«Бабкины семечки» признан общеизвестным товарным знаком

Mar 26, 2014 11:09




Экспертная комиссия Роспатента удовлетворила заявление ООО «Бабкины семечки» о признании товарного знака «Бабкины семечки» общеизвестным в Российской Федерации с 01.07.2011. Одним из доказательств общеизвестности товарного знака стало заключение Института социологии РАН.

Экспертная комиссия на своем заседании, состоявшемся 05.02.2013, рассмотрела заявление от 25.12.2012 о признании комбинированного обозначения со словесным элементом «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации с 01.07.2011 на имя Общества с ограниченной ответственностью «Бабкины семечки», Москва (далее - заявитель), в отношении товаров 29 класса МКТУ «семена обработанные».
Заявленное обозначение является комбинированным. Оно представляет собой комбинацию, состоящую из изобразительного и словесного элементов. Изобразительный элемент выполнен в виде стилизованного изображения пожилой женщины в очках с накинутым на плечи пледом, скрепленным на груди булавкой. Внизу слева от центрального изобразительного элемента расположено стилизованное изображение сургучной печати, из-под которой видны концы веревки. Внизу справа от центрального изобразительного элемента помещен прямоугольник с нечетким контуром. Слова «БАБКИНЫ» и «СЕМЕЧКИ» выполнены оригинальным шрифтом с двойным контуром заглавными буквами русского алфавита и размещены по дуге над центральным изобразительным элементом и под ним соответственно. Фон заявленного обозначения выполнен в виде переплетения нитей красного цвета с окантовкой сверху и снизу полосками желтого цвета.
Согласно заявлению предоставление правовой охраны данному обозначению в качестве общеизвестного товарного знака испрашивается в красном, черном, белом, желтом, темно-желтом, светло-коричневом, коричневом, темно-коричневом, голубом, зеленом, синем и бежевом цветовом сочетании.
Входящее в состав обозначения слово «СЕМЕЧКИ», в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), является неохраноспособным, поскольку оно представляет собой простое указание товара, то есть не обладает различительной способностью.
Для подтверждения общеизвестности комбинированного обозначения со словесным элементом «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» заявителем были представлены копии следующих документов:
- учредительные документы заявителя и ООО «Тролль», выписки из Единого государственного реестра юридических лиц со сведениями о них [1];
- свидетельство на товарный знак № 321991 и распечатки сведений о товарных знаках по свидетельствам №№ 321991, 323914, 335686 и 435228 [2];
- зарегистрированный в Роспатенте лицензионный договор (№ РД0044309 от 08.12.2008) [3];
- соглашение между заявителем и ООО «Тролль» о сотрудничестве и совместной деятельности [4];
- публикации статей о продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в журнале «Коммерсантъ. Секрет Фирмы» и в газете «Дмитровский вестник» [5];
- фотографии с производства продукции, маркированной обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [6];
- упаковка жареных семян подсолнечника, маркированная обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [7];
- информационное письмо о международной регистрации № 933216 [8];
- информационное письмо о федеральных розничных сетях, занимающихся распространением продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [9];
- договоры ООО «Тролль» о спонсорской поддержке спортивных мероприятий и заказе услуг по изготовлению и размещению на них (на рекламных щитовых конструкциях и в телевизионных трансляциях) рекламы продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [10];
- договоры ООО «Тролль» о заказе услуг по изготовлению и размещению на различных федеральных и региональных телеканалах рекламы продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [11];
- договоры ООО «Тролль» о поставке продукции в различные федеральные розничные сети [12];
- отчет по продажам продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» по регионам России за период 2008 - 2011 гг. [13];
- сведения о затратах на рекламу и продвижение продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» за период 2008 - 2012 гг. [14];
- информационное письмо о заключенных договорах на рекламу продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в период 2009 - 2011 гг. [15];
- информационные письма от компании Synovate Comcon об уровне известности товарного знака «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [16];
- сведения о результатах исследования «Любимые бренды россиян» [17];
- сертификат и письмо о признании «Маркой № 1 в России» бренда «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в 2010 - 2012 гг. [18];
- диплом «Брэнд года / EFFIE 2009» [19];
- рекламно-информационные материалы ООО «Тролль» о его спонсорских проектах под обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» и рекламной активности в 2008 - 2011 гг. [20];
- заключение по исследованию об уровне известности товарного знака «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ», проведенному Институтом социологии РАН [21];
