«МАРЬИНО» - возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку

Nov 16, 2011 15:14





Палата по патентным спорам Роспатента в порядке, установленном Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 № 56, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 08.05.2006 за № 4520, рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 29.01.2007, против предоставления правовой охраны словесному товарному знаку «МАРЬИНО» по свидетельству № 253093, поданное ЗАО «Ликеро-водочный завод «Курский», г. Курск (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установлено следующее.

Оспариваемый товарный знак по заявке №2002708943/50 с приоритетом от 22.04.2002 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 15.08.2003 за №253093 на имя Федерального государственного унитарного предприятия «Курская биофабрика-фирма «БИОК», г. Курск (далее - правообладатель), в отношении товаров 33 класса МКТУ.

В Палату по патентным спорам 31.01.2007 поступило возражение ЗАО «Ликеро-водочный завод «Курский» против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству №253093, мотивированное несоответствием регистрации требованиям, установленным пунктами 1, 2, 3 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1 (далее - Закон).

Мотивы возражения сводятся к следующему:

-    обозначение «МАРЬИНО» не правомерно зарегистрировано в качестве товарного знака, так как является географическим названием, а именно, наименованием широко известного населенного пункта, в связи с чем, может быть воспринято как указание на место нахождения изготовителя товаров;

-    поселок Марьино является культурным объектом федерального значения, расположенным в Рыльском районе Курской области, на территории которого расположен   дворцово-парковый   ансамбль   -   бывшая   усадьба   Барятинских, являющийся памятником истории и культуры федерального значения (копии паспортов на памятник истории и культуры прилагаются);

-   поселок Марьино - одно из самых посещаемых мест для жителей всего Центрально-Черноземного округа РФ, его архитектурный ансамбль включен в перечень объектов, предполагаемых к признанию особо ценными объектами культурного наследия, что подтверждается письмом Комитета Культуры Курской области №01-2148 и письмом Министра Культуры №63-01-5612-14;

-   географическое наименование «Марьино» также широко известно в связи с тем, что на территории поселка на протяжении многих лет находится крупный Медицинский центр Управления делами Президента РФ (ранее медицинский центр находился в ведении управления делами ЦК КПСС), который пользуется широкой популярностью среди граждан Российской Федерации и стран СНГ;

-   в Письме Управления делами Президента РФ ГУ «Медицинский центр «Марьино» от 07.12.2006 указывается, что «Ежегодно санаторий посещают около 2500 отдыхающих из Курской области и других регионов России»;

-   также в указанном письме отмечено, что процент посетителей из других регионов составляет 60% от общего количества посетителей, что подтверждает широкую известность санатория за пределами Курской области;

-       широкой известности поселка Марьино также способствует то обстоятельство, что на его территории проводятся международные мероприятия;

-       например, в 2006 году на его территории проходил международный российско-германский семинар на тему «Коррупция в системе государственного управления: значение, причины и механизмы»;

-       об известности географического названия «Марьино» свидетельствует огромное количество книг и публикаций, посвященных данному населенному пункту:
  1. С.И.Федоров     «Марьино» 1965 г. (очерк архитектурно- планировочного развития усадьбы);
  2. С.И.Федоров «Марьино (историяусадьбы)» фотоматериал 1989 г.;

3.  Е.Холодова «Марьино Усадьбы Курской губернии» 1997 г. Историко-архитектурные очерки;

4.  С.И.Федоров «Возникновение дворцово-паркового ансамбля «Марьино» 1994 г. с. 21-26;

5.  Л. Иванова «Вывоз из усадеб художественных ценностей, по архивным материалам»// Памятники Отечества. Мир русской усадьбы (альманах №25), 1992, с.71-75;

6.  Кончин «Марьино», август восемнадцатого……………. » документальная повесть,

2001г. 159л.;

7.  А. Лиханов «Марьинсике сны: об истории и сегодняшнем состоянии Марьино», 1985, с.70-75;

8.  С.И.Федоров «Марьино: дворцово-парковыЙансамбль», 1976г.;

9.  А.Ю. Низовский «Марьино Барятинских», 2003 г. с. 359-361;

10.    В. Овчинцсв «Былина о князьях Барятинских и их усадьбе Марьино»,
Историко-архитектурный очерк, 1997, с. 13-14;

