Почему важно понимать, что производительность труда постоянно возрастает? Для того, чтобы понимать материальные возможности, которым обладало или обладает общество в конкретный исторический период. Например, если СССР упрекают за наличие коммуналок, как-то медленно, по мнению незадачливых вопрошающих, шло строительство жилья... Здесь надо понимать, что и количество производимой энергии, и технологии строительства были современные для того времени, стало быть, и производительность этого труда была совершенно иной. То, что сегодня легко было бы сделать на уже имеющейся инфраструктуре, современных материалах и технологиях, полвека и более тому назад выглядело куда более сложной задачей, и требовало огромных затрат труда. Потому, что эту самую инфраструктуру ещё надо было построить, материалы - изобрести, технологии - внедрить, и наладить связное производство.
Многие путают производительность труда с интенсивностью труда. Типа, чем быстрее шевелишься, тем больше продукта вырабатываешь за единицу времени. Это ошибочное представление - интенсивность должна быть разумной. Не слишком низкой - смысл работать спустя рукава? Не слишком высокой - иначе выдохнешься, наделаешь брака, нарушишь технику безопасности. Экономисты даже рассчитывают оптимальный показатель интенсивности, в тех редких случаях, когда речь идёт о разумной и научной организации труда.
А производительность труда - это другое. Посчитать-то его легко - количество продукции разделить на то количество времени, за которое она произведена. Вот и узнаем, сколько товара производится в единицу рабочего времени. Но, как повысить производительность труда? Использованием новой техники и технологий, грамотной организацией труда, рациональной организацией рабочих мест, продуманной логистикой, правильным обучением персонала.
Вот, когда некоторые буржуи попрекают трудящихся за низкую производительность труда, это означает, что они, буржуи, окончательно берега попутали, и предъявляют людям за собственные слабость, тупость, жадность и рукожопство. Они же себя выставляют эффективными собственниками, великими организаторами производства и хозяевами, которые везде и всюду наводят порядок. Повышение производительности за счёт грамотной организации производства - это ж при капитализме единственная функция, которая вообще оправдывает существование такого класса, как капиталисты. (На самом деле, всем давно известно, что для того, чтобы управлять производством, вешать себе на шею буржуев совершенно не обязательно, они здесь давно лишнее, слабое звено.) Если уж капиталисты пользуются правом собственности на средства производства, то эффективное использование этих средств - именно их задача.
Как я уже упоминала, чем особенно интересен вопрос производительности труда, так это тем, что она всегда растёт, повышается. Нет, на отдельном предприятии, или даже в целой отрасли она вполне может снижаться. А вот исторически она постоянно растёт. Потому, что люди всегда что-нибудь придумывают. Толкли муку в ступе, изобрели жернова. Использовали жернова вручную, изобрели мельницу. Прогресс может тормозиться на длительные периоды времени, но остановиться навсегда он может разве только вместе со смертью человечества.
Вопрос производительности труда настолько важен, что без него не понять причин развития различных общественно-экономических формаций. Древний человек обеспечивал себя разве что необходимым продуктом, чтобы не помереть с голоду и как-нибудь накормить детей. С развитием охоты и собирательства в животноводство и земледелие, человек получил возможность производить не только необходимый продукт, но и сверх того, ещё и прибавочный продукт.
То есть, человек уже мог прокормить не только себя и своих детишек, но и ещё больше людей. А само наличие прибавочного продукта означает, что его можно по-всякому делить и разными способами присваивать.
Можно наловить себе других людей, и сделать их живыми орудиями труда - рабами. Они будут создавать и необходимый для своего существования продукт, и прибавочный, его можно присваивать себе. А можно превращать людей в крепостных крестьян - пусть, например, необходимый продукт выращивают на своих полях, а прибавочный - на барском поле. Или, за деньги нанимать людей, которые не имеют собственных средств производства. Наёмный работник и себя прокормит, и прибавочного продукта огромное количество произведёт.
Чем сложнее становились средства производства, тем выше становилась производительность труда, тем больше прибавочного продукта производил каждый работник. От того происходила смена общественно-экономических формаций - человека эксплуатировали тем способом, который позволяет произвести максимальное количество прибавочного продукта, которое только возможно при данном уровне развития технологий.
