Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ (далее -Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 №56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный №4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 26.08.2009, поданное ОАО «Синергия капитал», Россия (далее - лицо, подавшее возражение) против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству №380592, при этом установлено следующее.
Комбинированный товарный знак по заявке №2008709840/50 с приоритетом от 02.04.2008 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 01.06.2009 за №380592 на имя ООО «Постнофф и Ко», Россия (далее - правообладатель) в отношении товаров 33 класса МКТУ, приведенных в перечне свидетельства. Срок действия регистрации до 02.04.2018.
В соответствии с описанием, приведенным в заявке, оспариваемый товарный знак представляет собой сложное многокомпонентное комбинированное обозначение (этикетку), состоящее из словесных и изобразительных элементов. Основой композиции является прямоугольник серого цвета со срезанными вершинами, внутри которого расположены два внутренних контура, повторяющие очертания прямоугольника. Первый ближний к краю прямоугольника контур выполнен более жирной линией, чем второй контур. Вверху композиции по центру, в промежутке между краем прямоугольника и внутренними контурами расположен словесный элемент «VODKA ВОДКА», выполненный заглавными буквами латинского и русского алфавита стандартным шрифтом. Внизу композиции, в промежутке между краем прямоугольника и внутренними контурами, расположены буквенно-цифровые элементы «40%об.» и «0,5л», выполненные стандартным шрифтом, обозначающие крепость напитка и его количество. Внутри контуров вверху расположен словесный элемент «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», при этом слово «ЦАРЬ» находится сверху и выполнено крупными заглавными буквами русского алфавита стандартным жирным шрифтом, а слова «ВСЕЯ РУСИ», расположенные под ним, выполнены заглавными буквами русского алфавита стандартным жирным шрифтом меньшего размера. Под словесным элементом «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» расположен словесный элемент «ВОДКА», выполненный заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Буквы выполнены преимущественно в черном цвете с внутренним контуром серого цвета. Внизу композиции расположено стилизованное изображение царской короны в черно-белом цветовом сочетании, вокруг которой -словесные элементы «МНОГОВЕКОВОЙ ОПЫТ ИСТОРИИ ВОДКИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ПОЗВОЛИЛИ СОЗДАТЬ УНИКАЛЬНЫЙ НАПИТОК С ВЕЛИКОЛЕПНЫМ И ИЗЫСКАННЫМ ВКУСОМ», выполненные заглавными буквами русского алфавита мелким стандартным шрифтом. Ниже расположен прямоугольник темно-красного цвета, разделенный на три части продольными линиями красного цвета, внутри которого расположен словесный элемент «ПРЕМИУМ», выполненный заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом серого цвета.
Буквенные, цифровые, словесные элементы, кроме «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», входящие в состав товарного знака, являются неохраняемыми элементами. Знак охраняется в сером, черном, красном, темно-красном, белом цветовом сочетании.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 26.08.2009 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству № 380592, мотивированное несоответствием оспариваемого товарного знака требованиям, установленным пунктом 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с товарными знаками «ЦАРЬ» по свидетельству №118888 с приоритетом от 15.12.1992 - (1) и «ЦарьВодка» по свидетельству №192865 с приоритетом от 12.01.1999 - (2) в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ, зарегистрированных на имя лица, подавшего возражение;
- фонетически оспариваемый товарный знак полностью включает в себя противопоставленные товарные знаки «ЦАРЬ» и «ЦарьВодка», то есть присутствует полное фонетическое вхождение одного товарного знака в другой;
- сравниваемые знаки сходны по семантическому критерию, поскольку в них совпадает словесный элемент «ЦАРЬ», на который приходится основная семантическая нагрузка. Предполагаемая смысловая разница между словесными элементами «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» оспариваемого товарного знака и «ЦАРЬ» и «ЦарьВодка» товарных знаков (1,2) теряет значение - в силу самостоятельности слова «ЦАРЬ» и логического ударения на этот элемент в оспариваемом товарном знаке;
- в результате сильного графического уменьшения слов «ВСЕЯ РУСИ» и написания их специальным шрифтом, главным графическим элементом при визуальном восприятии оспариваемого товарного знака является «ЦАРЬ ВОДКА», что визуально сближает оспариваемый товарный знак и противопоставленные товарные знаки «ЦарьВодка» и «ЦАРЬ» и делает их сходными по графическому признаку;
- оспариваемый товарный знак воспринимается как продолжение серии товарных знаков (1,2);
- кроме того, лицо, подавшее возражение, отмечает, что на имя правообладателя, кроме оспариваемого товарного знака по свидетельству №380592, зарегистрирован и товарный знак «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» по свидетельству №314526, который послужил основой для регистрации товарного знака по свидетельству №380592. Однако словесное обозначение «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» в составе оспариваемого товарного знака претерпело такие изменения, которые делают его сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками;
- сравниваемые товарные знаки зарегистрированы в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ, так как товары либо совпадают либо соотносятся как род-вид.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать правовую охрану товарного знака по свидетельству №380592 недействительной полностью.