- товарные накладные на поставку продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» [22];
- брошюры с изображениями спонсорских заставок заявителя (ООО «Бабкины семечки») в трансляциях футбольных матчей и в телепрограммах «Минута славы» и «Давай поженимся» в сезон 2009 - 2010 гг. [23].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее -
Парижская конвенция), упомянутый выше Кодекс, Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденные Приказом Роспатента от 17.03.2000 № 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.05.2000 за № 2231, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Роспатента от 05.03.2004 № 33 (далее - Правила ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил ОИ фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака, которые должны содержаться в заявлении согласно пункту 2.5 Правил, могут быть представлены, например, следующими сведениями, содержащимися в соответствующих документах: об интенсивном использовании товарного знака на территории Российской Федерации; о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность; о произведенных затратах на рекламу товарного знака; о стоимости (ценности) товарного знака; о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака.
При анализе комбинированного обозначения со словесным элементом «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» на предмет возможности признания его общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации с 01.07.2011 на имя заявителя в отношении товаров 29 класса МКТУ «семена обработанные» Экспертной комиссией было установлено следующее.
Из представленных заявителем материалов [1 - 23] следует, что в отношении данных товаров использование заявленного обозначения, являющегося продолжением принадлежащей заявителю серии товарных знаков [2] и знака по международной регистрации № 933216 [8], осуществлялось под его контролем ООО «Тролль».
Заявитель (ООО «Бабкины семечки») и ООО «Тролль» - юридически связанные лица, так как их учредителями являются одни и те же физические лица - Бурнашов В.В., Черногорцев Д.В. и Швечков А.В. [1].
Кроме того, в соответствии с соглашением от 29.12.2008 о сотрудничестве и совместной деятельности [4] заявителем и ООО «Тролль» осуществляется совместная маркетинговая деятельность. При этом ООО «Тролль» признает исключительные права на товарные знаки, принадлежащие заявителю, и предпринимает самостоятельные действия, но от его имени, по рекламе, продвижению и продаже товаров, маркированных обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ», а также отчитывается перед заявителем, осуществляющим контроль за соответствующей деятельностью ООО «Тролль» и несущим ответственность по данному соглашению. Указано, что на конечных товарах, производимых и вводимых в гражданский оборот ООО «Тролль», допускается использование маркировки «Изготовлено с разрешения ООО «Бабкины семечки»».
В соответствии с лицензионным договором [3] ООО «Тролль» является лицензиатом принадлежащих заявителю товарных знаков [2].
Все входящие в состав заявленного обозначения элементы обнаруживаются на оригинальной упаковке жареных семечек [7] и на упаковках, изображенных на фотографиях с производства данной продукции [6]. На такой упаковке приведена информация, что продукция изготовлена и упакована ООО «Тролль» с разрешения заявителя (ООО «Бабкины семечки»).
В период 2008 - 2011 гг. продукция, маркированная обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ», активно продвигалась и поставлялась ООО «Тролль» как на российский рынок, так и на экспорт.
Публикации в СМИ [5] содержат информацию, что ООО «Тролль» вошло в число лучших российских экспортеров 2010 года. Выручка компании от экспорта в
2010 году составила 215 млн. рублей.
В данных публикациях указано, что в 2011 году ООО «Тролль» производило около 3,5 тыс. тонн жареных семечек в месяц, в связи с чем продукция «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» заняла около 26% рынка семечек в России, что в два с половиной раза больше, чем у ближайших конкурентов. В 2011 году выручка компании составила более 5 млрд. рублей, что на 40% больше, чем годом ранее.
В статьях было отмечено также, что широкая известность данной продукции обусловлена активной рекламной кампанией в 2008 - 2009 гг.: реклама появлялась на стадионах во время футбольных матчей, в Интернете на главной странице поисковой системы «Яндекс», в популярных телепрограммах «Comedy Club», «Наша Russia» и «Женская лига» на ТНТ, «Минута славы» на «Первом канале».
Договоры [10] свидетельствуют о том, что ООО «Тролль» выступало в 2009 -
2011 гг. в качестве спонсора ряда спортивных мероприятий (футбольных матчей Кубка России, Суперкубка России, Чемпионата России и Чемпионата мира). На стадионах на рекламных щитовых конструкциях и в телевизионных трансляциях матчей размещалась спонсорская реклама продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ».
Договоры [11], [15] были заключены ООО «Тролль» в 2009 - 2011 гг. в связи с заказом им услуг по изготовлению и размещению на различных федеральных и региональных телеканалах рекламы продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» (рекламных заставок и роликов).