11. А.С. Травина «Судьба культурных ценностей усадьбы Марьино» // события и люди в документах курских архивов, 2002 г., с.41 -49 (фото);

12. С.И.Федоров «Дворцово-парковый ансамбль Марьино», 1982 г., с.87-96;

13.     «Марьино» князей Барятинских». История усадьбы и ее владельцев
(монография), 1994 г., с. 219;

14.   Холодова Е.В. «марьино»// Русские провинциальные усадьбы: 18-нач. 20 вв. 2003г., с. 174-182;

15. С.И.Федоров «Парк и пруд (усадьбы «Марьино»)», 1994г., с.131-138;

16. С.И. Федоров «Марьино», М., Советская Россия, 1989, 190 стр.;

17. Б. Ищенко «Спасители дворца «Марьино» (о спасении дворца «Марьино») летом 1943г., Подъем, 1985, с. 143-144;

18. Ф. Болотников «Курские сокровища в чужих сокровищницах» (из истории разграбления ценностей усадьбы «Марьино», Молодая гвардия, 1994, 11 мая, с.2-3;

19.   Е. Кончин «Обоз следует в Колонтаевку» (о сокровищах дворца князей
Барятинских «Марьино»), Советская культура, 25мая, 1979 г.;

20.      С.И. Федоров «Зал русских полководцев» (о создании портретно
скульптурной галереи в санатории «Марьино»), Курская правда, 1996, 18 мая,
с.4;

21.  С. И. Федоров «Памятник усадебного зодчества», Воронеж, 1988, с. 143;

22. С.И. Федоров «Марьино. Дворцово-парковый ансамбль», М., Советская Россия, 1976;

23. С.И. Федоров «Открыт пантеон марьинских муз» (дворцу князей Барятинских в Марьино исполняется 175 лет), Курская правда, 1995, 1 октября;

24. В. Склярук «Воспоминания о Марьино» (из истории усадьбы князей Барятинских) летопись, 1991, выпуск 5, приложение к газете «Молодая гвардия».

25. Т. Грива «Возрождение шедевра» (история дворца Марьино в Рыльском районе), Курская правда, 1988, 21 августа;

26. В. Габель «Усадьба Марьино» (история усадьбы), Молодая гвардия 18 января, 1953;

СТАТЬИ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ:

27. «Город на Сейме»: (о дворцоео-парковом ансамбле «Марьино»)// Мир и музей, 1998, выпучк 1,с.48-49;

28. «Марьино»: усадьба-санаторий-племзавод// Элита животноводства, 2005, №1, с.24-26 (фото);

29. С. Мельникова «Я помню чудное именье…………… »(Марьино), 2004, выпуск 2-3 с. 46-47;

30. С. Герасименко «Жемчужина русской земли» (о парковом ансамбле Марьино)//Сельская жизнь, 2002, 21 -27 марта, с. 13, «Музей в музее. Об открытии музея истории дворцово-паркового ансамбля «Марьино» в санаторий» // Курская правда, 1997г., 27 июня;

31. Д.Д. Кондратов «Воспоминания о Марьино»//Молодая гвардия, 1991, 1 ноября, выпуск 5;

32. Ю. Бугров «Гармония природы и искусства»//Курская правда, 1989, 16 апреля;

33.С.И.Федоров «Марьино Барятинских (об архитектурно-художественном облике дворянской усадьбы 18-19 вв. Курской области» // Наше наследие, 1988 №5, с. 139-148;

34.«Сберечь для потомков (дворцово-парковый ансамбль Марьино и бывшие палаты Мазепы в с. Ивановском Рыльскогорайона)» //Курская правда, 1986;

35.В. Габель Рец.: «Марьино»,Курская правда, 1956, 9сентября;

36.     «О превращении имения кн. Барятинского в заповедное» // Курские
губернские ведомости, 1980, №10;

37.   М. Парманин «Об исторических памятниках Курской области», Курская правда, 19494;

-   большое количество публикаций способствует популяризации и широкой известности поселка;

-   приведенные выше факты свидетельствуют о том, что в качестве товарного знака зарегистрировано название широко известного населенного пункта, в связи с чем обозначение воспринимается как указание на место производства и сбыта товара;

-   обозначение «МАРЬИНО» зарегистрировано в качестве товарного знака в отношении алкогольных напитков;

-   таким образом, имеет место быть ситуация, когда на этикетках алкогольной продукции используется название культурного центра, что противоречит общественным интересам и принципам морали граждан России;

