Сегодня в левом, коммунистическом движении наметилось некое оживление. На фоне обострившейся ликвидации в России социального государства растёт запрос общества на левые идеи. Официальная левая оппозиция в лице КПРФ уже не удовлетворяет значительную часть молодёжи, и она идёт в малые левые движения, которые в большинстве случаев заняты нее борьбой против угнетения трудящихся, а перебиранием терминов из марксистской идеологии и поиском «внутренних врагов» среди соседей по левому политическому полю.
Подобные левые организации декларируют свою приверженность «стопроцентному» материализму, ставке на рабочий класс и диктатуре пролетариата, а также - другим марксистским идеям, которые нынешние левые принимают с одной стороны упрощённо, с другой стороны - догматически.
И вот мне попалось интересное выступление руководителя крупнейшее несистемной левой партии Виктора Аркадьевича Тюлькина. Сразу оговорюсь, что к его партии «РОТ-Фронт» я не испытываю ни малейшей симпатии. При этом сам «РОТ-Фронт» активно участвует в травле близкого мне движения «Суть времени». Стало быть, лидера РОТ-Фронта нельзя упрекнуть в подыгрывании зловредным «антимарксистским» силам.
Что же он такого интересного рассказал?
Во-первых, на встрече левых партий выступала Непальская Компартия, которая реально осуществляет власть в этой стране, имея большинство мест в парламенте. Причём ей приходится реально бороться на выборах. В одной из 7 провинций страны, например, она находится в оппозиции. Представитель партии приветствовал других участников встречи словами: «Я вам передаю привет из страны с самой высокой вершиной в мире [Джомолунгма.] Я вам передаю привет с родины Будды, который [основал] самую гуманную религию в мире!».
То есть, коммунистическая партия, которая реально строит жизнь в своей стране, не чурается диалога с религией. Это признаёт руководитель одной из сугубо коммунистических, ортодоксальных организаций. Правящая компартия не чурается диалога с религией, а любителей поиграться в марксистские термины корёжит от любых попыток такого диалога. И всё это фрондёрство на тему материализма и псевдонаучного атеизма происходит, между прочим, на развалинах СССР.
Во-вторых, представитель Непала заявил, что путь к власти у для коммунистов может лежать через парламентскую демократию, что и продемонстрировала в своей стране Непальская Компартия. Ещё Ленин писал о допустимости парламентской борьбы как одного из методов в политической практике коммунистов. И речь вовсе не идёт о пресловутых «лимитах на революцию», изобретённых в 1990-е годы идеологами КПРФ, и не о том, чтобы засесть в парламенте и получать депутатскую зарплату - и то, и другое скучно, пошло и бесперспективно. Речь об усложнении и многообразии политической борьбы. Грамши в своё время размышлял над манёвренной и позиционной борьбой. Картина в целом стала сложнее.
В-третьих, на встрече выступали представители словацких коммунистов, которые говорили, что рабочие Словакии не без удовольствия сдали социализм, и сейчас не хотят бороться, поскольку они довольны своим положением. Кажется, до кого-то стало доходить, что капитализму, по крайней мере на Западе, хватает средств, чтобы подкупить большую часть трудящихся. Кажется, кто-то стал понимать, что от печки «экономического базиса» в современной коммунистической борьбе плясать не получается.
Понятно, что собственность на средства производства надо вырвать из рук капиталистов, но как это сделать? И как объяснить массам необходимость этого шага, если капиталисты сумели убедить трудящихся в возможности удовлетворения базовых потребностей большинства? Вопрос о радикальном пересмотре теоретических вопросов марксизма назрел. И игнорировать это не могут даже самые закоренелые ортодоксы.