При этом следует отметить, что в таких заставках и роликах, демонстрировавшихся в телевизионных трансляциях футбольных матчей и в телепрограммах «Минута славы» и «Давай поженимся» в сезон 2009 - 2010 гг. был указан в качестве спонсора, согласно материалам [23], именно заявитель - ООО «Бабкины семечки».
Презентация спонсорских проектов под обозначением «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» и данные по рекламной активности бренда в 2008 - 2011 гг. содержатся также в рекламно-информационных материалах ООО «Тролль» [20].
Заявителем были представлены сведения со ссылкой на данные бухгалтерской отчетности ООО «Тролль» [14], из которых следует, что на рекламу и продвижение продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в период 2008 - 2012 гг. были затрачены весьма значительные денежные средства, причем обнаруживается ежегодный рост таких затрат.
Так, затраты на рекламу и продвижение продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в 2008 году составили почти 13,5 млн. рублей, в 2009 году - более 164 млн. рублей, в 2010 году - более 386 млн. рублей, в 2011 году - более 391 млн. рублей. Рост таких затрат продолжился и в 2012 году - за 9 месяцев потрачено почти 417 млн. рублей.
Распространение продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» осуществлялось различными федеральными розничными сетями - «Ашан», «Метро», «Реал», «Окей», «Билла», «Перекресток», «Новый Импульс» («Утконос»), «ГиперГлобус», «Копейка-Москва», «Сладкая жизнь» («Спар»), «Урал-Агро-Торг» («Пятерочка»), «Экспресс-Ритейл», «Дикси-Петербург», «Дикси-Логистик», «Дикси-Челябинск», «Тандер» («Магнит»), «Мегамарт» [9], в которые она поставлялась ООО «Тролль» в соответствии с договорами поставки 2009 - 2012 гг. [12].
Данная продукция поставлялась ООО «Тролль», согласно товарным накладным [22], и иным лицам.
Отчет [13] содержит сведения об объемах и территории продаж продукции «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» за период 2008 - 2011 гг. Продукция поставлялась, согласно данному отчету, в 66 субъектов Российской Федерации. Всего по России было продано в 2008 году более 7,4 млн. кг, в 2009 году - почти 15 млн. кг, в 2010 году - более 26,6 млн. кг, в 2011 году - более 35,7 млн. кг. При этом очевиден ежегодный рост объемов продаж данной продукции.
Результатом вышеуказанного интенсивного использования обозначения «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» для индивидуализации соответствующего товара (семечек), производимого и реализуемого под контролем заявителя ООО «Тролль», и активной рекламной кампании стало то, что данное обозначение и маркируемая им продукция получили, несмотря на недостаточно продолжительный период использования (2008 - 2011 гг.), широкую известность на территории России.
Подтверждением данному выводу являются факты включения товарного знака «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» в 2010 - 2012 гг. в список «Любимые бренды россиян» [17], признания его «Маркой № 1 в России» в 2010 - 2012 гг. [18] и награждения дипломом «Брэнд года / EFFIE 2009» [19].
Исследования компании Synovate Comcon [16] показали, что товарный знак «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» является лидером российского рынка фасованных семечек по уровню известности, доле потребителей и объемам потребления. Отмечено, что за два года (со 2 квартала 2009 года по 2 квартал 2011 года) уровень знания данного знака повысился на 18,7% и по итогам 2 квартала 2011 года составил 66,2%, в то же время доля потребителей по России выросла на 15,7% и составила 44%. За три года (со 2 квартала 2009 года по 2 квартал 2012 года) уровень знания данного знака вырос на 23,6% и по итогам 2 квартала 2012 года составил 71,1%, в то же время доля потребителей выросла на 22,8% и составила 51,1% среди потребителей семечек.
Согласно социологическому отчету [21] заявленное обозначение, которое было представлено опрашиваемым на демонстрационной карточке, известно подавляющему большинству опрошенных (80%). Большинство респондентов (59%) впервые увидели его в магазине. Более половины респондентов (52%) узнали о нем в 2010 году или ранее. У подавляющего большинства опрошенных (93%) данный знак ассоциируется с семечками. 60% опрошенных имеют опыт приобретения маркированных им товаров. 73% респондентов считают, что права на знак принадлежат заявителю (ООО «Бабкины семечки»).
Принимая во внимание изложенные выше фактические обстоятельства, Экспертная комиссия пришла к выводу об общеизвестности используемого в качестве товарного знака комбинированного обозначения со словесным элементом «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» на территории Российской Федерации в отношении товаров 29 класса МКТУ «семена обработанные».
Учитывая вышеизложенное, Экспертная комиссия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление от 25.12.2012 и признать с 01.07.2011 комбинированное обозначение со словесным элементом «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров 29 класса МКТУ «семена обработанные»

Взято на сайте Лаборатории социологической экспертизы.

избранные решения

Previous post Next post
Up