-   разлагающее и деградирующее действие этикеток усиливается тем, что на них изображены виды поселка Марьино, которые служат эмблемой Курской области;

-     алкогольные напитки оказывают разрушительное действие на здоровье человека, в связи с чем размещение на водочных этикетках наименования крупной здравницы также противоречит общественным интересам и принципам морали;

-     оспариваемый товарный знак представляет собой наименование поселка Марьино, однако правообладатель находится в городе Курске;

-   в этой связи товарный знак «МАРЬИНО» порождает в сознании потребителя представление о месте происхождения товара, которое не соответствует действительности и, следовательно, является ложным;

-   товарный знак «МАРЬИНО» по свидетельству №253093, правовая охрана которому предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ - напитки алкогольные, сходен до степени смешения с товарным знаком «МАРЬИНСКАЯ» по свидетельству № 274635, ранее зарегистрированным на имя ЗАО «Ликеро-водочный завод «Курский» в отношении товаров 33 класса МКТУ - водка;

-   «напитки алкогольные» являются родовым понятием для «водки», содержат спирт, имеют одно и тоже назначение - приводить человека в состояние опьянения, одинаковые условия реализации и круг потребителей, что свидетельствует об их однородности;

-   семантическим центром любого слова является его корень;

-   слова «марьино» и «марьинская» имеют общий корень и отличаются только суффиксами, которые не несут смысловой нагрузки, таким образом, в них полностью совпадают звуки основной части слова;

-   оба словесных товарных знака исполнены буквами кириллицы обычным шрифтом, что усиливает смысловое и фонетическое сходство слов;

-   благодаря общему корню товары, в отношении которых применяются оба товарных знака, однозначно воспринимаются потребителем как происходящие из одного и того же места;

-   в бытовом общении мы используем разговорные формы, как правило, никто не скажет «вода из Москвы», скажут - «московская вода», точно так смешивается в сознании потребителя водка «марьино» и «марьинская» водка;

-   в связи с изложенным правовая охрана оспариваемому знаку предоставлена с нарушением требований, установленных пунктом 1 статьей 7 Закона.

Лицом, подавшим возражение, были представлены следующие материалы:

-  материалы из сети Интернет, на 31 л. [1];

-     Акт обследования технического состояния памятника архитектуры -дворцово - паркового ансамбля «Усадьба XIX^^^. Марьино» от 23 марта 2001г, на 15 л.[2];

- Акт технического осмотра памятника архитектуры от 25.09.1961 г., на 2 л. [3];

-  Историческая справка, на 2 л. [4];

-  Учетная карточка, на 1 л. [5];

-  Паспорт на архитектурный ансамбль «Дворцово-парковый ансамбль быв. Усадьбы Барятинских «Марьино», на 1 л. [6];

-  Паспорт памятника «Усадьба Барятинских. Парк.», на 5 л. [7];

-  Приказ Медицинского центра при Правительстве РФ от 24.01. 1995, на 1 л. [8];

-      распечатка из базы данных ФИПС, касающаяся товарного знака «МАРЬИНО» по свидетельству №253093, на 1 л. [9];

-   Письмо Депутатов Курского городского Собрания от 30.11.2006 за №693, на 2 л. [10];

-   Свидетельство №000236350 о внесении ЗАО ЛВЗ «Курский» в Единый государственный реестр юридических лиц до 01.07.2002, на 1 л. [1 1];

-   Свидетельство №0003644 о постановке на учет в налоговом органе ЗАО ЛВЗ «Курский, на 1 л. [1 2];

-   Свидетельство N001107242 о внесении ЗАО ЛВЗ «Курский» в Единый государственный реестр юридических лиц, на 1 л. [1 3];

-   Свидетельство №000610967 о внесении ЗАО ЛВЗ «Курский» в Единый государственный реестр юридических лиц, на 1 л. [1 4];

-   Свидетельство №000611608 о внесении ЗАО ЛВЗ «Курский» в Единый государственный реестр юридических лиц, на 1 л. [1 5];

- Устав ЗАО ЛВЗ «Курский», на 20 л. [1 6];

-   Определение Арбитражного суда Курской области по делу №А35-1734/06 «г» от 28.06.2006, на 1 л. [17];

-   Письмо Председателя Комитета Культуры Курской области В.В. Рудского от 21.12.2006г за №01-2148, на 1 л. [18];

-   Письмо Управления делами Президента РФ (Федеральное государственное учреждение «Санаторий «Марьино») от 07.12.2006 за №К-8-1685 на 1 л. [19];

-   Письмо Министра Культуры РФ М.Е. Швыдкова от 14.03.2001 за №63-01­5612-14, на 1 л. [20];

-      выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, касающаяся ФГУ «Санаторий «Марьино» Управления делами Президента Российской Федерации, на 5 л. [21].