Правообладатель, надлежащим образом ознакомленный с материалами возражения от 26.08.2009, на заседании коллегии, состоявшемся 27.10.2009, представил отзыв, доводы которого сводятся к следующему:
- сравниваемые обозначения не являются фонетически и семантически сходными;
- значение неохраняемого словесного элемента «ВОДКА» в составе обозначений не может играть существенной роли, в том числе при оценке доминирования, в связи с чем не должен учитываться при фонетическом и семантическом анализе;
- несмотря на особенности графического исполнения оспариваемого товарного знака, словесный элемент «ВСЕЯ РУСИ» в знаке читаем и не может не учитываться при оценке сходства сравниваемых обозначений;
- кроме того, правообладателем представлены материалы социологического опроса рядовых потребителей, касающиеся анализа оценки сходства потребителями знаков «ЦАРЬ» по свидетельству №118888 и товарного знака (этикетки водки) «ЦАРЬ всея Руси ВОДКА» по свидетельству №380592, согласно которому большинство респондентов не может спутать данные обозначения.
На основании изложенного правообладатель просит оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству № 380592.
К отзыву правообладателем представлены следующие копии документов:
- письмо-обращение в Российский государственный институт интеллектуальной собственности и приложение к нему на 4 л. [1];
- отчет «Анализа степени смешения товарного знака «ЦАРЬ» по свидетельству №118888 и комбинированного обозначения (этикетки) со словесным элементом «ЦАРЬ всея Руси ВОДКА», подготовленный ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР») на 21л. [2];
- отзыв Института социологии РАН на отчет, подготовленный ОАО «Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка» (ОАО «ИТКОР») №14207-383 от 12.08.2009 на 4л. [3];
- отчет «О результатах опроса общественного мнения о возможности спутать потребителями водки с обозначением «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» и «ЦАРЬ», подготовленный Аналитическим центром Юрия Левады на 12л. [4];
- отзыв Института социологии РАН на отчеты, подготовленные ООО «РОМИР Мониторинг» и Аналитическим центром Юрия Левады №14207-297 от 16.06.2009 на 5л. [5].
Также на заседании коллегии лицом, подавшем возражение, в дополнение к возражению были представлены дополнительные материалы, а именно:
- материалы экспертизы Всероссийского центра изучения общественного мнения о проведенном социологическом исследовании ВЦИОМ на 29л. [6];
- отзыв Института социологии РАН на отчет, подготовленный ВЦИОМ №125-09 от 25.10.2009 [7].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам находит доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты приоритета заявки (02.03.2008) правовая база для оценки охраноспособности товарного знака по заявке №2006726858/50 включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента №32 от 05.03.2003, зарегистрированные Минюстом России 25.03.2003 № 4322 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 6 (1) статьи 1486 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пункте 14.4.2.2 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак по заявке №2008709840/50 является комбинированным и представляет собой этикетку, которая содержит в своем составе словесный элемент «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», выполненный буквами русского алфавита, стандартным шрифтом, при этом слово «ЦАРЬ» выполнено более крупным размером, чем слова «ВСЕЯ РУСИ» и другие словесные элементы, а
именно «ВОДКА», «МНОГОВЕКОВОЙ ОПЫТ ИСТОРИИ ВОДКИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ПОЗВОЛИЛИ СОЗДАТЬ УНИКАЛЬНЫЙ НАПИТОК С ВЕЛИКОЛЕПНЫМ И ИЗЫСКАННЫМ ВКУСОМ», расположенные в нижней части этикетки и выполненные буквами русского алфавита значительно мелким шрифтом по сравнению с другими словами. Изобразительная часть представляет собой прямоугольник серого цвета, внутри которого расположены две рамки прямоугольной формы со скошенными углами, одна из которой выполнена более жирным контуром, чем вторая. Внизу прямоугольника расположено стилизованное изображение короны, под ним прямоугольник темно-красного цвета.
Правовая охрана товарному знаку по свидетельству №380592 предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный знак «ЦАРЬ» - (1) является словесным, выполнен заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана знаку (1) предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Противопоставленный знак «ЦарьВодка» - (2) также является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами русского алфавита, при этом буквы «Ц», «В» заглавные, а остальные - строчные. Словесный элемент «Водка» -неохраняемый элемент товарного знака. Правовая охрана знаку (2) предоставлена в отношении товаров 33 и услуг 42 классов МКТУ.
Сравнение перечней товаров 33 класса МКТУ с целью определения их однородности показало, что сравниваемые товары однородны, поскольку относятся к одному роду товаров, имеют одно назначение, один круг потребителей, один рынок сбыта.
Сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленных знаков (1, 2) показал следующее.
В оспариваемом товарном знаке, представляющим собой этикетку, основную индивидуализирующую нагрузку несет оригинальный словесный элемент «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», поскольку все остальные буквенные, цифровые словесные элементы знака указывают на вид, объем, свойства товара и являются неохраноспособными элементами.
