рис. Сергей Корсун
В конце сентября содружество “РусБрэнд” опубликовало результаты исследования объемов российского контрафакта. Исследование проводилось Государственным университетом - “Высшая школа экономики” (ГУ - ВШЭ). Исполнительный директор “РусБрэнд” Алексей Поповичев рассказал о том, как изменились подделки в России и чего опасаются производители в связи с созданием Таможенного союза.
Алексей Поповичев,
исполнительный директор “РусБрэнд”:
В последние годы отчетливо прослеживается процесс выталкивания контрафактной продукции из крупных городов в более мелкие, из центра - в регионы. В исследовании, которое готовила по нашему заказу ГУ - ВШЭ, отмечается, что в России затормозился процесс снижения числа подделок популярных брэндов. Возникшие ранее позитивные тенденции были сведены на нет в период финансового кризиса. Доля контрафакта по девяти рассмотренным категориям товаров (алкогольная продукция, гигиенические прокладки, лекарственные средства, парфюмерия и косметика, спортивная одежда и обувь, табачные изделия, чай и кофе, чистящие и моющие средства) за три последних года составила 24% от оборота розничной торговли. В общем обороте розницы в России в 2009 году она составляла 6%, или 910 млрд. рублей. Российский рынок поддельной продукции остается сегментированным. Так, кроме алкоголя, одежды и обуви, подделки имеют массовое распространение на рынке агрохимикатов (30%), в фармацевтической отрасли (5-7%) и меньше - среди табачных изделий.
Исследование зафиксировало, что доля контрафакта, поступающего из-за рубежа, сокращается за счет увеличения числа подделок отечественного производства. Эксперты связывают эту тенденцию со снижением объемов внешней торговли в результате финансового кризиса и активной деятельностью Федеральной таможенной службы (ФТС). Но основными источниками подделок в России по-прежнему остаются КНР, страны юго-восточного региона, а также смежные рынки - Прибалтика, Украина, Казахстан и др. Продолжает развиваться тенденция к перемещению продаж поддельной продукции в Интернет. В торговых сетях контрафакт практически не встречается.
Несмотря на ряд позитивных для владельцев торговых марок моментов, существуют проблемы, которые вызывают у компаний опасения. По-прежнему не определен регламент уничтожения конфискованной продукции. Сохраняются трудности с конфискацией и уничтожением оборудования, используемого для незаконного производства. Снизилась эффективность работы ФТС из-за противоречий в трактовках законодательства в части параллельного импорта.
Все это вызывает беспокойство в свете ожидаемого снятия таможенного контроля на границах стран - участниц Единого таможенного союза (ЕТС). Сегодня существует два подхода к исчерпанию прав на товарный знак: национальный и международный. Национальный принцип действует в России и в Белоруссии. То есть правообладатель имеет исключительные права на него только на той территории, где он зарегистрирован. Компания может запретить ввоз на территорию страны товара, маркированного ее товарными знаками, независимо от того, поддельные они или оригинальные.
Международный принцип исчерпания предполагает, что как только правообладатель выпустил и реализовал товар вне зависимости от региона, он утрачивает права на свою интеллектуальную собственность. В Европе действует еще и региональный принцип, когда движение товаров между членами Евросоюза осуществляется свободно, а на внешних границах действует международный принцип. В Казахстане вообще нет какого-то законодательного регулирования этого вопроса. Бесконтрольный параллельный импорт создает возможности для ввоза контрафакта на территорию Казахстана, а при отсутствии границ внутри союза он с 1 июля 2011 года беспрепятственно распространится по России.
Сейчас идет переговорный процесс в рамках ЕТС. И мы от лица зарубежных и отечественных производителей доводим до представителей министерства просьбу опереться на опыт Евросоюза и использовать региональный принцип исчерпания прав на товарные знаки.
Взято
отсюда.