На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку «МАРЬИНО» по свидетельству №253093 недействительным полностью.

Ознакомленный в установленном порядке с поступившим возражением, правообладатель на заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 08.10.2007, предоставил свой отзыв, в котором выразил несогласие с доводами, приведенными в возражении.

При этом в отзыве указывается следующее:

-   согласно законодательству, действовавшему на период подачи заявки на регистрацию товарного знака по свидетельству №253093, не подлежат правовой охране обозначения «состоящие из географических названий, которые могут восприниматься как указание на место их производства или сбыта»;

-        при проверке соответствия географического названия требованиям, установленным Законом и Правилами, целесообразно использовать энциклопедии, географические указатели, справочники, словари, информацию из сети Интернет и других источников;

-        если при анализе установлено, что зарегистрированное обозначение представляет    собой    географическое    наименование,    малоизвестное    либо практически неизвестное потребителю, то нет препятствий регистрации его в качестве товарного знака в отношении товаров, указанных в перечне;

-       возражение в части несоответствия товарного знака «МАРЬИНО» по свидетельству №253093 требованиям пункта 1 статьи 6 Закона не подтверждено приведенными в нем сведениями;

-       приведенная в возражении переписка официальных лиц, касающаяся дворцово-паркового ансамбля Марьино и отражающая вопросы включения его в перечень культурного наследия, не дает оснований для вывода об известности указанного поселка;

-   как следует из письма Комитета по культуре Курской области от 21.12.2006 за №01-2148 решение вопроса о подаче заявки на включение дворцово-паркового ансамбля Марьино в перечень объектов исторического и культурного наследия отложено на неопределенное время;

-   сведения о том, что Медицинский центр Управления делами Президента РФ (ранее - УД ЦК КПСС) посещают около 2500 человек в год не дают основания для вывода об известности поселка Марьино и «Медицинского цента «Марьино»;

-      принимая во внимание столь незначительное количество годовых посещений санатория, есть все основания считать необоснованными утверждение о широкой известности санатория в Курской области и за ее пределами;

-     довод возражения о том, что “процент посетителей из других регионов составляет 60% от общего количества посетителей” приведен без указания регионов, что не позволяет оценить ни реальное распределение посетителей по отношению к числу людей, проживающих в регионе, ни распространение по стране сведений о санатории;

-     в приведенных сведениях о проведении международных мероприятий, в частности, российско-германского семинара, отсутствуют количественные данные, отражающие число участников семинара и регионы, из которых они прибыли;

-     сведения, касающиеся публикаций о Марьино, не могут быть признаны убедительными,   поскольку   не   содержат   информации   ни   о   производстве алкогольной продукции на территории дворцово-паркового ансамбля Марьино, ни об отсутствии такого производства на указанной территории;

-      таким образом, доводы возражения, приведенные в обоснование несоответствия товарного знака по свидетельству №253093 требованиям пункта 1 статьи 6 Закона, не дают оснований для вывода о том, что название дворцово-паркового ансамбля Марьино связано с производством и/или сбытом алкогольной продукции;

-   пунктом 2 статьи 6 Закона и подпунктом (2.2) пункта 2.3 Правил закреплено, что к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, относят, в частности, слова и выражения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.;

-   оспариваемый товарный знак «МАРЬИНО» не может быть отнесен ни к одной категории обозначений, подпадающих под действие указанной нормы;

-     применительно к регистрации №253093 следует констатировать, что правообладатель располагается в городе Курске, а поселок Марьино и одноименный дворцово-парковый ансамбль - на территории Курской области;

-     знак зарегистрирован в отношении алкогольной продукции, качество, репутация и иные показатели которой, как правило, не определяются природными условиями региона;

-     в возражении отсутствуют фактические сведения, доказывающие, что товарный знак «МАРЬИНО» вводит потребителя в заблуждение;

