Троцкий в раннесоветском кино

Jan 20, 2014 15:52

К середине 1920-х Троцкий превратился в самое популярное политическое лицо советского экрана: хроникальные кадры с его участием включались даже в игровые постановки («Красные дьяволята». 1923, реж. И. Перестиани; «На крыльях ввысь». 1923, Б. Михин; «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». 1924, реж. Л. Кулешов); в июле 1924 года С. Эйзенштейн снял Троцкого для своего дебютного фильма «Стачка», где тот сыграл роль революционера-агитатора в эпизоде митинга рабочих Коломенского завода (Забродин В. "Je suis Triste". О первом съемочном дне кинорежиссера С. М. Эйзенштейна // Киноведческие записки. 2001. № 50). Впоследствии режиссер ввел Троцкого (или его дублера?) в ряд эпизодов «Октября», вырезанных из него по требованию Сталина. Профессионалы экрана считали Троцкого образцом фотогеничности: «Годы гражданской войны, голода, обостренной борьбы за существование дали новую физическую структуру лица и новое выражение глаз... Революция не только убрала жир со щек и подбородков, она уточнила классовый смысл данного лица и дала сосредоточенную волю взгляду... Взгляд... стремится выпрыгнуть из орбит, цепко охватить видимое и строить его тут же, вовне, "на улице". <...> Эту жадную активность взгляда, характерную в большой степени для лиц, квалифицированных годами борьбы, революция принесла и в сотни наших средних лиц рабочих и красноармейцев, совработников» (Фрелих О. О советском лице // Советский экран. 1926. № 33). Активное навязывание зрителю этого образа раздражало критиков: «У нас ни одна агитфильма не обходится без речи т. Троцкого. Образ т. Троцкого шаблонизируется, из него делают свадебного генерала, опошляют его традиционным кинематографическим применением. Пора перестать. Всегда затасканный прием обиден, но когда затасканным приемом становятся речи т. Троцкого, тогда это совсем уж нестерпимо» (В. /.«Необыкновенные приключения мистера Веста в стране большевиков» // Жизнь искусства (Л.). 1924. № 21. См. также: Гамаюн. «Приключения мистера Веста» // Вечерняя Москва. 1924. 19 апреля).

Из статьи Р.Янгирова. Прощание с мертвым телом. Об одном сюжете российского экранного официоза и его подтекстах // Отечественные записки. - 2007. - N 2 (март-апрель). - С. 264-279.

Троцкий, yadocent, реальность

Previous post Next post
Up