За 13 лет до Союза писателей

Feb 05, 2015 11:53

«Эта поддержка выражалась в форме гонорара»

Наверное, не было в политике такого вопроса, по которому давние «соратники» в борьбе за власть И. В. Сталин и Л. Д. Троцкий нашли общий язык. Постоянное политическое соперничество и личная неприязнь этих «выдающихся вождей», казалось бы, исключали взаимопонимание. Однако они его все-таки установили в вопросах партийного руководства «молодыми писателями, художниками и пр.», о чем свидетельствует публикуемая ниже подборка материалов. Все приведенные документы - заверенные машинописные копии.

№ 1
Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 июня 1922 года

С. секретно
В ПОЛИТБЮРО [1]
О молодых писателях, художниках и пр,

Мы несомненно рискуем растерять молодых поэтов, художников и пр., тяготеющих к нам. Никакого или почти никакого внимания к ним нет, вернее сказать, внимание к отдельным лицам проявляется случайно отдельными советскими работниками или чисто кустарным путем. В материальном смысле мы даже наиболее даровитых и революционных толкаем к буржуазным или враждебным нам издательствам, где эти молодые поэты вынуждены равняться по фронту, т. е. скрывать свои симпатии к нам.

Необходимо поставить своей задачей внимательное, вполне индивидуализированное отношение к представителям молодого советского искусства. В этих целях необходимо:

1. Вести серьезный и внимательный учет поэтам, писателям, художникам и пр. Учет этот сосредоточить при Главном Цензурном Управлении в Москве и Петрограде. Каждый поэт должен иметь свое досье, где собраны биографические сведения о нем, его нынешние связи, литературные, политические и др. Данные должны быть таковы, чтобы:
а) они могли ориентировать цензуру при пропуске надлежащих произведений,
б) они могли помочь ориентировке партийных литературных критиков в направлении соответственных поэтов, и
в) чтобы на основании этих данных можно было принимать те или другие меры материальной поддержки молодых писателей и пр.

2. Уже сейчас выделить небольшой список несомненно даровитых и несомненно сочувствующих нам писателей, которые борьбой за заработок толкаются в сторону буржуазии и могут завтра оказаться во враждебном или полувраждебном нам лагере, подобно Пильняку [2] (как мне сообщил т. Ионов [3]). Составление списка таких писателей и художников поручить в Москве тт. Мещерякову [4], Воронскому [5] и Лебедеву-Полянскому [6] за тремя подписями, в Петербурге тт. Ионову, Быстрянскому [7] (и может быть т. Зиновьев [8] назовет кого-либо).

3. Дать редакциям важнейших партийных изданий (газет, журналов) указание в том смысле, чтобы отзывы об этих молодых писателях писались более «утилитарно», т. е. с целью добиться определенного воздействия и влияния на данного молодого литератора. С этой целью критик должен предварительно ознакомиться со всеми данными о писателе, дабы яснее представлять себе линию его развития. Очень важно так/131/же установить (через посредство редакций или другими путями) личные связи между отдельными партийными товарищами, интересующимися вопросами литературы и этими молодыми поэтами и пр.

4. Цензура наша также должна иметь указанный выше педагогический уклон. Можно и должно проявлять строгость по отношению к изданиям со вполне оформившимися буржуазными художественными тенденциями литераторов. Необходимо проявлять беспощадность по отношению к таким художественно-литературным группировкам, которые являются фактическим центром сосредоточения меньшевистско-эсеровских элементов. Необходимо в то же время внимательное, осторожное и мягкое отношение к таким произведениям и авторам, которые, хотя и несут в себе бездну всяких предрассудков, но явно развиваются в революционном направлении.

Поскольку дело идет о произведениях третьей категории, запрещать их печатание надлежит лишь в самом крайнем случае. Предварительно же нужно попытаться свести автора с товарищем, который действительно компетентно и убедительно сможет разъяснить ему реакционные элементы произведения с тем, что если автор не убедится, то его произведение печатается (если нет действительно серьезных доводов против напечатания), но в то же время появляется под педагогическим углом зрения написанная критическая статья.

