннего тумана. Ворвавшись на вершину, солдаты вступили в исключительно жестокую схватку, перешедшую в рукопашный бой. Отдельные русские солдаты, притворяясь мертвыми, стреляли в спину горным егерям, поэтому в плен никого не брали из целей собственной безопасности.
В 6 часов 15 минут высота 122 была взята. Ее обороняли военнослужащие 136-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии РККА.
Бойцы разведгруппы Остерманна были обнаружены убитыми. Единственный выживший раненный из разведчиков, который спасся благодаря тому, что прыгнул со скалы в озеро, рассказал, что русские хладнокровно уничтожили всю разведгруппу, поэтому весь личный состав охватило возмущение и гнев, и было единогласно решено расстрелять двоих советских солдат, которых удалось взять в плен в этой бойне. Оберлейтенант Роде отдал приказ привести приговор в исполнение.
2 рота горных стрелков потеряла в этой короткой схватке 16 человек убитыми и 11 раненными. Это больше, чем она понесла потерь за всю Польскую компанию.'
Кстати, вот титульный лист сией книги, а внизу - ссылка на перевод
Перевод на русский
здесьОбратите внимание: Прошла лишь неделя войны, вроде-бы и неоткуда взяться немотивированной жестокости, гуманизм Вермахта, прославляемый Гозманом и Ивановой (это та, которая предлагала сдать Ленинград - мол, лучше было бы), должен цвести вовсю. Ан нет. Не только расстреливают, но и всё снимают на фотокамеру.
Вот, готовятся к атаке.
После ожесточенного боя два уцелевших красноармейца взяты в плен
Обратите внимание на позу, на положение рук. Покажите мне хоть одного креакла, способного на подобное самообладание, и я поцелую Новодворскую!
О чём думали эти парни, пошедшие добровольцами и успевшие повоевать всего лишь неделю, пред расстрелом?
Вот и всё... "Жизнь моя, иль ты приснилась мне?"
И вот летом прошлого года свершилось чудо. Группа поисковиков из Мурманска прошла по маршруту егерей и попала на место расстрела. Сравните два снимка!
Были найдены остатки шинели, ремня, личные вещи и медальон с личными данными: «Корольков Сергей Макарович, 1912 года рождения, призван 22.06.1941 Кировский РВК, Великолукская обл., Сережинский р-н».
В июле прошлого года 73-летняя дочь Королькова впервые узнала, где погиб её отец, и увидела его на фотографии. Корольков - это боец в шинели.
Поиск родственников солдата ведёт заведующая архивным отделом администрации Андреапольского района Тверской области Нина Баранник. Она изучает похозяйственные книги, разбираясь с переименованием областей, районов и исчезнувших за прошедшие десятилетия деревень.
Оказалось, что в 1946-м году жена Королькова обращалась в комиссариат Сережинского района, разыскивая мужа. В то время она жила у сестры и растила 6-летнюю дочь. В военкомате Екатерине Корольковой ответили, что муж пропал без вести.
Из солдатского медальона и найденных архивов известно, что Корольков родился в 1912 году, жил на территории нынешней Тверской области. Крестьянин, он трудился в колхозе, потом переехал в Кировск - предположительно, был раскулачен. Корольков был беспартийным, имел образование 3 класса. С 1931 года работал разборщиком на руднике и получал зарплату 3 рубля 66 копеек. В 32-м вовремя не вернулся из отпуска, за что был уволен, но вскоре принят вновь - с тех пор ни одной провинности не допустил. В предвоенном 40-м году у Королькова родилась дочь. 23 июня 1941-го он добровольцем ушёл на фронт. А через неделю, защищая Мурманск, был расстрелян на 122-й высоте, или вершине «Круглая». Ещё через 72 года мурманский поисковый отряд обнаружил останки добровольца Королькова, завершив его биографию.
После публикации в АиФ.ru стало известно, что найдены ближайшие родственники погибшего Королькова - его 73-летняя дочь Нина Крылова и шестеро внуков, которые проживают в деревнях Андреапольского района Тверской области.
Вы знаете, я передумал писать мораль, что-то говорить вам. И либералам, и патриотам. Вы сами взрослые девочки и мальчики, поймёте. Любое слово, здесь и сейчас сказанное будет лишним и фальшивым - как и слова об известной фотографии о расстреле нашего десантника, краснофлотца, взятого в плен на Ханко.
Просто, когда вы в очередной раз захотите поругать или похвалить Россию, вспомните об этих людях. Вспомните о брате нашего дедушки, умершем в марте 1942-го от гангрены (ноги отморозил в лагере под Ржевом - я читал аккуратные немецкие документы). Вспомните о своих родных и близких, сложивших голову за... А не важно, за что.
Может, вы сумеете пожать друг другу руки и орать не столь громко!