Централизация и партизанщина

Jul 15, 2013 14:37

"Противопоставление идеи партизанских отрядов планомерно организованной и централизованной армии (проповедь «левых» социал-революционеров и им подобных) представляет собой карикатурный продукт политической мысли или недомыслия мелкобуржуазной интеллигенции. Партизанские методы борьбы навязывались в первый период пролетариату его угнетенным положением в государстве, как ему же навязывалось пользование примитивными подпольными типографиями и тайными собраниями кружков. Завоевание политической власти дало пролетариату возможность использовать государственный аппарат для планомерного строительства централизованной армии, единство организации и единство управления которой только и могут обеспечить достижение наибольших результатов с наименьшими жертвами. Проповедывать партизанство, как военную программу, то же самое, что рекомендовать возвращение от крупной промышленности к кустарному ремеслу."
РЕЗОЛЮЦИИ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ VIII СЪЕЗДА РКП(б)

Ленин расспрашивал про фронт. "Вы спрашиваете, не лучше ли прогнать всех бывших офицеров. А знаете ли вы, сколько их теперь у нас в армии?" -- "Не знаю". -- "Примерно?" -- "Не знаю". -- "Не менее тридцати тысяч". -- "Ка-а-ак?" -- "Не менее тридцати тысяч. На одного изменника приходится сотня надежных, на одного перебежчика два-три убитых. Кем их всех заменить?"

О БЫВШИХ ОФИЦЕРАХ
(Необходимое заявление)

Огульные, нередко несправедливые нападки на военных специалистов из бывших кадровых офицеров, работающих ныне в Красной Армии, создают в некоторой части командного состава настроение неопределенности и растерянности. С другой стороны, бывшие офицеры, сидящие в тылу, на штатских должностях, опасаются переходить в Красную Армию, ввиду недоверия к ним, которое искусственно подогревается неуравновешенными элементами в советских рядах. Ясно, насколько вредно такие явления отражаются на интересах действующей армии.

Считаю ввиду этого необходимым заявить: огульная враждебность к бывшим кадровым офицерам чужда как Советской власти, так и лучшим частям, действующим на фронтах. Каждый офицер, который хочет оборонять страну от насилия чужеземного империализма и его красновских и дутовских агентов, является желанным работником. Каждый офицер, который может и хочет содействовать внутреннему устроению армии и тем обеспечить достижение ее целей с наименьшей тратой рабочей и крестьянской крови, является желанным сотрудником Советской власти, имеет право на уважение и найдет его в рядах Красной Армии.

Советская власть жестоко расправляется с мятежниками и будет карать предателей и впредь, но в своей политике она руководствуется интересами трудового народа и революционной целесообразностью, а не слепым чувством мести.

Советской власти совершенно ясно, что многие тысячи и десятки тысяч офицеров, вышедших из школы старого режима, получивших определенное буржуазно-монархическое воспитание, не могли сразу освоиться с новым режимом, понять его и научиться его уважать. Но за 13 месяцев Советской власти для многих и многих из бывших офицеров стало ясно, что советский режим есть не случайность, а закономерно выросший строй, опирающийся на волю трудовых миллионов. Для многих и многих из бывших офицеров стало ясно, что никакой другой режим не способен сейчас обеспечить свободу и независимость русского народа от иноземного насилия.

Те из офицеров, которые, руководствуясь этим новым сознанием, честно идут в наши ряды, встретят полное забвение тех преступлений против народа, в которых они участвовали, толкаемые своим старым прошлым и революционно-политической неразвитостью.

На Украине, в рядах Краснова, в Сибири, в рядах англо-французских империалистов на Севере - есть немало бывших русских офицеров, которые теперь готовы были бы вернуться с повинной в Советскую Республику, если бы не боялись беспощадной расправы за свои прошлые деяния. По отношению к ним, к этим кающимся отщепенцам, остается в силе то, что сказано выше обо всей политике рабоче-крестьянского правительства: оно руководствуется в своих действиях революционной целесообразностью, но не слепой местью, и откроет двери каждому честному гражданину, который захочет работать в общих советских рядах.

Козлов.
30 декабря 1918 г.
О БЫВШИХ ОФИЦЕРАХ

"По вопросу о военных специалистах было пролито не мало чернил. Теперь этот вопрос в сущности разрешен теоретически и практически. Даже противники применения военных специалистов утверждают сами, что вопрос этот устарел. Практически он разрешен, потому что в нашей армии находятся сейчас уже не единицы, и не десятки, и не сотни, а десятки тысяч военных специалистов, десятки тысяч военных работников старой армии.
Практически этот вопрос разрешен. Он разрешен не только в том смысле, что военные специалисты, военные практики привлечены в армию, но и и том смысле, что он проведен на опыте. Выяснилось, что там, где военные специалисты были привлечены,где была проведена реорганизация партизанской армии в армию регулярную, там была достигнута устойчивость фронта, там был достигнут военный успех. И наоборот, там, где военные специалисты не нашли себе применения, где присланных из центра военных специалистов отсылали обратно или сажали на баржу, как это было в Кавказской армии, там мы пришли к полному разложению и исчезновению самих армий, там их нет, они разложились на наших глазах, не вынеся первого серьезного напора со стороны врага.
Практически во всей армии мы пришли к использованию военных специалистов, и на практике обнаружилось, что, если были случаи измены и предательства со стороны военных специалистов, то, с другой стороны, сплошь и рядом военные специалисты самоотверженно умирали на своих постах. Всякий, кто имеет известный опыт работы на фронте, может подтвердить вам этот факт.
Помимо того, надо признать, что заменить нашими коммунистическими работниками военных специалистов мы пока не имеем никакой возможности. Вопрос здесь историей поставлен так же, как он был поставлен по отношению к производственным
организациям. Во вчерашних прениях выяснилось с несомненностью, что строить новое мы могли бы в значительной степени только из обломков старого. Мы знаем, что только чрезвычайно ничтожная часть коммунистов имеется на командных должностях. Военные специалисты, которые служили старому режиму, были поставлены в новую армию, и для пролетарской диктатуры оказалось целесообразным пользоваться их услугами."

Доклад Г.Я. Сокольникова на VIII Съезде РКП(б)

Ленин, красная армия, Троцкий, РКП(б), съезд

Previous post Next post
Up