5. Вопрос о форме поддержки молодых поэтов подлежит особому рассмотрению. Лучше всего, разумеется, если бы эта поддержка выражалась в форме гонорара (индивидуализированного), но для этого нужно, чтобы молодым авторам было где печататься. «Красная Новь»9 ввиду ее чисто партийного характера - недостаточное для них поле деятельности. Может быть придется создать непартийный чисто художественный журнал под общим твердым руководством, но с достаточным простором для индивидуальных «уклонений».

6. Во всяком случае на это придется, очевидно, ассигновать некоторую сумму денег.

7. Те же меры нужно перенести и на молодых художников. Но здесь нужно особо обсудить вопрос о том, при каком учреждении завести указанные выше досье и на кого персонально возложить работу.

Л. ТРОЦКИЙ

АПРФ. Ф. 3. Оп. 34. Д. 185. Л. 8-10.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Политбюро в это время состояло из семи членов (Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, В. И. Ленин, А. И. Рыков, И. В. Сталин, М. П. Томский, Л. Д. Троцкий) и трех кандидатов в члены (Н. И. Бухарин, М. И. Калинин, В. М. Молотов).
2. Пильняк (Вогау) Б. А. (1894-1941) - русский писатель, подвергался критике за «натуралистическое» изображение быта революционной эпохи.
3. Ионов (Бронштейн) И. И. (1887-1942) - поэт пролеткультовского направления.
4. Мещеряков Н. Л. (1865-1942) - публицист, член редколлегии «Правды», заведующий Госиздатом.
5. Воронский А. К. (1884-1943) - писатель и литературный критик, редактор журнала «Красная новь».
6. Лебедев-Полянский П. И. (1881/82-/132/1940)-литературный критик, первый начальник Главлита.
7. Быстрянский (Ватин) В. А. (1886- 1940) - историк и публицист, сотрудник газет «Известия» и «Петроградская правда».
8. Зиновьев (Радомысльский) Г. Е. (1883-1936) - председатель Петроградского Совета, одновременно председатель Исполкома Коминтерна.
9. «Красная новь» - первый советский «толстый» литературно-художественный и научно-публицистический журнал. Выходил в Москве ежемесячно в 1921-1942 гг.

№2
Записка помощника секретаря ЦК в Политбюро ЦК РКП(б) от 3 июля 1922 года
№5018/с
3 июля 1922 г.

ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО
тт. ЛЕНИНУ, ТРОЦКОМУ, КАМЕНЕВУ, ЗИНОВЬЕВУ, РЫКОВУ, ТОМСКОМУ, МОЛОТОВУ и тов. ЦЮРУПЕ [1].

По поручению тов. Сталина препровождается Для ознакомления к заседанию Политбюро (в четверг 6.VII) материал по вопросу о моральной и материальной поддержке молодых поэтов (на 3-х лист.) [2].
Пом. Секретаря ЦК

Там же. Л. 4.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Цюрупа А. Д. (1870-1928) - заместитель председателя Совнаркома и Совета Труда и Обороны РСФСР.
2. См. документы № 3 и № 4.

№3
Записка И. В. Сталина в Политбюро ЦК РКП(б) от 3 июля 1922 года
№5018/с

3.VII.1922 г.