-     действующее законодательство, в целом, не препятствует использованию названий населенных пунктов в качестве наименований винно-водочных изделий, отмеченное тем более справедливо в отношении небольших населенных пунктов;

-        в этом плане можно упомянуть водки «Столичная», «Московская», «Кубанская», вина «Цимлянское», «Донское», «Коктебель» и другие;

-        по поручению правообладателя ООО «Медиа» были проведены социологические исследования, результаты которых показали, что товарный знак

«МАРЬИНО» известен 1212 респондентам, а товарный знак «МАРЬИНСКАЯ» - 918 респондентам;

-      полученные результаты дают основания считать указанные водки известными на рынке Курской области, а также сделать вывод о том, что названия указанных водок не вводят потребителя в заблуждение;

-   для России характерно широкое распространение наименований населенных пунктов, образованных от имен собственных;

-   наряду с Марьино - Марьинское (Географический атлас России, М., 2002, подписанного к печати 02.02.2002, с. 137), можно отметить названия Александрово - Александровка - Александровская (там же, с. 121), Алексеевка - Алексеевская -Алексеевское (там же, с. 121), Анреево - Андреевская - Анреевское (там же, с. 112), Борисово - Борисовский - Борисовское (там же, с. 117), Владимир -Владимирово - Владимирская - Владимирское (там же, с. 120), Георгиево -Георгиевская - Георгиевское (там же, с. 121), Григорьево - Григорьевское (там же, с. 121), Давыдово - Давыдовский - Давыдовское (там же, с. 122), Демьяново -Демьяновский - Демьяновка (там же. С. 123), Екатериновка - Екатериновское (там же, с. 124), Елизаветово - Елизаветинская - Елизаветинское (там же, с. 124), Иваново - Ивновский - Ивановское - Ивановка (там же, с. 126) и многие другие;

-      приведенные сведения дают основания для вывода о широком использовании имен собственных в наименованиях географических объектов, при этом правообладателем не выявлено никаких сведений, отражающих смешение в литературе, в хозяйственной деятельности, либо в обиходе перечисленных выше или аналогично образованных наименований населенных пунктов;

-    изложенное не позволяет признать обоснованным довод, касающийся сходства   товарных   знаков   «МАРЬИНО»   по   свидетельству   №253093   и «МАРЬИНСКАЯ» по свидетельству №274635.

В подтверждение изложенных в отзыве доводов правообладателем предоставлены следующие материалы:

-   Благодарственное письмо за подписью Председателя курской областной думы А.А. Кичигина, адресованное коллективу ФГУП «Курская биофабрика» -фирма «Биок», на 1 л. [22];

-   Письмо Первого заместителя Губернатора - Председателя Правительства Курской области А.С. Зубарева от 19.07.2007 за №01Пр-37/1956, адресованное Генеральному директору и коллективу ФГУП «Курская биофабрика» - фирма «Биок», на 2 л. [23];

-   Письмо председателя комитета по культуре курской области В.В.Рудской от 07.08.2007 за №01-1803, на 1 л. [24];

-       Письмо Председателя комитета пищевой и перерабатывающей промышленности и продовольствия курской области В.Н. Дроздова от 28.09.2006 за №02-846, на 1 л. [25];

-     Отчет по результатам социологического исследования «Возможность смешения потребителем ликеро-водочной продукции, маркированной этикетками со словесными элементами МАРЬИНО И МАРЬИНСКАЯ», г.Курск, 2007, исследования выполнены ООО «Медиа», на 11 л. [26];

-  распечатка информации с официального сервера Администрации Курской области, касающаяся санатория «МАРЬИНО», на 2 л. [27].

На основании изложенного правообладатель считает, что приведенные в возражении доводы не могут являться основанием для прекращения действия оспариваемой регистрации №253093.

Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам не находит оснований для удовлетворения возражения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 11.12.2002                                    №

166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и с учетом даты (22.04.2002) поступления заявки №2002708943/50 на регистрацию товарного знака «МАРЬИНО» правовая база для оценки его охраноспособности включает упомянутый выше Закон и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 29.11.1995 и зарегистрированные в Минюсте РФ 08.12.1995 за № 989 (далее - Правила).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных статьей 6 Закона, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене, если она была произведена в нарушение требований, установленных статьей 7 Закона.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 6 Закона не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, указывающих на место и время их производства или сбыта.