То обстоятельство, что в заявленном обозначении имеет место особенности графического исполнения словесного элемента «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», где слово «ЦАРЬ» по сравнению со словами «ВСЕЯ РУСИ» выполнено более крупным шрифтом, не приводит к утрате его фонетического и семантического значения. Все составляющие данного словосочетания прочитываются и обуславливают его восприятие в качестве единой грамматической конструкции.
Основными элементами в противопоставленных знаках «ЦАРЬ» и «ЦарьВодка» является словесный элемент «ЦАРЬ», поскольку он оригинален и относится к сильным элементам, в отличие от неохраноспособного элемента «Водка» в противопоставленном товарном знаке (2).
Учитывая изложенное, при решении вопроса сходства сравниваемых обозначений сравнительному анализу подлежат словесные элементы «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» оспариваемого товарного знака и «ЦАРЬ» противопоставленных товарных знаков (1,2).
Сравнительный анализ словесных обозначений «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» -«ЦАРЬ» по фонетическому признаку показал, что они включают в себя одинаковое слово «ЦАРЬ», что сближает знаки в звуковом отношении.
Вместе с тем, словесный элемент «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» представляет собой устойчивое словосочетание, обозначающее официальное название царского титула земли Русской, и ассоциируется у потребителя с образом правителя древней Руси, то есть четко связанным с Россией и ее многовековой историей. В то время как слово «ЦАРЬ» может ассоциироваться с правителем народа многих государств (например цари древнего Израиля, Персии, Египта), а также со сказочным персонажем. «Царь Водка» может означать как что-то первое, лучшее среди кого-чего-нибудь (по аналогии Царь-колокол, Царь-пушка, Царь-рыба, Царь-ягода, см. словарь Ожегова на сайте
http://www.cyclopedia.ru/). Следует отметить, что словесные элементы выполнены буквами русского алфавита, в силу чего их семантика не вызовет у российского потребителя затруднений.
Таким образом, существенное различие заложенных в обозначениях понятий, идей, приводит к тому, что сравниваемые знаки вызывают в сознании потребителя разные образы, что приводит к отсутствию возможности их смешения потребителями.
Указанное различие знаков усугубляется их графическим несходством. Несмотря на то, что оспариваемый товарный знак представляет собой этикетку, в которой индивидуализация товара осуществляется благодаря словесному элементу «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ», вместе с тем, помимо «основного» словесного элемента оспариваемый товарный знак включает в себя и другие словосочетания, буквенные и цифровые элементы, изображение короны, использование цветового сочетания, что в целом влияет на визуальное отличие сравниваемых знаков.
Принимая во внимание изложенное, коллегия Палаты по патентным спорам приходит к выводу об отсутствии их сходства в целом.
Отсутствие сходства сравниваемых знаков исключает необходимость проведения анализа однородности товаров.
Данный вывод согласуется с материалами [2-5], представленными правообладателем. В заключении отчета [2] указано, что социологический опрос, проведенный среди 1600 потребителей водки в 16 крупных городах РФ, показал, что «подавляющее статистическое большинство респондентов (76, 5%) указывают на невозможность спутать как сравниваемые обозначения в целом, таки и их словесные элементы «ЦАРЬ» и «ЦАРЬ всея Руси ВОДКА». Согласно отчета [4] социологический опрос, проведенный среди 1600 потребителей в 128 городских и сельских населенных пунктах России, показал, что 51% респондентов считают, что найдется достаточно признаков, по которым можно отличить обозначения «ЦАРЬ» по свидетельству №118888 и «Царь Всея Руси» по свидетельству №380592.
Коллегией также принято во внимание, что продукция правообладателя позиционируется на рынке под обозначением «ЦАРЬ ВСЕЯ РУСИ» (согласно имеющемуся у правообладателя наличия исключительного права на «старший» товарный знак), что также работает на отсутствие смешения знаков.
Таким образом коллегия Палаты по патентным спорам усматривает, что средним российским потребителем сравниваемые знаки не могут быть спутаны и будут восприниматься как несходные.
Относительно документов [6, 7], представленных на заседании коллегии лицом, подавшим возражение, и являющихся дополнением к возражению, приведены отсутствующие в возражении источники информации, не являющиеся общедоступными словарно-справочными изданиями. В связи с чем на основании пункта 2.5 Правил ППС они не подлежат учету в рамках рассмотрения возражения от 26.08.2009.
Далее в Палату по патентным спорам 30.10.2009 представителем лица, подавшего возражение, было представлено особое мнение, которое содержит доводы, изложенные в возражении. В связи с чем Палата по патентным спорам отмечает, что все доводы рассмотрены и учтены при принятии решения и не требуют дополнительного анализа.
Таким образом, коллегия Палаты по патентным спорам не усматривает оснований для вывода о несоответствии оспариваемого товарного знака по свидетельству №380592 положениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Закона.
Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила: отказать в удовлетворении возражения от 26.08.2009, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству №380592.