Интересен сам факт того, что ойраты (алтайцы), хакасы и шорцы сумели объединиться в единое землячество. Мне кажется, идея сибирских областников связать объединение тюрков юга Сибири с историческим прошлым этого края, которая в течение почти двух веков входила в состав Ойротского ханства (Джунгарии), была глубоко продуманной идеей. Во-первых, авторы ее опирались на большинство алтайцев, которые в 1904 году сомкнулись вокруг «Ак jанг» - бурханизма, в основе которого лежали мессианские чаяния на возвращение Ойрот-хана. Тувинцы, хакасы и шорцы, как и алтайцы, также были в составе Джунгарии. В той или иной мере все они были вовлечены в лоно буддийской религии.
«Кроме того, нашей заветной мечтой, всех алтайцев, было устроить на границе с Монголией съезды - «курултаи», чтобы объединиться с родственными по языку, духовной жизни, по скотоводческому кочевому образу жизни, по историческому прошлому и однообразным экономическим условиям. Ибо географически Алтай, Танна-Тувинская земля и Абакан тесно связаны между собой, в прошлом и настоящем имеют постоянную связь, обмениваются хлебом, скотом и проч. И я предполагаю, что в недалеком будущем, даже если возможно то с настоящего времени, в интересах Совет. власти, в целях экономических и географических СССР. Нужно приступить к осуществлению этой идеи и этим действием вовлечь присоединить Танну-Тувинский народ - из трех народов создать маленькую республику Ойрот…»
В марте 1918 года томские ученые и руководители коренного населения Горного Алтая выступили с инициативой создания Республики Ойрот в составе России. Но из-за мятежа чехословацкого корпуса вдоль Транссибирской магистрали курултай был отменен, поэтому объединение тюрков юга Сибири так и не состоялось. К власти в Сибири пришел адмирал Колчак. Решение о создании республики Ойротия военными было воспринято как желание расчленить «единую и неделимую Россию». Лишь четыре года спустя благодаря усилиям Сары-Сэп Конзычакова и В.И. Анучина в наименовании усеченной автономии 1922 года удалось сохранить название Ойрот и вместе с ней надежду на возможное образование республики Ойрот в составе Хакасии, Горной Шории, Танна-Тувы и Горного Алтая. О двух западных аймаках Монголии, которые на мартовском 1918 года Каракорумском съезде также предполагали включить в Республику Ойрот в составе России, уже не упоминалось.
Исходя из того, что черноголовые националы юга Сибири - алтайцы, хакасы, шорцы и тана-тувинцы - решили совместно создать крупное национальное образование, сотрудники НКВД в августе 1924 года открывают дело под названием «Большой черный», позднее переименовав его на «Пантюркист».
На репродукции: «Ойротия на пути к заветам Ленина»:
Большой террор гражданской войны, который сравним с этноцидом, раскулачивание и ссылки конца 20-х и начала 30-х годов прошлого столетия, последующие потери среди мужчин на полях сражений Второй мировой войны загнали алтайский народ в демографическую яму, из которой алтайскому этносу, по мнению некоторых политиков, вряд ли удастся выбраться.
…В ИТОГЕ с девяностых годов прошлого столетия оторванные от проживающих в горах Алтая алтайцев, телеуты Кемеровской области получили статус малочисленного народа. Шорцы, которых создатели Горной Думы, Каракорума, и позднее занимавшие государственные должности в Ойротской автономии хотели также видеть в составе единой национально-административной единицы южной Сибири, теперь также отнесены к коренным малочисленным народам. Тот же статус чуть позднее получили кумандинцы, чалканцы, тубалары и теленгиты Алтая.
Ведь усилиями Алтайской духовной миссии в второй половине ХIХ века для коренных жителей Горного Алтая, Шории и телеутов уже был создан общий литературный язык. В его основу лег, как сказали бы сейчас, телеутский диалект алтайского языка. Наши продвинутые предки уже тогда прекрасно понимали, что чем больше племен будет объединено в одно национально-государственное объединение, тем оно будет жизнеспособнее, тем легче будет сохранить свои этнические особенности, в первую очередь, общий родной язык.
то же самое уже было о Туве "Мы должны признать: сужение жизненного пространства алтайского народа с конца XVIII века, массовое заселение старообрядцами усть-коксинской территории, активное переселение крестьян и вытеснение коренного народа с его самых лучших плодородных земель, политические катастрофы ХХ века - годы революции, гражданской войны, коллективизации и репрессий, а потом второй мировой войны - обескровили наш народ. Быть меньшинством на своей исторической территории - горькая участь. Язык, традиции и многие другие ценности аборигенов для пришлого населения, ставшего большинством на земле коренных народов, во многих случаях представляются препонами, мешающими интеграционным процессам, которые призваны в разы улучшить повседневную жизнь всего сообщества. Недовольство большой части населения, что алтайский язык в РА будет признан обязательным для изучения в общеобразовательных школах, заставило власти отступить от ранее намечаемого плана, которое предусматривало введение обязательного обучения алтайскому языку, начиная со второго класса общеобразовательных школ и детсадах нашего субъекта. По большому счету, мы ведь никого не заставляем учить наш язык. Вопрос в такой плоскости был поставлен в то время не нами, а федеральным центром."
Где алтайцу учить родной язык? Обязательное его изучение республиканским законом не закреплено. Он не попадает в число обязательно изучаемого предмета и по федеральному закону об образовании. Поэтому коренных жителей, желающих, чтобы их дети и внуки владели родным языком, само государство подталкивает к созданию чисто национальных школ.
http://www.youtube.com/watch?v=LbjyDptn7Vo репортаж про урок алтайского языка
----------------------------------------------------------------------
По данным переписи 2010 года, в России 55 720 человек заявило, что владеет алтайским языком. По оценкам, из них около 10 тысяч говорит на наречиях северноалтайского, остальные на южноалтайском, причем большинство на наречии алтай-кижи. Вообще, согласно некоторым данным, лишь 2% алтайцев свободно владеют алтайским языком.
Сближающийся с южноалтайским диалект обнаруживается также в Китае в районе озера Канас (Китайский Алтай), носители которого максимально близки к теленгитам и синьцзянским киргизам.