Согласно требованиям пункта 2.3 (1.5) Правил к таковым относятся, в частности, обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Пунктом 2 статьи 6 Закона устанавливается недопустимость регистрации в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Пунктом 2.3 (2.1) Правил определено, что ложными или вводящими в заблуждение признаются, в частности, обозначения порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Согласно пункту 2.3 (2.2) Правил к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства и т.п.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения, в частности, с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров.

Пунктом 14.4.2 Правил установлено, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).

(а)  Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:

-  наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;

-  близость звуков, составляющих обозначения;

-  расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;

-  наличие совпадающих слогов и их расположение;

-  число слогов в обозначениях;

-  место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;

-  близость состава гласных;

-  близость состава согласных;

-  характер совпадающих частей обозначений;

-  вхождение одного обозначения в другое;

-  ударение.

(б) Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:

-  общее зрительное впечатление;

-  вид шрифта;

- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);

-  расположение букв по отношению друг к другу;

-  алфавит, буквами которого написано слово;

-  цвет или цветовое сочетание.

(в)  Смысловое сходство определяют на основании следующих признаков:

-        подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;

-        совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;

-  противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

(г)  Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего подпункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Согласно пункту 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывают возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности принимают во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.

Оспариваемый товарный знак по свидетельству №253093 представляет собой словесное обозначение «МАРЬИНО», выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита черного цвета. Указанному знаку предоставлена правовая охрана в отношении товаров 33 класса МКТУ - напитки алкогольные.

Согласно представленным лицом, подавшим возражение, источникам информации [1-8, 10, 18-20] словесное обозначение «МАРЬИНО» является географическим названием, а именно, наименованием поселка в Курской области.

Вместе с тем, довод о том, что обозначение «МАРЬИНО» будет восприниматься средним российским потребителем как место производства товара, либо нахождения изготовителя, не может быть признан обоснованным по следующим причинам.

На территории указанного поселка размещен дворцово-парковый ансамбль Марьино (бывшая усадьба Барятинских), функционирующий с 1923 года в качестве Медицинского центра (санатория). Санаторий в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 09.11.1994 №575-рп [8] был передан в ведение управления делами Президента Российской Федерации.

При этом сведения, приведенные в возражении относительно указанных объектов, ограничиваются данными о ежегодном числе посетителей Медицинского центра - около 2500 человек. Что касается информации о проведении на территории санатория международных мероприятий, в частности, проходившего в 2006 году российско-германского семинара на тему «Коррупция в системе государственного управления: значение, причины и механизмы», то эти сведения приведены без указания количественных данных об участниках.

Также в возражении не представлены сведения относительно регионов, из которых прибывали посетители Медицинского центра и организуемых на его территории мероприятий, в связи с чем, не представляется возможным оценить информированность потребителей о санатории и, как следствие, о поселке Марьино, с учетом территориального фактора.

Резюмируя изложенное, по мнению Палаты по патентным спорам, приведенные в возражении данные о деятельности санатория не свидетельствуют о том, что посредством его работы поселок Марьино стал известным в масштабах территории Российской Федерации.

Кроме того, при изучении довода возражения о восприятии потребителями товарного знака «МАРЬИНО» в качестве географического указания, Палатой по патентным спорам был проведен анализ сведений, размещенных в общедоступном источнике информации - сети Интернет, который показал следующее.

Слово «МАРЬИНО», соответствующее оспариваемому обозначению, совпадает не только с наименованием поселка в Курской области, но и с другими географическими объектами Российской Федерации, например, селом Марьино в Красногорском районе Московской области, на территории которого расположена усадьба Марьино-Знаменское и действующая Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Марьине-Знаменском (см. www.temples.ru, www.slovari.yandex.ru), деревней Марьино в Рузском районе Московской области, рядом с которой находится дом отдыха «Борец» (см. http:ru.wikipedia.org/wiki, www.ruza.ru, www.pansion.ru), поселком Марьино Кировкского района Ленинградской области, на территории которого во время Великой Отечественной войны произошло важнейшее событие - сражение, прорвавшее блокаду Ленинграда (см. www.vesty.spb.ru), а также местностью на севере Москвы, получившей название от бывшей деревни, известной с XV в., которая с начала 60-х годов прошлого века преобразовалась в район массовой жилой застройки города.