ВСЕМ ЧЛЕНАМ ПОЛИТБЮРО
Возбужденный тов. Троцким вопрос о завоевании близких к нам молодых поэтов путем материальной и моральной их поддержки является, на мой взгляд, вполне своевременным. Я думаю, что формирование советской культуры (в узком смысле слова), о которой так много писали и говорили одно время некоторые «пролетарские идеологи» (Богданов [1] и другие), теперь только началось. Культура эта повидимому дол/132/жна вырасти в ходе борьбы тяготеющих к советам молодых поэтов и литераторов с многообразными контрреволюционными течениями и группами на новом поприще. Сплотить советски настроенных поэтов в одно ядро и всячески поддерживать их в этой борьбе - в этом задача. Я думаю, что наиболее целесообразной формой этого сплочения молодых литераторов была бы организация самостоятельного, скажем, «Общества развития русской культуры» или чего-нибудь в этом роде. Пытаться пристегнуть молодых писателей к цензурному комитету или к какому-нибудь «казенному» учреждению значит оттолкнуть молодых поэтов от себя и расстроить дело. Было бы хорошо во главе такого общества поставить обязательно беспартийного, но советски настроенного, вроде, скажем, Всеволода Иванова [2]. Материальная поддержка вплоть до субсидий, облеченных в ту или иную приемлемую форму, абсолютно необходима.

Для ориентировки прилагаю ответ Замзавагитпропа т. Яковлева [3] на мой соответствующий запрос.

И. СТАЛИН

Там же. Л. 5.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Богданов (Малиновский) А. А. (1873- 1928) - деятель революционного движения в России, ученый-медик, философ и экономист; идеолог Пролеткульта.
2. Иванов В. В. (1895-1963) -русский писатель; в начале 20-х годов был известен как
автор повестей «Партизаны», «Бронепоезд 14-69» и других.
3. Яковлев (Эпштейн) Я. А. (1896-1938) - заместитель заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б). /133/

1. В настоящее время уже выделился ряд писателей всех групп и литературных направлений, стоящих четко и определенно на нашей позиции. 21-й год оказался годом бурного литературного расцвета, выдвинувшего десятки новых крупных литературных имен из молодежи. В настоящий момент борьба между нами и контрреволюцией за завоевание значительной части этих литературных сил. (Вся эмигрантская печать стремится «купить» нашу литературную молодежь; «Утренники», журнал Питерского дома литераторов, орган откровенной контрреволюции, принужден оперировать теми же литературными именами, что и мы). Основные организационные литературные центры - в руках белых (скрытых или явных) - Питерский Дом литераторов, Всероссийский союз писателей. Наши организационные центры бездеятельны, немощны, не умеют привлечь нового писателя - революционера, советского человека, но не члена РКП. (Московский Дом Печати в этом смысле безжизненней, Петроградская Ассоциация Пролетарских писателей исключает Всеволода Иванова по соображениям «пуританского» объективно-вредного характера).

2. Основные группы, политически нам близкие в настоящий момент:
а) старые писатели, примкнувшие к нам в первый период революции - Валерий Брюсов [1], Сергей Городецкий [2], Горький [3] и т. д.;
б) пролетарские писатели, Пролеткульт (питерский и московский), насчитывающий ряд несомненно талантливых людей;
в) футуристы [4] - Маяковский [5], Асеев [6], Бобров [7] и т. д.;
г) имажинисты [8] - Мариенгоф [9], Есенин [10], Шершеневич [11], Кусиков [12] и т. д.;
д) Серапионовы братья [13] - Всеволод Иванов, Шагинян [14], Н. Никитин [15], Н. Тихонов [16], Полонская [17] и т. д.; ряд колеблющихся политически неоформленных, за души которых идет настоящая война между лагерями эмиграции и нами (Борис Пильняк, Зощенко [18] и т. д.);
е) идущие к нам через сменовехство [19] - Алексей Толстой [20], Эренбург [21], Дроздов [22] ит. д.

3. Оформить настроение сочувствия нам, привлечь на свою сторону колеблющихся можно путем создания единого центра, объединяющего эти группы писателей. Объединение должно быть безусловно беспартийным. Коммунистическое меньшинство должно отрешиться от недопустимого, ни чем не оправдываемого коммунистическо/134/го чванства, мешающего коммунистическому влиянию на беспартийных, но политически или социально близких нам писателей, особенно из молодежи.

4. Таким организационным центром может стать Всероссийский Союз Писателей, имеющий некоторую материальную базу и который при некоторой работе (достаточно тактичной и осторожной) завоевать можно. Московский Дом Печати при его реорганизации мог бы стать Московской базой такого Всероссийского Союза.

