Короткий зимний день давно перевалил за полдень, сумерки еще не накрыли плотной тенью село,уютно расположившееся в долине между пологими холмами и готическими шпилями неприступных, фантастического вида скал-утесов. Трудолюбивые поселенцы усмирили нрав извилистой речки,
каналы и пруды избавили их от угрозы паводка, еще и доставляют радость беззаботной возни и катания
всем,кто молод и не боится показаться смешным и неловким на скользком льду. Подальше от криков
веселой тусовки мужики ловят рыбу, может с клевом и не очень, так ведь не этож главное.
Завораживающая своим спокойствием и простотой голландская зимняя идиллия..
На холме появились охотники,уставшие,тяжело ступая по снегу направляются домой с малой добычей,
охота явно не удалась, не слышно лая собачьей своры, псы, очевидно, пристыженные неудачей понуро
плетутся вслед за хозяином. В возхдухе запах коры, мокрой шерсти, прелой кожи, едкий дым костра,на котором палят свиную тушу . Высокое пламя под внимательным присмотром, ведь если не доглядеть...
Безмятежность сельского пейзажа обманчива, если присмотреться можно заметить, что из трубы дома, прямо под
пролетающей птицей с длинным хвостом,поднимается пламя(сори за репродукцию, пламя действительно есть) Начинается пожар, один человек уже взбирается на крышу по приставленной лестнице, на помощь спешат другие.
Может это дом охотников и они рискуют после изматывающих блужданий вернуться на пепелище. Присмотревшись к притчевым смыслам образов Брейгеля, удручающим и настораживающим подробностям,идиллический образ сменяется тревогой и беспокойством. Пожар в доме, неудачная охота, стоящее колесо водяной мельницы (справа). Да и сама водная стихия, таит в себе угрозу и напряжение, хрупкий лед, на котором, так беззаботны люди, может расколоться в любую минуту. Неприступные скалы со вспенеными вершинами, не что иное, как окаменевшие штормовые волны, готовые ожить и поглотить несчастных селян в мгновенье ока.. Да еще эти черные птицы, не предвещают ничего доброго. От чего же наше первое впечатление так беспечно? Понятно, что тревожить сразу Брейгель нас не стал, упрятав все угрозы в мелкие подроности и притчевое иносказание, кроме того, этот фирменный взгляд - сверху, над не позволяет в полнолй мере войти в картину. А вы заметили, что на картине практически не видно лиц, они отвернулись, на вас никто не смотрит, не замечает,это очень комфортно, разве только собака в левом углу подняла морду,что-то учуяв,значит все таки вы есть, вы есть в картине, вы попались на уловку Брейгеля, его образы вплелись в подсознание, и теперь всякий раз, после блужданий-прогулок зимним лесом-парком, когда вы выйдете на высокий берег реки-озера-пруда, в обрамлении черных силуэтов деревьев,снова и снова будет открываться пейзаж голландского мастера и вместе с легким чувством умиротворения от гармонии природы вы испытаете щемящую грусть от хрупкости этого мира. Брейгель дал вам возможность подняться над суетой, вы увидели больше, чем каждый из тех, кто изображен на картине, даже охотники, они ближе всего к вам и тоже на вершине холма, но они устали, они спешат и не видят ВСЕГО. Кстати, а почему вы никуда не спешите, и где расположена эта точка зрения, так чтоб по верх голов, чтоб никто не замечал? Разве что на высоком дереве, поблизости... похоже, вы - птица... да, именно птица, ДУША-ПТИЦА, такая же серая-черная и неказистая, как изображенные на картине, впрочем, может себе вы кажетесь белым лебедем или жар-птицей, а вот Брейгель рисует души в образе неприкаянных ворон и спешить вам действительно некуда,надвигающиеся сумерки загнали вас в лес,и ночевать вам на заиндевелой ветке, и спасти вас может только Бог, а утешить сможет только Бах.