Наличие указанных сведений не дает оснований для однозначного вывода о том, что товарный знак «МАРЬИНО» по свидетельству №253093 ассоциируется исключительно с названием поселка в Курской области.

При этом коллегия также исходила из того, что порождение ассоциаций с санаторием напрямую не свидетельствует о том, что потребитель будет воспринимать обозначение «Марьино» как указание на место производства алкогольных напитков. У коллегии нет оснований для данного вывода, поскольку не представлено сведений об осуществлении санаторием деятельности по производству данной продукции.

Таким образом, доводы возражения о несоответствии регистрации №253093 требованиям, регламентированным пунктом 1 статьи 6 Закона, признаны Палатой по патентным спорам неубедительными.

При оценке оспариваемого знака с точки зрения возможности возникновения у потребителя ложного представления о месте производства товара и нахождении изготовителя также необходимо принимать во внимание факт наличия нескольких географических объектов, имеющих название Марьино, что делает нереальным восприятие оспариваемого знака в качестве указания на место производства.

Кроме того, необходимо отметить, что использование правообладателем словесного элемента «МАРЬИНО» в составе оспариваемого обозначения географически мотивировано, поскольку правообладатель находится в том же регионе, что и поселок Марьино - город Курск и Курская область, соответственно.

В силу изложенного, оспариваемый товарный знак по свидетельству №253093 не является ложным относительно местонахождения производителя товаров а, следовательно, удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 6 Закона и пункта 2.3(2.1) Правил.

Что касается доводов возражения в части несоответствия товарного знака «МАРЬИНО» требованиям пункта 2 статьи 6 Закона и пункта 2.3 (2.2) Правил, Палата по патентным спорам отмечает следующее.

Очевидно, что семантика словесного элемента «МАРЬИНО» не несет в себе сведений, которые могут быть отнесены к противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В отношении маркировки рассматриваемым обозначением товаров 33 класса МКТУ - напитки алкогольные, необходимо отметить, что производители алкогольной продукции часто используют для маркировки своих товаров словесные элементы, представляющие собой географические названия или производные от них. В этой связи можно отметить упомянутые в отзыве широко известные наименования водок «Столичная», «Московская», «Кубанская», вин «Цимлянское», «Донское», «Коктебель».

Также Палата по патентным спорам не усматривает оснований для отнесения оспариваемого товарного знака к вышеупомянутой категории обозначений в связи с использованием этого элемента в сокращенном названии архитектурного ансамбля - Усадьбы Барятинских (Марьино), либо названия санатория.

Данный вывод основывается на том, что слово «МРЬИНО» используется для названия нескольких географических объектов, в силу чего, не способно отождествляться исключительно с упомянутым культурно-историческим памятником или Медицинским центром.

Дополнительно необходимо отметить, что в материалах отзыва содержатся благодарственные письма, в частности, письмо Правительства Курской области [23], в котором сообщается о том, что “продукция под торговыми брендами «Курская губерния» и «Марьино» прославляет малую родину и Курский край и пользуется заслуженным и высоким спросом у покупателей”.

Следовательно, отсутствуют основания для признания товарного знака «МАРЬИНО» по свидетельству №253093 несоответствующим требованиям пункта 2 статьи 6 Закона и пункта 2.3(2.2) Правил.

Доводы возражения в части несоответствия требованиям пункту 1 статьи 7 Закона основываются на наличии раннее зарегистрированного на имя другого лица в отношении товаров 33 класса МКТУ - “водка” товарного знака «МАРЬИНСКАЯ» по свидетельству № 274635. Знак исполнен заглавными буквами стандартного шрифта русского алфавита.

Представленные в перечнях к рассматриваемым товарным знакам товары 33 класса МКТУ совпадают по виду и назначению, имеют одинаковый круг потребителей, сходные условия производства и реализации. По указанным причинам следует признать однородными товары, в отношении которых предоставлена правовая охрана сравниваемым товарным знакам.

Словесные элементы «МАРЬИНО» и «МАРЬИНСКАЯ» выполнены стандартным шрифтом русского алфавита и имеют тождественное цветовое решение. С учетом отмеченного, сравниваемые словесные элементы знаков производят сходное визуальное впечатление, что позволять считать указанные элементы графически сходными.

Продолжение здесь.

избранные решения ППС

Previous post Next post
Up