Если считать, что недействительные бюллетени (НДБ) не вбрасывают и поэтому с ростом общей явки их доля не должна меняться, то можно оценить вброс разбавляющих их действительных бюллетеней. Поскольку он увеличивает явку, при определении реальной доли НДБ наибольшего доверия заслуживают участки с сравнительно небольшой явкой. Однако именно для них наиболее существенна роль случайных факторов, в силу чего необходимо рассмотрение по возможности обширной выборки.
Удовлетворить одновременно обоим этим требованиям позволяет анализ кумулятивных характеристик доли НДБ, т.е. учитываются только участки с явкой, не превышающей некоторого порога. Его величина, определяемая из условий максимальной стационарности средней доли НДБ и минимальности его стандартного отклонения, составляет примерно 58÷68%. В этом диапазоне накопленной явки доля НДБ устанавливается на уровне в 1,237÷1,244%. С учетом их общего количества в 0,791 млн это позволяет ожидать 63,56÷63,92 млн проголосовавших. Однако по официальным данным проголосовало 73,53 млн чел., т.е. имеется излишек в 9,61÷9,97 млн бюллетеней, или 13,1÷13,6% от официального количества проголосовавших. Таким образом, истинная явка, составляющая 58,3÷58,7%, завышена на 8,8÷9,2% пункта. По меркам парламентских выборов это - немного.
UPD: Квантили условного распределения доли НДБ в зависимости от явки:
Обработка скользящем в окне 2500 участков.