В советское время герои фильмов делились на плохих и хороших. Но не все. К абсолютно положительным можно было бы отнести довольно многих, это люди практически без недостатков (а если они и были, то мы ничего о них не знаем). Саня Григорьев, Екатерина Воронина, товарищ Сухов, Белов из "Щит и меч", прораб дядя Вова, заведующий Трошкин и многие другие. И вот недавно я получаю комментарий одного из подписчиков
на моем канале в Дзен.
И я задумался - так ли это? Ну, а были у Эльдара Александровича в фильмах действующие лица вроде Григорьева из "Двух капитанов" или Костика из "Спортлото-82" - супермены, которым все по плечу, которые практически не совершают скверных поступков и приносят всем окружающим одну сплошную пользу? 1950-е принесли нам "Карнавальную ночь" и "Девушку без адреса". Чем плохи герои Гурченко, Белова и Рыбникова? Да ничем. Простые рабочие ребята. Может не супергерои, но очень положительные. Конечно, сюда не относится Катя Иванова (Светлана Карпинская). Такую скандалистку еще нужно поискать.
"Гусарская баллада" - фильм про войну. Поэтому главные персонажи там военные. Возможно, поручик Ржевский как человек и не идеален, но он идеальный гусар и офицер. Это уже потом из Ржевского сделали пошляка, развратника и героя анекдотов. Он таким совершенно не был. Простите, а Шура Азарова? Она-то чем плоха? Такой же отважный человек, к тому же девушка. Намного приятнее своего прототипа - Надежды Дуровой, которая жила в Елабуге, до старости носила штаны и требовала, чтобы к ней обращались, как к мужчине.
В "Дайте жалобную книгу" и "Берегись автомобиля", конечно же, все герои довольно противоречивы. Но вот в "Стариках-разбойниках" мы снова видим прекрасных, благородных людей - следователя Мячикова и его бескорыстного друга Валю. Таких друзей еще поискать! А милиционер Андрей Васильев ("Новые приключения") - вообще почти Джеймс Бонд, а может даже и покруче.
Но со второй половины 70-х годов в фильмах Эльдара Александровича появились намного более сложные и малопривлекательные персонажи, запутанные отношения, а сами фильмы стали более многослойными, вдумчивыми, созерцательными, нередко с плохими или просто печальными концовками. И конечно же там уже не могло быть "скромных парней" вроде Гриши Кольцова или бравых поручиков, которым всё по плечу. А в последнем более-или менее нормальном фильме "Неоконченная пьеса" правит бал разруха, неустроенность и депрессия.
Два отвратительных персонажа, один неприятный и один жалкий
Кто из героев фильма Рязанова вам однозначно симпатичен? Может, я кого-то забыл упомянуть? Неужели не хочется быть таким же отважным, как поручик Ржевский или настойчивым и целеустремленным, как Паша Гусаров?