Чем больше выходило прибавочного продукта, тем больше людей мог прокормить и обеспечить один человек. Эта ситуация способствовала сначала медленному, а потом всё более быстрому развитию и расширению таких сфер человеческой деятельности, как искусство, наука, религия, образование, здравоохранение, сфера услуг.
Чем большим количеством прибавочного продукта обеспечивается каждое из направлений человеческой деятельности, тем лучше оно развивается. В самом деле - если человек освобождался от необходимости с утра до ночи добывать себе хлеб насущный, у него уже появлялось время на то, чтобы лечить и обслуживать других людей, или сочинять музыку, или поднять глаза к небу, и вглядеться в звёзды.
В прошлом, конечно, такая деятельность была открыта для человека только, если он был представителем господствующего класса. Ну, или из тех, кому господин поручил заниматься этой деятельностью.
С приходом капитализма, эти сферы деятельности стали доступны куда более широкому кругу людей, наёмным работникам, чья деятельность стала более, чем скромно, или, наоборот, весьма шикарно, оплачиваться.
Всякому понятно, что зарплата медсестры в небольшом городе - это одно, а зарплата какой-нибудь звезды шоу бизнеса - совершенно другое. Да уж, медсестра по своему положению в общественном производстве, по условиям труда, получается, ближе всего к пролетариату, а известный певец, работающий по контракту - к мелкой или крупной буржуазии, хотя оба являются наёмными работниками и представителями интеллигенции.
Тем не менее, при современном уровне производительности труда, из производства выходит такое количество прибавочного продукта, которое позволяет капиталистическому обществу развивать самую широкую непроизводственную сферу, начиная с таких необходимых и насущных видов человеческой деятельности, как медицина, спасение человеческих жизней.
Не следует думать, что у людей, которые не имеют дела со средствами материального производства, деятельность вообще лёгкая, а условия труда всегда прекрасны. Если уж на то пошло, всего два примера - римский раб Спартак работал в сфере развлечений, а «Госпожа Пенициллин» Зинаида Ермольева пила заражённую воду, чтобы найти источник заражения холеры. Кстати, благодаря разработкам Зинаиды было открыто вполне материальное производство противохолерного бактериофага, левомицетина, стрептомицина, интерферона, были разработаны нормативы хлорирования питьевой воды.
Что там говорить, большая часть людей, работающих в сфере услуг, ежедневно совершает большой или маленький подвиг, и подвергаются эксплуатации почти также, как работающий на производстве рабочий.
Даже самый привычный нам, казалось бы, неважный род деятельности, качественно изменяет жизнь человека к лучшему. Кто не испытывал подъёма настроения после того, как над ним поработал хороший парикмахер, и не выдавал "по две нормы в час" на следующий день на работе?
Как материальное производство, с ростом производительности труда, является условием развития всей необходимой человеческому обществу сферы услуг, так верно и обратное - развитие интеллектуальных направлений деятельности является условием развития производства, условием роста производительности труда.
Конечно, высокая производительность труда при капитализме, не приводит к более высокой оплате рабочей силы, рабочий всё равно получает сумму, близкую к стоимости её минимального воспроизводства. Стало быть, при высокой производительности труда повышается степень эксплуатации наёмного рабочего (прибавочный труд делить на необходимый труд). Это несоответствие между высочайшей производительностью труда и уровнем оплаты труда наёмных рабочих приводит к кризисам перепроизводства, затем, к общим капиталистическим кризисам, а совсем не к развитию производства и сферы услуг, как мечтали бы наивные любители буржуазной формации. Таково уж основное противоречие капитализма - противоречие между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения.
Тем не менее, повышение производительности труда в целом расширяет материальную базу, которой может располагать человечество, образуется инфраструктура, которая после революции даст старт развитию социалистического хозяйства. Я здесь не затрагиваю вопрос неравномерного развития капитализма, и конкретных условий, которые сложились в различных странах, тем не менее, материальные условия становления будущей социалистической формации образуются прямо в условиях вечно кризисующего, шатающегося капитализма.