Можно пойти и иным путем - путем организации «Общества развития русской культуры» - как беспартийного общества, объединяющего прежде всего литературную молодежь и имеющего некоторую материальную базу.

Можно пойти комбинированным путем - путем создания «Общества» с более строго ограниченным составом и одновременного завоевания Всероссийского Союза Писателей, рамки которого могли быть в этом случае более широкими.

5. И той и другой организации должны быть представлены значительные издательские возможности.

Я. ЯКОВЛЕВ

Там же. Л. 6-7.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Брюсов В. Я. (1873-1924) - русский поэт и литературный критик.
2. Городецкий С. М. (1884-1967) - русский советский поэт.
3. Горький А. М. (1868-1936) - русский советский писатель и публицист.
4. Футуризм - авангардистское направление в искусстве.
5. Маяковский В. В. (1893-1930) - русский советский поэт, творческий путь начинал как футурист.
6. Асеев Н. Н. (1889-1963) - русский советский поэт.
7. Бобров С. П. (1889-1971) - русский советский писатель и переводчик.
8. Имажинизм - течение в искусстве, проповедовавшее примат формы над смыслом; здесь имеется в виду богемная группировка в русской литературной жизни 20-х годов.
9. Мариенгоф А. Б. (1897-1962) - русский советский поэт.
10. Есенин С. А. (1895-1925) - русский советский поэт.
11. Шершеневич В. Г. (1893-1942) - русский советский писатель и поэт.
12. Кусиков А. Б. (1896-1977) - русский поэт.
13. «Серапионовы братья» - литературная группа, возникла в Петрограде в 1921 году, заявляла о своей аполитичности.
14. Шагинян М. С. (1888-1982) - русская советская писательница.
15. Никитин Н. Н. (1895-1963) - русский советский писатель.
16. Тихонов Н. С. (1896-1979) - русский советский писатель.
17. Полонская Е. Г. (1890-1969) - поэтесса, переводчица, прозаик.
18. Зощенко М. М. (1894-1958) - русский советский писатель.
19. Сменовеховство - общественно-политическое течение русской интеллигенции, на-деевшееся на перерождение советской власти в условиях нэпа, названо по издававшемуся в Париже в 1921-1922 годах журналу «Смена вех».
20. Толстой А. Н. (1882/83-1945) - русский советский писатель.
21. Эренбург И. Г. (1891 -1967) - русский советский писатель.
22. Дроздов А. М. (1895-1963) - русский советский писатель.

№5
Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК РКП(б) «О молодых писателях и художниках» от 6 июля 1922 года
№ П16/5 Строго секретно

Выписка из Протокола № 16 заседания ПОЛИТБЮРО ЦК РКП от 6 июля 1922 года
О молодых писателях и художниках.
(т. Троцкий)

а) Принять предложение т. Троцкого со следующими поправками [1]: В п. 1а слово «цензуру» заменить словом «Госиздат».

В п. 2-м вставить: «в течение ближайших 2-х недель». Слова «подобно Пильняку (как сообщил т. Ионов)» - вычеркнуть. Тов. Лебедева-Полянского заменить тов. Яковлевым. /135/

П. 5-ый заменить следующим:
«В качестве формы организации и поддержки молодых поэтов наметить в предварительном порядке создание художественного издательства (при государственной субсидии), которое в общем и целом находилось бы под контролем Госиздата, но имело бы беспартийный характер и давало бы вполне достаточный простор для всяких художественных тенденций и школ, развивающихся в общесоветском направлении».

П. 6-ой: «признать необходимым ассигновать для этого некоторую сумму денег».
б) Поручить комиссии в составе тт. Ионова, Яковлева и Мещерякова обсудить вопрос о целесообразности и способе организации молодых поэтов, сочувствующих советской власти, в самостоятельное общество во главе с беспартийным, но вполне надежным лицом. Созыв комиссии за т. Яковлевым.
в) Поручить т. Каменеву [2] представить в Политбюро предварительный набросок плана указанного в п. 5-м издательства, и ознакомиться с Брюсовским институтом художественной культуры, выяснив способ его укомплектования и т. д.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

Там же. Л. 1.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Предложение Л. Д. Троцкого (см. документ № 1) с поправками Политбюро ЦК РКП(б) оформлено как приложение к протоколу данного заседания.
2. Каменев (Розенфельд) Л. Б. (1883-1936) - председатель Моссовета, одновременно заместитель председателя Совнаркома. /137/

Приложение к п. 5 пр. ПБ № 16 от 6. VII 1922 г.
1. Вести серьезный и внимательный учет поэтам, писателям, художникам и пр. Учет этот сосредоточить при Госиздате в Москве и Петрограде. Каждый поэт должен иметь свое досье, где собраны биографические сведения о нем, его нынешние связи, литературные, политические и пр. Данные должны быть таковы, чтобы:
а) они могли ориентировать Госиздат при пропуске надлежащих произведений,
б) они могли помочь ориентировке партийных литературных критиков в направлении соответственных поэтов, и
в) чтобы на основании этих данных можно было принимать те или другие меры материальной поддержки молодых писателей и пр.

2. Выделить в течение ближайших 2-х недель небольшой список несомненно даровитых и несомненно сочувствующих нам писателей, которые борьбой за заработок толкаются в сторону буржуазии и могут завтра оказаться во враждебном или полувраждебном нам лагере. Составление списка таких писателей и художников поручить в Москве т.т. Мещерякову, Воронскому и Яковлеву за тремя подписями, в Петербурге т.т. Ионову, Быстрянскому (и может быть т. Зиновьев назовет кого-либо третьего).

3. Дать редакциям важнейших партийных изданий (газет, журналов) указание в том смысле, чтобы отзывы об этих молодых писателях писались более «утилитарно», т. е. с целью добиться определенного воздействия и влияния на данного молодого литератора. С этой целью критик должен предварительно ознакомиться со всеми данными о писателе, дабы яснее представлять себе линию его развития. Очень важно также установить (через посредство редакций или другими путями) личные связи между отдельными партийными товарищами, интересующимися вопросами литературы и этими молодыми поэтами и пр.

4. Цензура наша также должна иметь указанный выше педагогический уклон. Можно и должно проявлять строгость по отношению к изданиям со вполне оформившимися буржуазными художественными тенденциями литераторов. Необходимо проявлять беспощадность по отношению к таким художественно-литературным группировкам, которые являются фактическим центром сосредоточения меньшевистско-эсеровских элементов. Необходимо в то же время внимательное, осторожное и мягкое отношение к таким произведениям и авторам, которые хотя и несут в себе бездну всяких предрассудков, но явно развиваются в революционном направлении.

Поскольку дело идет о произведениях третьей категории, запрещать их печатание надлежит лишь в самом крайнем случае. Предварительно же нужно попытаться свести автора с товарищем, который действительно компетентно и убедительно сможет разъяснить ему реакционные элементы произведения, с тем, что если автор не убедится, то его произведение печатается (если нет действительно серьезных доводов против напечатания), но в то же время появляется под педагогическим углом зрения написанная критическая статья.

5. В качестве формы организации и поддержки молодых поэтов наметить в предварительном порядке создание художественного издательства (при государственной субсидии), которое в общем и целом находилось бы под контролем Госиздата, но имело бы беспартийный характер и давало бы вполне достаточный простор для всяких художественных тенденций и школ, развивающихся в общесоветском направлении.

6. Признать необходимым ассигновать для этого некоторую сумму денег.

7. Те же меры нужно перенести и на молодых художников. Но здесь нужно особо обсудить вопрос о том, при каком учреждении завести указанные выше досье и на кого персонально возложить работу.

Верно: Сердюкова Там же. Л. 2-3.

Фотографии из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов /138/

Источник. Приложение к журналу "Родина". №6. 1995. С.131-138.

СССР, Сталин, документ, искусство, voencomuezd

Previous post Next post
Up